Внеплановые проверки должны будут согласовываться прокуратурой
Брифинг Министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова 1 апреля 2021 года в Доме Правительства (Москва)
Тема брифинга: о сокращении административной нагрузки на бизнес и программах развития регионов.
- Сегодня были утверждены изменения в проект-спутник закона о контрольно-надзорной деятельности. Максим Геннадьевич, расскажите, в чём суть поправок и как они повлияют на бизнес.
Президент Российской Федерации в своём послании ещё в 2020 году обозначил цель перейти на новые правила в работе контрольно-надзорных органов, внедрить новое законодательство – и всё это сделать с 2021 года. В этой связи в прошлом году был принят новый закон о контрольно-надзорной деятельности.
Он увязал число проверок, интенсивность проверок с теми реальными рисками, которые существуют. Основной акцент в этом законе сделан на профилактику, а не на наказание.
И с учётом опыта ковидной реальности были предложены новые технологии, а именно технологии дистанционного взаимодействия с бизнесом, в том числе дистанционная форма проведения выездных проверок, что нам было крайне необходимо при продлении достаточно большого числа документов.
Более того, и в самом механизме обжалования действий контролёров тоже запускается новая форма: обжалование действий в электронном виде.
Надо сказать несколько слов о масштабе контрольно-надзорной деятельности, которая осуществляется в стране. Всего эти новые процедуры и новые подходы будут касаться полутора миллионов проверок, то есть полтора миллиона контрольных мероприятий различного рода в год в стране проводится.
При этом в 2020 году их число снизилось до 790 тыс., то есть практически в два раза, и как мы видим, ничего страшного не произошло. Поэтому задача Правительства теперь – в рамках нового принятого системного закона изменить всю систему законодательства.
Важнейшим шагом здесь были как раз поправки к закону, принятому Государственной Думой в первом чтении, которые касаются 130 законов и приводят в соответствие все отраслевые законы о контрольно-надзорной деятельности – внедряют туда эти новые правила, новые принципы, риск-ориентированный подход и так далее.
Это была очень большая работа, поскольку она касается конкретной деятельности в конкретных отраслях. Эта работа интенсивно шла последние несколько месяцев. Очень много было разногласий с ведомствами, не все соглашались с этим переходом.
Тем не менее все разногласия на сегодняшний момент преодолены. Большая работа была проведена в Аппарате Правительства под руководством Дмитрия Юрьевича Григоренко. Все эти вопросы решены, поэтому сегодня соответствующие поправки были поддержаны Правительством.
Несколько слов о том, что конкретно в этих поправках содержится.
Во-первых, устраняются нормы, которые противоречат новым подходам в системе контроля. Например, после принятия поправок нельзя будет проводить внеплановые проверки, выездные проверки без согласования с прокуратурой.
Уже нельзя будет контрольным органам, инспекторам прийти, например, в ресторан, пробить чек, сделать контрольную закупку, а потом это оформить как результат проверки – без предварительного согласования с прокуратурой.
Далее. Разграничены очень чётко полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Чётко определены типы контроля, виды контроля. Как пример, большая работа, наибольшее число проверок у нас приходится на пожарный надзор.
Вместе с Министерством по чрезвычайным ситуациям мы детально расписали, какие конкретные объекты проверяются, какие конкретно требования пожарной безопасности входят в сферу контроля.
Включили в предмет надзора технический регламент, зафиксировали обязательную профилактику рисков. И такой объём, такая детализация была по каждому виду контроля проведена.
Следующий шаг нам предстоит сделать после рассмотрения документа – и мы рассчитываем на поддержку со стороны Государственной Думы этого важнейшего законопроекта. Надо будет привести в соответствие с этим законом все постановления, которые регламентируют детально контроль.
То есть предстоит ещё достаточно большой пласт работы, который тоже запущен. Все федеральные акты должны быть приведены к 1 июля в порядок. Все региональные и муниципальные – к 1 января следующего года. Это тоже большая работа, которую мы планируем.
И конечно, очень важно, что внедрение этого законодательства в конечном итоге позволит нам ещё и сделать большой шаг в цифровизации контроля. Мы формализуем все чек-листы.
