Римский-Корсаков Н.А. Балет «Шехеразада»
Балет на музыку Н. Римского-Корсакова в одном акте, двух картинах. Либретто А. Бенуа. Действие происходит на Востоке в сказочные времена.
«В середине зимы (1887—1888 года. — Л. М.), среди работ над «Кн[язем] Игорем» и прочим у меня возникла мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады»...» — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. Лето 1888 года композитор с семьей проводил в Нежговицах — имении своего знакомого в Лужском уезде Петербургской губернии.
Оттуда он писал Глазунову: «Я задумал выполнить во что бы то ни стало затеянную давно оркестровую сюиту на «1001 ночь»; припомнил все, что у меня было, и заставил себя заняться. Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь».
Нерадостный тон письма был вызван тем, что 1880-е годы стали для композитора трудным временем. Росла семья, которую нужно было содержать. Чрезвычайное количество различных обязанностей — профессура в консерватории, исполнение должности помощника управляющего Придворной певческой капеллой, участие в издательском деле М.П. Беляева, в концертах РМО, редактирование музыки ушедших из жизни друзей — почти не оставляло ни времени, ни душевных сил для творчества.
Тем не менее, именно в эти годы Римским-Корсаковым были написаны прекрасные произведения, в том числе и «Шехеразада», которой суждено было стать одной из вершин симфонического творчества композитора. На автографе партитуры сохранились даты написания каждой из четырех частей сюиты: в конце первой части — 4 июля 1888 г. Нежговицы. В конце второй — 11 июля, в конце третьей — 16 июля, в конце всей партитуры — 26 июля.
В основу сюиты, посвященной В. Стасову, Римский-Корсаков положил некоторые из широко распространенных арабских сказок сборника «1001 ночь». Этот сборник — памятник средневековой арабской литературы, исток которого восходит к персидским сказаниям IX века — окончательно сложился в XV веке, а с XVII века довольно широко распространился на Востоке.
В 1704—1717 годах появился первый перевод сборника на французский язык А. Галлана. Русский перевод с французского впервые был осуществлен в 1763—1777 годах. Таким образом, русским читателям уже более ста лет были широко известны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены Шехеразады.
Следуя пожеланию композитора, исследователи его творчества никогда не занимались уточнениями программы. По свидетельству самого авторитетного исследователя творчества композитора А. Соловцова, «... остается неясным, какие же именно эпизоды прославленного издания арабских сказок вдохновили Римского-Корсакова и как, в каких музыкальных образах воплощены они в сюите. <...> Римский-Корсаков вполне обоснованно подчеркивает <...> что в основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды <...> Действительно, картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом и не являются повествованием о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».
В 1910 году, готовя второй Русский сезон в Париже, Сергей Дягилев решил воспользоваться «Шехеразадой» для постановки балета Михаилом Фокиным (1880—1942), уже ярко проявившим себя на протяжении нескольких лет и ставшим постоянным хореографом Русских сезонов. Либретто создавалось совместно Александром Бенуа (1870—1960), художником, критиком, одним из лидеров «Мира искусства», Дягилевым и Фокиным.
Однако на афише спектакля, премьера которого состоялась 4 июня 1910 года в парижской Grand Opera, автором либретто был назван Бакст, художник спектакля. Это вызвало возмущение Бенуа, но на его упреки Дягилев ответил просто: «Надо было дать что-нибудь Баксту. У тебя "Павильон Армиды", а у него пусть будет "Шехеразада"».
Балет в блестящем исполнении дягилевской труппы имел колоссальный успех. Его хореография была основана на сложных движениях нескольких групп танцоров, в которые вплетались индивидуальные па. В кульминации — сцене оргии — все группы соединялись в одну, внезапно останавливались, а затем движение резко ускорялось, «словно для того, чтобы распутать это сплетение человеческих тел», — вспоминал один из помощников Дягилева.
Роль Зобеиды, предназначавшаяся для Иды Рубинштейн, внешность которой удивительно подходила для воплощения роковых восточных красавиц, отличалась минимальными движениями. Все складывалось из отдельных поз, жестов, поворотов головы. Роль Золотого раба исполнял Нижинский — уникальный танцор, отличавшийся удивительной гибкостью, высочайшим прыжком, во время которого он словно парил в воздухе.
По словам Фокина, Нижинский «напоминал первобытного дикаря... всеми своими движениями. Это — полуживотное-получеловек, похожий то на кошку, мягко перепрыгивающую громадное расстояние, то на жеребца с раздутыми ноздрями, полного энергии и от избытка силы перебирающего ногами на месте». Бенуа также оставил свое впечатление: «полукошка-полузмея, дьявольски проворный, женоподобный и в то же время страшный». Марсель Пруст, побывавший на премьере, сказал: «Я никогда не видел ничего более прекрасного».
В последующие годы предпринимались и другие попытки балетного воплощения этой музыки, как в четырех картинах (Москва, балетмейстеры Л. Жуков, позднее В. Бурмейстер), так и в четырех актах (Ленинград, балетмейстер Н. Анисимова). В разных вариантах, поставленная разными балетмейстерами «Шехеразада» шла во многих городах СССР, однако подлинной классикой жанра осталась первая постановка Фокина, которая периодически возобновляется на разных сценах.
Действующие лица:
Шах Шахриар
3еман, его брат, правитель Персии
3обеида, его жена
Золотой раб
Жены Шахриара, альмеи, евнухи, черные рабы, янычары
Содержание:
В шахском гареме Зобеида пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Зобеида вновь пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту. Зобеида умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любовников — негров. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, развлекающихся с любовниками. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Зобеида молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах.
Музыка
В «Шехеразаде» проявились лучшие качества творчества Римского-Корсакова: яркая характеристичность образов, блестящее владение всем разнообразием оркестровых красок, точность и выверенность формы.
