Спасти и сохранить
Юбилейная выставка Николая Веселовского в Государственном Эрмитаже
Бывает так, что кропотливая работа археолога перерастает полевые раскопки и кабинетные исследования, становясь служением Отечеству и во славу его. Это именно случай Николая Веселовского, которому мы обязаны созданием исторической летописи юга России - от Причерноморья до Средней Азии.
В залах Средней Азии Зимнего дворца начала работу выставка «Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н.И. Веселовского». Николай Иванович по праву может быть назван одним из отцов отечественного востоковедения и археологии.
Его деятельность пришлась на золотые годы развития российской исторической науки, с начала восьмидесятых годов позапрошлого века и до революции 1917 года.
И о его делах мы можем судить не только восхищаясь драгоценными артефактами, обычно хранящимися в особых кладовых Эрмитажа, но и по многочисленным красноречивым документам, предоставленным для выставки Институтом истории материальной культуры РАН.
В них - просьбы, требования, увещевания властей предержащих с одной целью: остановить хищническое разграбление скифских курганов и азиатских гробниц, принять все меры для сохранения материальных следов истории Отчизны. И было мало равных Веселовскому в изучении и фиксации исторических следов на российской земле.
Куратор выставки, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Татьяна Владимировна Рябкова, предваряя путешествие по экспозиции, рассказала, что Веселовским были раскопаны более пятисот курганов, и он получил потомственное дворянство благодаря своим работам в археологии.
«Я не совсем понимаю, как ему удавалось все совмещать: четыре месяца в поле каждый год плюс преподавание в университете. Конференции, участие в работе различных обществ, даже склейка экспонатов и очистка тканей.
Он был первооткрывателем, открыл многие археологические культуры: уникальные находки с подробными экспликациями представлены в первых двух залах. Третий зал посвящен работе Веселовского в Средней Азии, именно с него началась работа по музеефикации таких памятников, как мавзолей Гур-Эмир.
У нас представлены двери, спасенные накануне землетрясения, которое все разнесло в щепки, сам мавзолей был реконструирован совсем недавно. Уже в то время начиналась работа по чертежам, архитектурным обмерам - сохранением такой информации занимался Николай Иванович Веселовский.
Четвертый зал посвящен продолжению работ Веселовского в Эрмитаже. Он пополнял наши коллекции, и все эти годы, начиная с 1918 года, когда ученый ушел из жизни, эти предметы здесь хранятся и исследуются, работают археологические экспедиции.
Небольшой раздел посвящен Веселовскому-коллекционеру, который покупал на черных рынках наиболее удивительные вещи и сохранял их для науки и будущих поколений.
По сути он работал как охранно-спасательный археолог. Он был сконцентрирован на охранной деятельности, предлагал меры по наладке учета памятников, модернизации системы их сохранения. Наша выставка расскажет об ученом в полной мере», - отметила куратор.
Именно с археологических памятников Средней Азии началась активная работа Веселовского. Затем последовали годы раскопок в Кубанской области и Азово-Черноморском регионе в целом.
В перечне раскопок, проходивших под руководством ученого, самые уникальные варварские захоронения: Келермесские курганы, Майкопский и Ульский курганы, курган Солоха, Золотое кладбище, Мощевая балка и другие.
Создатели экспозиции поставили целью показать вещи, которые обычно трудно увидеть на фоне широко демонстрируемых экспонатов. Таков, например, ритон, сосуд для питья, который куратор называет не иначе как замечательный.
Он был раскопан под Симферополем, на земле помещицы Талаевой. Ритон изготовлен из рога благородного оленя и окован серебром. Он впервые был склеен Веселовским, но впоследствии склейка начала разрушаться.
Потребовалась огромная работа реставратора Натальи Васильевой, которая собрала его из обломков. Теперь рог продублирован на современную основу и радует взоры посетителей, а ведь это четвертый век до нашей эры, апогей развития скифской культуры в Крыму.
Следующий экспонат, который не может не привлечь внимания, - панафинейская амфора конца пятого века до нашей эры, раскопанная Веселовским в Южном Елизаветинском кургане в 1913 году.