Иными словами, при проведении проверки, при новой системе, скажем так, самодеятельность контролирующих органов, инспекторов будет существенно ограничена. Я бы сказал, что для неё места не останется.
То есть будут конкретные чек-листы: на что конкретно проводится проверка, что сделано, что не сделано, какие формальные требования выполнены или нет. Дальше всё переводится в электронный вид – и чек-листы, и всё взаимодействие, приказы.
Приказы будут присылаться бизнесу тоже в электронном виде. Сейчас для этого используются почтовые пересылки, то есть это время, деньги и так далее.
И в конечном итоге все контакты со стороны контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде. Мы всю историю сможем проследить. Это нам даст ещё и пищу для дальнейшего внедрения риск-ориентированного подхода.
Напоминаю, что обновлённая система должна заработать с 1 июля этого года в полном объёме. И конечно, для нас, для всей системы органов власти, это очень серьёзный вызов. И все органы власти над этим очень плотно сейчас работают.
- Максим Геннадьевич, в конце прошлого года Правительство утвердило новый механизм поддержки регионов через реструктуризацию бюджетных кредитов. Есть ли интерес к этому инструменту?
И какие ещё меры планируется принять для снижения долговой нагрузки регионов?
По поручению Президента в прошлом году были подготовлены, приняты все необходимые акты, связанные с реструктуризацией бюджетных кредитов – со стороны регионов в адрес федерального бюджета.
Общий объём долгов регионов перед федеральным бюджетом – 1,2 трлн рублей. 420 млрд рублей подверглись реструктуризации.
Условия этой реструктуризации таковы, что в 2020 и 2021 годах регионы могут высвобожденные деньги (то есть то, что они должны были по графику возвращать, но возврат переносится на более поздний период – до 2029 года), направить на компенсацию выпадающих налоговых доходов, реализацию мер по борьбе с ковидом.
И дополнительное направление – это как раз финансирование инфраструктуры для инвестиционных проектов, тех проектов, которые создают новые рабочие места. Со следующего года, с 2022-го, все деньги, которые высвободились от реструктуризации, должны быть направлены на поддержку инвестпроектов.
Более того, ещё и второй шаг сделан. Все налоги с этих инвестиционных проектов могут быть направлены на погашение тех самых кредитов.
Иными словами, если регион хорошо отработал – создан инвестиционный проект, который генерит большой поток налогов, в том числе и в федеральный бюджет, то эти налоги сокращают задолженность региона перед федеральным бюджетом.
Теперь по поводу востребованности. 420 млрд рублей, как я сказал, это общий объём реструктуризации. На 98 млрд рублей в настоящее время регионы уже представили конкретные проекты. Причём 98 млрд рублей – это только стоимость инфраструктуры для проектов.
Сам объём инвестиций, которые этим поддерживаются, составил 1,3 трлн рублей, и эти инвестиционные проекты предполагают создание 64 тыс. рабочих мест. То есть мы видим, что этот инструмент востребован.
Из этих 98 млрд рублей 49 млрд рублей – это проекты, которые уже были рассмотрены на правительственной комиссии под руководством Марата Шакирзяновича Хуснуллина и поддержаны.
И ещё 49 млрд рублей – в настоящий момент мы финализируем документы, в ближайшее время тоже внесём на рассмотрение комиссии. Рассчитываем, что эти проекты тоже будут поддержаны.
Поэтому инструмент востребованный, и в то же время мы понимаем, что 420 млрд рублей, 100 млрд рублей – далеко не все возможности исчерпаны.
Поэтому вчера Президент дал поручение в адрес регионов максимально ускорить эту работу, чтобы коллеги максимально использовали возможности, которые федеральный бюджет, Правительство создают.
Теперь по поводу регионов, которые уже в полной мере использовали эту возможность… Кстати, 69 регионов имеют такую возможность, это важный момент, не все субъекты. Есть часть субъектов, у которых не было бюджетных кредитов перед федеральным бюджетом.
Те, кто уже полностью воспользовался ресурсами от реструктуризации, – Курская область, Республика Мордовия, Татарстан (93% использовал), Новгородская область (90%), Орловская область (79%).