Первая часть с ее могучими и грозными унисонами, прихотливой мелодией скрипки соло и образами водной стихии — увертюра спектакля.
Вторая часть с восточного склада мелодиями, развернутой каденцией кларнета, звучит в начале балета. Четвертая часть (третья выпущена) — самая продолжительная, с капризной, усложненной каденцией, бурными, неистовыми пассажами, воинственными возгласами и грозными звучаниями из второй части — основа сцены расправы. Но все постепенно затихает. Задумчиво и спокойно исполняет каденцию скрипка. На пианиссимо у струнных проходит смягчившаяся тема Шахриара. В последний раз отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре, завершает сюиту прихотливая скрипичная тема.
Видео в соцсети "ВКонтакте". Канал Zd Ru. Балет "Шехеразада"































Буланова Мария Андреевна, балерина
Нуйкина Анастасия, балерина
Мартынюк Валерия Юрьевна, балерина
Щербаков Василий, танцовщик
Стенюшкин Руслан, танцовщик
Яковлев Андрей Георгиевич, танцовщик
Бородулина Влада, балерина
Куликова Дарья, балерина
Лукина Анастасия, балерина
Байбордин Ярослав Эдуардович, танцовщик
Изместьев Максим, танцовщик
Мылышев Роман, танцовщик
Шапран Кристина Вячеславовна, балерина
Осмолкина Екатерина Николаевна, балерина
Хитеева Александра, балерина
Зюзин Максим, танцовщик
Корнеев Никита, танцовщик
Тимофеев Алексей, танцовщик
Колегова Анастасия Валерьевна, балерина
Евсеева Елена Юрьевна, балерина
Ильюшкина Мария, балерина
Коновалов Евгений, танцовщик
Сергеев Александр Валерьевич, танцовщик
Стёпин Филипп Александрович, танцовщик
Сомова Алина Алексеевна, балерина
Ширинкина Мария Вадимовна, балерина
Матвиенко Анастасия, балерина
Зеленский Игорь Анатольевич, танцовщик
Матвиенко Денис Владимирович, танцовщик
Зверев Константин Александрович, танцовщик
Хорева Мария Владимировна, балерина
Шакирова Рената Мухаметовна, балерина
Махалина Юлия Викторовна, балерина
Корсунцев Данила Викторович, танцовщик
Сарафанов Леонид Дмитриевич, танцовщик
Беляков Роман, танцовщик
Новикова Олеся Григорьевна, балерина
Батоева Надежда Владимировна, балерина
Скорик Оксана Владимировна, балерина
Шкляров Владимир Андреевич, танцовщик
Иванченко Евгений Николаевич, танцовщик
Ермаков Андрей Андреевич, танцовщик
Кондаурова Екатерина Борисовна, балерина
Лопаткина Ульяна Вячеславовна, балерина
Терёшкина Виктория Валерьевна, балерина
Петухов Александр Викторович, танцовщик
Гуданов Дмитрий Константинович, танцовщик
Янин Геннадий Петрович, танцовщик
Хохлова Дарья Евгеньевна, балерина
Ковалёва Алёна Игоревна, балерина
Тихомирова Анна Николаевна, балерина
Меркурьев Андрей Николаевич, танцовщик
Болотин Андрей Леонидович, танцовщик
Медведев Денис Владимирович, танцовщик
Горячева Анастасия Васильевна, балерина
Кретова Кристина Александровна, балерина
Лунькина Светлана Александровна, балерина
Скворцов Руслан Васильевич, танцовщик
Васильев Иван Владимирович, танцовщик
Волчков Александр Михайлович, танцовщик
Виноградова Мария Викторовна, балерина
Осипова Наталья Петровна, балерина
Капцова Нина Александровна, балерина
Цвирко Игорь Геннадьевич, танцовщик
Чудин Семён Сергеевич, танцовщик
Савин Денис Алексеевич, танцовщик
Смирнова Ольга Вячеславовна, балерина
Степанова Юлия Игоревна, балерина
Никулина Анна Михайловна, балерина
Овчаренко Артём Вячеславович, танцовщик
Лопатин Вячеслав Михайлович, танцовщик
Беляков Артемий Сергеевич, танцовщик
Шипулина Екатерина Валентиновна, балерина
Сташкевич Анастасия Витальевна, балерина
Образцова Евгения Викторовна, балерина
Лобухин Михаил Юрьевич, танцовщик
Лантратов Владислав Валерьевич, танцовщик
Родькин Денис Александрович, танцовщик
Крысанова Екатерина Валерьевна, балерина
Вишнёва Диана Викторовна, балерина
Захарова Светлана Юрьевна, балерина
Александрова Мария Александровна, балерина
Алфимова Маргарита Николаевна, балерина
Алексеева Людмила Васильевна, балерина
Акчурин Николай Яковлевич, танцовщик
Аксёнова Екатерина Всеволодовна, балерина
Акимов Борис Борисович, танцовщик
Чайковский П.И. Балет «Лебединое озеро»
Бородин А.П. Балет «Половецкие пляски»
Головин А.И. Балет «Бемби»
Прокофьев С.С. Балет «Блудный сын»
Стравинский И.Ф. Балет «Аполлон Мусагет»
Чайковский П.И. Балет «Спящая красавица»
Асафьев Б.В. Балет «Пламя Парижа»
Гаврилин В.А. Балет «Анюта»
Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик»
Стравинский И.Ф. Балет «Свадебка»
Римский-Корсаков Н.А. Балет «Шехеразада»
Глазунов А.К. Балет «Раймонда»
Стравинский И.Ф. Балет «Петрушка»