Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Генерал Врангель (фрагмент). 2007 г.
Автор: Ромасюков Андрей Николаевич
Источник: Художник Андрей Ромасюков
08:00 / 09.09.2020

Русский исход
В нашем Отечестве очень много памятников, улиц, учреждений в честь представителей одной стороны той войны – красной. Долгие годы их прославляли, всячески затирая, очерняя их противников – белых. Белых выставляли «наймитами Запада», «помещиками и капиталистами», которые хотели вернуть свое имущество. Это и есть злонамеренное переписывание подлинной истории России

В Севастополе установят памятник всем участникам Гражданской войны

Отсюда, из Севастополя, начался поистине Русский исход – эвакуация Русской армии генерала Врангеля и гражданских беженцев, которым грозила расправа со стороны большевиков. Впереди у армии были годы испытаний на чужбине, а у русских людей – необходимость начинать жизнь с самого начала, с нуля…

Согласно проекту, памятник состоит из фигуры Родины-Матери, простершей свои руки над двумя фигурами – белогвардейского офицера и красноармейца.

Этот памятник должен стать одним из немногих монументальных объектов на огромной территории нашего Отечества, который будет отдавать честь и белому воину, и красному.

В этом смысле он – знаковый. Как бы возвращающий нам доблестное наследие  армии, которая называлась Русской. И наследие огромного количества русских людей, хранивших русскую культуру и русскую идентичность на чужбине.

В части Русской армии в годы Гражданской вступали, по выражению Михаила Булгакова, «романтические поручики и штабс-капитаны» – офицеры военного времени, заслужившие свои погоны на фронтах Первой мировой.

Подавляющее большинство из них были крестьянского происхождения. Вместе с ними Родину сначала защищали, а затем покинули кадеты, юнкера, студенты и гимназисты – русская молодежь.

В эмиграции русские воины становились таксистами и преподавателями институтов, инженерами и модельерами, изобретателями и исследователями. Русские верили в Бога, строили церкви и писали книги.

Вклад «белых» русских в науку и технику, в культуру многих стран невозможно переоценить. Целые колонии образованных русских способствовали развитию принявших их стран – Сербии и Болгарии, США и стран Латинской Америки.

В эмиграции русские осмыслили многое и оставили колоссальное литературное, философское и научное наследие.

Образы белых воинов привлекали и советских людей, воспитанных в условиях коммунистической монополии на идеологию. Режиссер культового советского фильма «Чапаев» Георгий Васильев, сыгравший в своем фильме роль белого офицера, говорил, что эта роль – «долг перед павшими».

Поручик Говоруха-Отрок в фильме «Сорок Первый», Брусенцов из фильма «Служили два товарища», блестяще сыгранный Владимиром Высоцким, булгаковские офицеры из фильмов «Дни Турбинных» и «Бег» вызывали неподдельную симпатию.

Белая Россия, её подвиг столетней данности, её наследие привлекают наших соотечественников и поныне.

Не зря в ограде Донского монастыря в Москве в октябре 2005 года был перезахоронен прах командующего Вооруженными силами Юга России, генерала Антона Деникина и идеолога белых, философа Ивана Ильина.

Книги, воспоминания участников Белого движения многократно переиздаются и вызывают постоянный интерес.

И вот, в Крыму, в Севастополе, откуда отправились последние корабли с белыми русскими, к столетию Русского исхода, было решено поставить памятник. Первоначально этот проект назвали «Памятник Примирению», что вызвало некоторые дискуссии в обществе.

Можно ли, и нужно ли примирять непримиримых врагов посмертно? Можно ли примирить Петра Врангеля и Белу Куна? С обеих сторон – от сторонников левых и от защитников памяти белого движения – раздавались возгласы протеста.

Для того, чтобы памятник не стал «яблоком раздора», его переименовали сначала в «Памятник единению России», а затем – в «Памятник окончанию Гражданской войны».

Но «Памятник окончанию Гражданской войны» – это тоже не совсем точное название. Ведь Гражданская война продолжалась и после 1920-го.

