Стравинский И.Ф. Балет «Жар-птица»
Балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Либретто М. Фокина. Действие происходит в сказочном царстве Кащея в сказочные времена.
В конце лета 1909 года Стравинский после летнего отдыха в имении жены Устилуг приехал в Петербург, где предполагал продолжить сочинение оперы «Соловей». Там он неожиданно получил телеграмму от Дягилева. Знаменитый антрепренер Русских балетов в Париже предлагал молодому и еще малоизвестному композитору написать музыку балета «Жар-птица» для постановки весной 1910 года.
«Несмотря на то, что меня пугал самый факт заказа к определенному сроку — я еще не знал своих сил и боялся запоздать, — я все же дал согласие, — пишет Стравинский в мемуарной книге «Хроника моей жизни». — Предложение это было для меня лестным. Среди музыкантов моего поколения выбор пал именно на меня, и меня приглашали сотрудничать в крупном художественном предприятии бок о бок с людьми, которых мы привыкли считать мастерами своего дела».
Стравинскому было представлено готовое либретто, созданное выдающимся хореографом начала XX века, работавшим тогда в труппе Дягилева, М. Фокиным (1880—1942). Балетмейстер вспоминал: «Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).
Все образы народной фантазии уже пошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».
К работе были привлечены художники А. Бенуа, Я. Головин и Н. Стеллецкий, литератор П. Потемкин и писатель, знаток древнерусской словесности А. Ремизов. Были использованы сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе. Кроме того, Фокин ввел в либретто ночные игры и хороводы зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски» Ф. Сологуба, поставленной в петербургском «Театре на Литейном» весной 1909 года с его танцами.
Все сюжетные ходы были лишь предлогом для создания волшебных картин зачарованного царства и образа ослепительно прекрасной птицы; в либретто с самого начала были заложены картинность, живописная созерцательность, которые и определяли характер музыкальной драматургии. В основе эстетики «мирискусников» лежало желание «остановить прекрасное мгновение», любоваться им. Жанр балета как нельзя более подходил к этому стремлению, а образ сказочной Жар-птицы как символ абсолютной, недостижимой красоты, давал возможность подобного любования.
Мысль заказать «Жар-птицу» Стравинскому пришла Дягилеву на концерте, где исполнялся «Фейерверк» — одно из первых сочинений молодого композитора. «У публики «Фейерверк» <...> не имел успеха. Но и Дягилева и меня захватила эта музыка, — пишет Фокин. — Там было как раз то, чего я ждал для «Жар-птицы». Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете». Стравинский увлеченно принялся за работу в тесном контакте с Фокиным.
Дягилев с труппой находился в это время в Петербурге, и композитор частями сдавал ему музыку, на которую Фокин тут же ставил танцы. В хореографии «были применены три различных ряда выразительных средств, — пишет критик Добровольская. — Жар-птица танцевала на пуантах, в ее танце изобиловали прыжки, создававшие впечатление полетности. В основе партии Жар-птицы лежал классический танец, но он был использован ограниченно, в соответствии с задачами образа.
Царевны танцевали босыми. Тем самым пластика фантастической Жар-птицы противопоставлялась пластике царевен: они рисовались обыкновенными, хотя и опоэтизированными девушками, земными, но возвышенными. Персонажи Поганого царства были решены средствами гротеска... Пластика персонажей Поганого царства противопоставлялась и поэтичности царевен, и искрящейся в танце Жар-птице».
Балет был закончен к сроку, и труппа отправилась в Париж, куда после краткого отдыха от напряженной работы приехал и Стравинский. Премьера «Жар-птицы» состоялась 25 июня 1910 года на сцене Grand Opera в Париже. На ней присутствовал весь художественный бомонд: Марсель Пруст, Жан Жироду, Пьер Клодель, Морис Равель, Клод Дебюсси, Флоран Шмитт, Мануэль де Фалья. Успех был колоссальным. В один день ранее никому не известный русский композитор стал знаменитым.
Действующие лица:
Иван-царевич
Кащей бессмертный
Черный всадник, Ночь
Белый всадник, День
Царевич
Витязи, рожи-оборотни, колдуны, понятые, слуги Кащея
Содержание:
Мрачно в зачарованном царстве Кащея. Издалека приближается Черный всадник — Ночь. В полутьме вырисовывается волшебный замок, окруженный заповедным садом с высокой стеной. С зарей в саду загораются таинственным светом волшебные золотые яблоки и появляется Жар-птица. Она кружится вокруг чудесной яблони, не замечая Ивана-царевича, который тайком перебрался через стену. Иван-царевич ловит Жар-птицу. Она мечется, но царевич держит ее крепко. Тогда Жар-птица переходит от борьбы к мольбам, и Иван-царевич уступает: Жар-птица улетает, оставив в руках юноши три своих пера, а из заколдованного терема Кащея в сад выходят его пленницы-царевны.
Царевны играют вокруг яблони, и затаившийся царевич хватает одну из них. Царевна рассказывает ему, что злой Кащей похитил ее из родного дома и держит здесь в плену. Иван-царевич решает освободить прекрасных пленниц. Белый всадник — Утро — уже проехал мимо сада. Совсем рассвело, царевны, покорные воле Кащея, скрылись в тереме. Появляется Кащей, которого ведут под руки слуги. Он движется прямо на царевича, которому грозит участь всех, посмевших нарушить границы Кащеева сада: он превратится в камень.
В последний момент Иван-царевич вспоминает о волшебных перьях Жар-птицы. И вот она уже рядом. Тем временем царевич добывает яйцо, в котором заключена смерть Кащея, и разбивает его, Кащей падает замертво. Сад озаряется волшебным светом, свободны царевны, оживают и витязи, обращенные в камни. Жар-птица подает руку освободителю.