Всего сейчас 40–46 регионов, которые активно движутся. Оставшиеся регионы мы призываем максимально быстро готовить проекты.
Если говорить об отраслевом разрезе проектов, которые мы поддерживаем вложениями в инфраструктуру, то это в первую очередь обрабатывающая промышленность (63%), фармацевтика, химия, машиностроение и деревообработка – отрасли, которые хорошо создают занятость, приводят к созданию налоговой базы для региональных бюджетов.
На втором месте проекты по комплексному жилищному строительству (17%). Здесь достаточно крупные проекты заявили Мордовия, Республика Коми, Чувашия, Кемеровская и Омская области. Есть ряд перспективных проектов в сфере АПК (6% в структуре инвестиций).
И мы видим, что появляется прослойка инвестиций в туристическую инфраструктуру – гостиницы, канатная дорога. И очень важно для нас, что этот инструмент дополняет систему поддержки особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
То есть мы видим, что регионы концентрируют свои проекты именно в этих территориях и инфраструктуру делают в том числе для этих территорий. Это говорит о том, что есть большой потенциал для реализации в дальнейшем проектов.
Будем и дальше с регионами активно работать. Рассчитываем, что за этот год бóльшая часть этого потенциала (у регионов есть ещё 300 млрд рублей) будет дополнительно направлена в инфраструктуру. Мы рассчитываем, что регионы полностью воспользуются этим инструментом.






























Орешкин: "В гонку суверенитетов вступили все крупные страны"
Набиуллина: "Есть искушение думать, что нам море по колено"
Решетников: "Экономика оказалась существенно крепче и гибче"
Путин: "В странах Евразийского союза фиксируется стабильный рост эконо...
Белоусов: "Всего на внешние рынки в этом году вышли более 60 тысяч мал...
О текущей ценовой ситуации
"Если Бог с тобой, неважно кто против тебя"
О текущей ситуации в российской экономике
Глеб Никитин: нижегородская экономика показывает темпы роста выше сред...
Конференция "Путешествие в мир искусственного интеллекта"
О результатах размещения средств Фонда национального благосостояния
Обращение к участникам Кимберлийского процесса
Путин: уважаемые коллеги предлагают запретить ввоз в Россию отвёрток и...
"Будем лопать пустоту", или наше завтра от Сбербанка
Глава Ставрополья: фиксируем взрывной рост экспорта в Латинскую Америк...
Игорь Бабушкин: все необходимое для работы МТК "Север-Юг" у нас есть
О текущей ценовой ситуации. 11 октября 2023 года
Антон Силуанов: "Рост номинальных зарплат бюджетников в 2024 году сост...
Путин: "Вы кто такие вообще? Какое вы имеете право кого-то предупрежда...
Мишустин: "Наша ключевая задача - достижение технологического суверени...
"Мы сейчас оцениваем запас капитала в целом по банковской системе в 6 ...
Путин: "Дальний Восток - наш стратегический приоритет на весь XXI век"
Логика санкционной войны
Экономика русской победы. Часть II
Экономика русской победы. Часть I
Необходим незамедлительный переход к системе стратегического планирова...
Экономическую войну против России ведут грабители
Новые экономические санкции против России и Китая
"Мы допускаем возможность дальнейших повышений ключевой ставки"
"Цифровой рубль - это замена наличному рублю"
"Коллеги из ЕС отодвинули необходимость уплаты углеродного сбора на тр...
Кто заказал глобальную климатическую истерику?
Минфин и Центробанк работают в интересах финансовых спекулянтов
Бастрыкин: "За противозаконный оборот цифровой валюты необходима уголо...
Голикова: "В 32 регионах введена обязательная вакцинация от COVID-19"
Решетников: "Мы рассчитывали поддержать 5,3 млн рабочих мест"
Малков: "Методология расчёта инфляции не меняется"
Путин: "К 2024 году доля современного оружия и техники в войсках соста...
"За предстоящие 30 лет объём чистой эмиссии парниковых газов в России ...