Белые формирования продолжали борьбу на Дальнем Востоке до осени 1922 года, а вооружённое народное сопротивление большевизму – крестьянские восстания – продолжалось в отдельных регионах СССР вплоть до начала 1930-х.

Да и задача памятника в том, чтобы показать, что гражданская война – это не что-то «исторически необходимое».

Гражданская война – это большая беда для народа. И здесь важно отметить, что те, кто прославляют сам факт гражданской войны, романтизируют её, невольно (а чаще – вполне осознанно) тем самым призывают к повторению её ужасов.

В нашем Отечестве очень много памятников, улиц, учреждений в честь представителей одной стороны той войны – красной. Долгие годы их прославляли, всячески затирая, очерняя их противников – белых.

Белых выставляли «наймитами Запада», «помещиками и капиталистами», которые хотели вернуть свое имущество (кстати, у подавляющего большинства белогвардейцев вообще ничего не было).

Я не буду здесь развенчивать эти мифы – разумный человек легко найдет, что почитать на эту тему.

Я лишь скажу, что безудержное прославление красной стороны в советские годы (вкупе с откровенными палачами, типа Белы Куна и Землячки) – это такое же переписывание подлинной истории, как и сегодняшняя ревизия итогов Второй мировой войны.

Всегда есть сторона, в чью пользу переписывается история. В этой связи уместно вспомнить Украину. В сегодняшней украинской историографии «наши», «украинцы» – это только петлюровцы. Ну, или гетманцы, в крайнем случае.

На Украине сегодня безальтернативно навязывается взгляд, что в 1917-1920 годах там якобы Гражданской войны и вовсе не было. Была национально-освободительная, или «вызвольни змагання».

Все уроженцы Украины, служившие в красной или белой армиях, преданы забвению. Их как бы не существовало – ни киевлян Деникина и Дроздовского, ни черниговца Щорса.

А ведь по сравнению с белыми и красными, украинские национальные формирования были очень незначительны по численности и влиянию. И главная битва у них была между собой, между петлюровцами и гетманцами под Мотовиловкой.

Под ногами у белых и красных украинские части вообще старались не путаться. Так что история Гражданской войны украинцами фальсифицирована тотально.

В этом смысле памятник в Севастополе, в композиции которого предусмотрены фигуры красноармейца и белогвардейца, подчеркнет главный смысл того, что происходило сто лет назад.

Да, были «зеленые», «националы», всякие прочие бандиты. Но главная борьба (и на окраинах России в том числе!) происходила между адептами мировой революции и сторонниками естественного развития исторической России.

За последние два десятилетия установлено всего несколько памятников, которые посвящены людям, боровшимся за историческую, национальную Россию.

Памятники Корнилову – в станице Елизаветинской, где он погиб, и в Краснодаре. Памятник генералу Сергею Маркову в Сальске. Памятник адмиралу Колчаку в Иркутске.

Памятник Исходу в Новороссийске и памятники примирению в Новочеркасске, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Несколько памятных плит и памятников на могилах.

На фоне огромного количества памятников деятелям революции, на фоне искаженной топонимики большинства русских городов (ну вот какое отношение имеют «либкнехты-цеткины-радеки-демонстрации» к городам, основанным ещё древнерусскими князьями?), памятников белым воинам – совсем незначительное количество.

И установка каждой новой доски или монумента им вызывает истерическую реакцию левых. Они немногочисленны, но очень крикливы.

В ход идут все пропагандистские клише относительно белых русских, изобретенные за годы советской власти. Спорить с этими клише нет смысла – каждый, кто хотел, уже разобрался.

Сегодня доступны все воспоминания участников и очевидцев Гражданской войны. Можно посмотреть на каждый ее эпизод не только глазами партийного пропагандиста. Но и глазами русского генерала, офицера и даже рядового добровольца.

И те ценности, за которые они шли в бой, их главный лозунг – «За единую и неделимую Россию!» – сегодня вновь актуален, как никогда. Как вновь актуально собирание земель Русских. А значит – уместны и памятники людям, которые эти ценности защищали.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.