Амфора оказалась присыпана землей, ее не заметили грабители, она была извлечена практически без утрат, вклеен один лишь небольшой фрагмент. Амфора была расписана в чернофигурной технике, рисунок процарапывался, потом все несколько раз подвергалось обжигу.
На одной стороне изображена сцена кулачного боя, с другой - богиня Афина со своим щитом, украшенным горгонейоном, охранным знаком, изображающим голову Медузы Горгоны.
Рядом на колоннах сидят петухи, знаки воинской доблести и неукротимой воли к победе. Такие амфоры служили наградой на панафинейских играх, изготовление их для любой мастерской было честью.
Победители получали эти амфоры, наполненные оливковым маслом, какая-то их часть продавалась, и они попадали в варварские памятники именно таким путем - невозможно представить, что погребенный в Южном Елизаветинском кургане вождь был участником игр, куда допускались одни только греки.
Но этот человек был большим поклонником эллинской культуры. Кроме этой панафинейской амфоры, в могиле обнаружили два кратера для смешивания вина, свидетельствующие, что покойник при жизни был симпосиастом и участвовал в буйных мужских пирушках.
Также в кургане были найдены фрагменты роскошнейшей гидрии со сценами брачного пиршества, которые использовались античными мастерами в изображениях моментов перехода - из детства в зрелость, из жизни в смерть.
Люди, ставившие такую вещь в погребение, понимали, о чем идет речь, были погружены в античную культуру. Впрочем, все остальное в том кургане свидетельствует о варварских обычаях погребения: огромные мечи, захоронения лошадей и слуг.
И, конечно, абсолютный восторг вызывает идеально сохранившийся золотой гребень из кургана Солоха, датируемый рубежом пятого-четвертого веков до нашей эры, который раскапывался Веселовским в 1912-1913 годах.
«Это совершенное произведение греческого искусства, как Парфенон, - рассказывает Татьяна Рябкова. - По той же схеме построена композиция гребня. Есть основания полагать, что боковые зубчики были убраны для того, чтобы сделать композицию более совершенной.
Сами зубцы напоминают колонны, львы - это антаблемент. Существует обоснованное предположение, что на гребне изображена сцена боя скифского царя Октамасада и его брата Орика против их третьего брата Скила.
Дело сводится к истории этнического конфликта, который развернулся в Северном Причерноморье. С шестого века до нашей эры здесь появляются греческие города-государства, живущие по своим законам и традициям. Окрестные кочевники знакомятся с их обычаями и очень часто их не принимают.
В частности, скифы считали, что божество, которое делает своих последователей безумными, не имеет право на существование. Речь идет о греческих мистериальных культах, когда употреблялись горячительные напитки, а люди вели себя с точки зрения скифов абсолютно непристойно.
У скифов был царь Скил, сын скифа и гречанки, который участвовал в таких культах. Естественно, Скила стали свергать, и считается, что именно этот момент борьбы с его родными братьями запечатлен на гребне.
Таким образом, перед нами конфликт двух культур. По истории, рассказанной Геродотом, Скил убежал к фракийцам, а эта вещь дошла до наших дней непотревоженной».
Непотревоженность - ключевое слово, если мы говорим о работе Веселовского. Он прилагал колоссальные силы для сбережения исторических артефактов в условиях правового нигилизма, характерного для того времени.
Закубанские земли только недавно были присоединены к России, опустевшие аулы стали заселяться людьми, которые поняли, что, поскольку в Керчи почти легально работал рынок по сбыту древностей, можно легко поправить свое материальное положение. Они начали активно раскапывать курганы.
Веселовский многое скупал на черных рынках, просил кубанские власти применить меры к раскопщикам, которые лезли в курганы не только на частных, но и на казенных землях. Особо отметим, что разговоров про такие научные инициативы, как фиксация памятников, создание их чертежей, перед Веселовским также не стояло.
Ученый должен был лишь предоставить в Археологическую комиссию отчет и предметы, самые красивые из которых предназначались для обозрения их императорским величеством.
Сейчас вопрос сохранения археологических памятников не менее актуален. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своем вступительном слове к выставке особо указывает:
«И сегодня деятельность «черных копателей» реально лишает музеи десятков шедевров скифо-сарматского искусства». А значит, Николай Веселовский продолжает оставаться примером для новых поколений ученых и археологов.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...