Музыка
Музыка балета — ярко красочная, наполненная оркестровыми эффектами, хотя и написана еще в традициях Римского-Корсакова, уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора. Сумрачные «ползущие» звучания Вступления рисуют зачарованный сад Кащея, его зловещее царство. «Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив, с изобретательно варьируемой красочной оркестровкой. В медленном, женственном «Хороводе царевен» Стравинский использует русскую народную песню «По садику». Музыкальный колорит напоминает здесь «Волшебное озеро» Лядова с его тончайшей звукописью. «Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, словно неживой танец, красочен, насыщен острыми ритмическими перебивками, исполненными дикой стихийной силы и пульсирующими на протяжении почти всего номера.
Видео в соцсети "ВКонтакте". Канал Zd Ru. Балет "Жар-птица"































Буланова Мария Андреевна, балерина
Нуйкина Анастасия, балерина
Мартынюк Валерия Юрьевна, балерина
Щербаков Василий, танцовщик
Стенюшкин Руслан, танцовщик
Яковлев Андрей Георгиевич, танцовщик
Бородулина Влада, балерина
Куликова Дарья, балерина
Лукина Анастасия, балерина
Байбордин Ярослав Эдуардович, танцовщик
Изместьев Максим, танцовщик
Мылышев Роман, танцовщик
Шапран Кристина Вячеславовна, балерина
Осмолкина Екатерина Николаевна, балерина
Хитеева Александра, балерина
Зюзин Максим, танцовщик
Корнеев Никита, танцовщик
Тимофеев Алексей, танцовщик
Колегова Анастасия Валерьевна, балерина
Евсеева Елена Юрьевна, балерина
Ильюшкина Мария, балерина
Коновалов Евгений, танцовщик
Сергеев Александр Валерьевич, танцовщик
Стёпин Филипп Александрович, танцовщик
Сомова Алина Алексеевна, балерина
Ширинкина Мария Вадимовна, балерина
Матвиенко Анастасия, балерина
Зеленский Игорь Анатольевич, танцовщик
Матвиенко Денис Владимирович, танцовщик
Зверев Константин Александрович, танцовщик
Хорева Мария Владимировна, балерина
Шакирова Рената Мухаметовна, балерина
Махалина Юлия Викторовна, балерина
Корсунцев Данила Викторович, танцовщик
Сарафанов Леонид Дмитриевич, танцовщик
Беляков Роман, танцовщик
Новикова Олеся Григорьевна, балерина
Батоева Надежда Владимировна, балерина
Скорик Оксана Владимировна, балерина
Шкляров Владимир Андреевич, танцовщик
Иванченко Евгений Николаевич, танцовщик
Ермаков Андрей Андреевич, танцовщик
Кондаурова Екатерина Борисовна, балерина
Лопаткина Ульяна Вячеславовна, балерина
Терёшкина Виктория Валерьевна, балерина
Петухов Александр Викторович, танцовщик
Гуданов Дмитрий Константинович, танцовщик
Янин Геннадий Петрович, танцовщик
Хохлова Дарья Евгеньевна, балерина
Ковалёва Алёна Игоревна, балерина
Тихомирова Анна Николаевна, балерина
Меркурьев Андрей Николаевич, танцовщик
Болотин Андрей Леонидович, танцовщик
Медведев Денис Владимирович, танцовщик
Горячева Анастасия Васильевна, балерина
Кретова Кристина Александровна, балерина
Лунькина Светлана Александровна, балерина
Скворцов Руслан Васильевич, танцовщик
Васильев Иван Владимирович, танцовщик
Волчков Александр Михайлович, танцовщик
Виноградова Мария Викторовна, балерина
Осипова Наталья Петровна, балерина
Капцова Нина Александровна, балерина
Цвирко Игорь Геннадьевич, танцовщик
Чудин Семён Сергеевич, танцовщик
Савин Денис Алексеевич, танцовщик
Смирнова Ольга Вячеславовна, балерина
Степанова Юлия Игоревна, балерина
Никулина Анна Михайловна, балерина
Овчаренко Артём Вячеславович, танцовщик
Лопатин Вячеслав Михайлович, танцовщик
Беляков Артемий Сергеевич, танцовщик
Шипулина Екатерина Валентиновна, балерина
Сташкевич Анастасия Витальевна, балерина
Образцова Евгения Викторовна, балерина
Лобухин Михаил Юрьевич, танцовщик
Лантратов Владислав Валерьевич, танцовщик
Родькин Денис Александрович, танцовщик
Крысанова Екатерина Валерьевна, балерина
Вишнёва Диана Викторовна, балерина
Захарова Светлана Юрьевна, балерина
Александрова Мария Александровна, балерина
Алфимова Маргарита Николаевна, балерина
Алексеева Людмила Васильевна, балерина
Акчурин Николай Яковлевич, танцовщик
Аксёнова Екатерина Всеволодовна, балерина
Акимов Борис Борисович, танцовщик
Чайковский П.И. Балет «Лебединое озеро»
Бородин А.П. Балет «Половецкие пляски»
Головин А.И. Балет «Бемби»
Прокофьев С.С. Балет «Блудный сын»
Стравинский И.Ф. Балет «Аполлон Мусагет»
Чайковский П.И. Балет «Спящая красавица»
Асафьев Б.В. Балет «Пламя Парижа»
Гаврилин В.А. Балет «Анюта»
Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик»
Стравинский И.Ф. Балет «Свадебка»
Римский-Корсаков Н.А. Балет «Шехеразада»
Глазунов А.К. Балет «Раймонда»
Стравинский И.Ф. Балет «Петрушка»