Новая Сибириада
Внеплановые проверки должны будут согласовываться прокуратурой
"Длинные деньги" под низкий процент для развития регионов России
Решетников: "Мы сможем в летнее время сдержать рост цен"
Набиуллина: "Официальные цифры не совпадают с цифрами, которые люди ощ...
Решетников: "Никакие частные инвестиции невозможны без инвестиций госу...
Швецов: "Потребитель должен немножечко быть скептичен относительно фин...
Пандемия ведёт мировую экономику к долговой катастрофе
Голикова: "Особый акцент мы сейчас делаем на граждан 60+"
Моисеев: "Инвестировать необходимо максимально осознанно"
"Не все ещё мосты сожжены нашими дорогими партнёрами"
Белоусов: "Новый закон о банкротстве имеет революционный характер"
Brent - 61,34, доллар - 73,93, евро - 89,60
Силуанов: "Важно защищать граждан от агрессивной политики со стороны ф...
Решетников: "Около 200 мероприятий плана восстановления экономики реал...
Путин: "Без эффективных действий государства множество людей рискуют о...
"Каждый пятый метр жилья должен стать новым"
"Необходимо внедрять программы, направленные на снижение выбросов СО2 ...
Аксаков: "Через механизм «зелёного» финансирования в Россию может при...
Сазанов: "Финансовые результаты, которые демонстрирует наш нефтяной се...
Абрамченко: "Мы предотвратили катастрофу в Усолье-Сибирском"
"Мы ориентируемся на европейскую вакцину"
"Мы надзиратели, наше дело - следить, чтобы продукция была безопасна"
"Наша задача - автоматизировать учительскую рутину"
"С этого года трансформируем механизм – ключевые инициативы собираем в...
Путин: "Человеку неподготовленному трудно разобраться в вашем птичьем ...
Мы не ждём от следующей администрации прорывов
"Сегодня мы сохранили ключевую ставку на уровне 4,25% годовых"
"Мест в больницах хватает всем"
"Мы в этом году заработаем более 700 миллиардов рублей чистой прибыли"
Путин: "Искусственный интеллект заменить главу государства не сможет"
Греф: "Мы пять лет работаем над созданием платформы для школ «СберКлас...
Путин: "Искусственный интеллект никогда не заменит человека"
Голикова: "В пяти регионах РФ занято более 95% коечного фонда"
Справедливое изъятие природной ренты как источник пополнения бюджета
Силуанов: "2,1% - рост экономики в четвёртом квартале прошлого года"
"В ходе массового применения вакцина пройдет дальнейшее исследование"
Как Америка пытается спасти гегемонию печатного станка
О главной слабости Евросоюза
Путин: "Россия лидирует по количеству тестов на тысячу человек"
Путин: "Прошу утвердить проект по развитию искусственного интеллекта ...
Путин: "Сбербанк де?факто стал одним из главных участников рынка инфо...
Греф: "Сбербанк был признан лучшим банком мира за последние пять лет"
Котяков: "Поддержка семей с детьми является приоритетной задачей для ...
Голикова: "За январь – апрель 2020 года смертность в Российской Федер...
Володин: "Есть обращение председателя правительства с просьбой этот з...
Цивилизация Потопа начала гибридную войну, по наглости похожую на опиу...
Егоров: "Компания или ИП должны быть в реестре пострадавших отраслей"
Попова: "Нам нужны новые правила. Новые правила, которые связаны с ог...
Путин: "К середине мая мы удвоим число тестирований, доведём их до 30...
Решетников: "Один минимальный размер оплаты труда на каждое рабочее м...
Путин: "Опасность дальнейшего распространения болезни не миновала. Он...
"Субъекты малого и среднего предпринимательства получили перенос срока...
Над пропастью во лжи. Часть III-IV
Над пропастью во лжи. Часть II
Над пропастью во лжи. Часть I
"Cейчас действовать по какому-то единому шаблону не только неэффективн...
От колониального режима - к суверенитету
"Планируется выделение 500 млрд рублей системообразующим предприятиям"
"Как полагают специалисты-вирусологи, пик эпидемии в мире ещё не пройд...
Идеология во времена пандемии