Цареубийца
«Цареубийца» — художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова, снятый в 1991 году. Психологическая драма с элементами мистики. Главные роли исполняют Олег Янковский, удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии «Ника», и британец Малкольм Макдауэлл.
Карен Шахназаров снял фильм «Цареубийца» в 1990 году. Календарно-постановочный план картины пришлось несколько раз переписывать: некоторые актеры были заняты на других площадках. Шахназаров предпочитал “быстрые съемки”: многие его фильмы сняты за 20-30 дней. Однако “Цареубийцу” экранизировали достаточно долго: режиссеру нужны были натурные съемки всех времен года. Съемочную группу распускали, затем собирали вновь.
Для съемок декораторы по подлинным планам воссоздали интерьеры екатеринбургского дома Ипатьева. Также съемки проходили в психиатрической больнице №16, в Берлюковской пустыни.
Врач-психиатр Смирнов приехал из Москвы в провинциальный город, чтобы заменить уходящего на пенсию главврача местной психиатрической клиники Александра Егоровича. Один из давних пациентов клиники, бывший уголовник Тимофеев, страдает раздвоением личности и в периоды обострения отождествляет себя с убийцами российских императоров Александра II и Николая II.
Новый главврач поражён тем, что пациент приводит такие подробности из жизни цареубийц, которые ему просто не могут быть известны. Мало того, в строго определённые дни у Тимофеева проявляются те же телесные повреждения, которые были у цареубийц, — шрамы с кровоподтёками на шее, как у убийцы Александра II, которому отрезали голову, и признаки прободной язвы желудка, как у Юровского, убийцы Николая II.
Смирнов начинает активно заниматься необычным пациентом. Он планирует в процессе бесед провести с Тимофеевым нечто вроде шоковой терапии: начать с ним общаться от имени Николая II, а потом показать ему, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и он не является тем, кем себя воображает.
Предшественник Смирнова пытается его отговорить, замечая, что «в сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться», но новый врач приступает к осуществлению своего замысла.
Сначала всё идёт так, как планировал Смирнов: Тимофеев безоговорочно верит, что общается с Николаем II. Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля врача: он невольно начинает идентифицировать себя с последним русским императором и однажды даже обнаруживает у себя на голове кровоточащую рану, которая бесследно исчезает через сутки; он не знает, что у Николая II на том же месте был шрам от сабельного удара.
Александр Егорович, понимая, что с коллегой происходит что-то неладное, снова пытается отговорить Смирнова от дальнейшей работы с Тимофеевым, но тот неожиданно говорит: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил». Тимофеев-Юровский также пытается понять, почему это убийство выпало именно ему.
В последующих беседах Смирнов и Тимофеев рассказывают друг друг об обстоятельствах тех дней, делятся мыслями и переживаниями. Смирнов-Николай начинает понимать, что сын старьёвщика Яков Юровский не был ни хладнокровным палачом, ни «избранным» — он был лишь винтиком в машине русской революции.
Ленин при встрече с ним, прекрасно зная, что совершил Юровский («мы с ним это сделали вдвоём, я и он»), к удивлению последнего, ни словом не обмолвился об обстоятельствах казни, совершённой по его прямому указанию («я всё ждал… но ни слова, ни даже намёка, ничего»).
Постепенно и Юровский осознаёт, что на самом деле он — лишь что-то вроде пружинки в нагане, которая сработала, когда он нажимал на курок, направляя ствол в сердце российского императора. Умирая через 20 лет в элитной палате клиники Грановского, Юровский понял, что, несмотря на совершённое им историческое злодеяние, он как был «никем и ничем», так им и остался.
После очередной беседы с Тимофеевым, в которой тот наконец описывает подробности дня казни, Смирнов едет в Екатеринбург, посещает место, на котором стоял дом инженера Ипатьева — место последнего заточения и убийства царской семьи, — и ночью умирает в гостиничном номере.
Награды
Премия за лучшую работу художника по костюмам — Вера Романова; «Ника»-1991
Премия за лучшую мужскую роль — Олег Янковский; «Ника»-1991;
Главный приз МКФ в Белграде-1991 (Югославия).
В ролях
Олег Янковский: психиатр Смирнов / Николай II
Малкольм Макдауэлл: пациент Тимофеев / Яков Михайлович Юровский (озвучивает Юрий Беляев)
Армен Джигарханян: Александр Егорович
Андрей Кривицкий: Николай II в детстве
Ольга Антонова: императрица Александра Фёдоровна
Дарья Майорова: великая княжна Ольга Николаевна
Евгения Крюкова: великая княжна Татьяна Николаевна
Алёна Теремизова: великая княжна Мария Николаевна
Ольга Борисова: великая княжна Анастасия Николаевна
Алексей Логунов: царевич Алексей Николаевич
Юрий Шерстнёв: Пётр Сергеевич Козлов, санитар
Юрий Беляев: Александр II
Виктор Сеферов: Пётр Лазаревич Войков
Гиви Тохадзе: генерал
Анастасия Немоляева: медсестра Юровского
Антон Табаков: психбольной, поющий песню (нет в титрах)
Творческая группа
Режиссёр: Карен Шахназаров
Автор сценария: Александр Бородянский, Карен Шахназаров
Оператор: Николай Немоляев
Киноконцерн "Мосфильм" на YouTube