Мечтания о жемчуге
Выставка сиятельных ценностей в Государственном Историческом Музее
«И мечтанья — светлый жемчуг,
Оттененный розой алой».
Константин Бальмонт.
Поэты, ювелиры и колдуны утверждают, что у драгоценного камня есть душа и он сам выбирает своего обладателя, а если человек не подходит бриллианту или сапфиру — камень «сбегает» или медленно убивает непонятливого хозяина.
Случайно ли в одном из сказов Павла Бажова драгоценности из шкатулки заставляли мучиться «чужую», но сами «липли» к Танюшке? В мире сверкающих граней и дивных соцветий особую роль играет жемчуг — хотя бы потому, что людей издавна восторгало само рождение жемчужин.
В словарях бесстрастно перечисляется, что жемчуг - «биогенное твёрдое, округлое или неправильной формы образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной».
В этом - нечто запредельное и — банальное одновременно. В старинные века бытовала отнюдь не романтическая профессия — ловец жемчуга, а в Италии и на юге Франции существовали целые кланы здоровых, смелых и — рано старящихся мужчин.
Они умирали ради того, чтобы какая-нибудь мадам де Монтеспан могла обмотать свою толстую шею рядами бус. Увы, мы давно уже привыкли к мысли: все красоты и свершения цивилизации — это чьи-то мучения и загубленные жизни.
Литературно-драматический язык использует «жемчуга» в переносном смысле — мы патетически говорим «жемчужина коллекции» или же - «выдать перл» - иной раз в ироническом смысле. Жемчужина предъявляется, как что-то уникальное и не имеющее себе аналогов.
Николай Гоголь отмечал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Витиеватый Константин Бальмонт выдал: «Жемчужина небесной тишины». Он же сравнил мечтания — со светлым жемчугом. То — у стихотворцев.
У женщин — свои причуды и уайльдовская Мейбл Чилтерн сетует, что ей не полагается иметь бриллианты: «Гертруда разрешает носить только жемчуг, а я его терпеть не могу. В жемчугах я такая скромница, умница, пай – девочка». Это наивное мнение вовсе не разделяла популярная куртизанка той эпохи Лина Кавальери — или, как её называли, «королева жемчугов».
Она игриво позировала в длинных — прямо-таки многоярусных ожерельях, цена которых приближалась к целому состоянию. Другая «камелия полусвета», жившая несколько раньше, взяла себе чарующий псевдоним — Кора Перл, как раз в честь любимых жемчужин. Так что не права оказалась Мейбл Чилтерн относительно пай-девочек.
Итак, в Государственном Историческом Музее сейчас проходит выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек». Мечтания о жемчуге! Все экспонаты привезены из музеев Катара, однако, здесь не только и не столько восточные образцы, но - целый ряд европейских и американских работ. Большинство из них имеют презанятную «биографию».
В зале — благоговейный полумрак, а сиятельные ценности находятся в специальных нишах. Жемчуг — очень капризен. Юлиан Семёнов писал в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата», что «...жемчуг умирает, если не чувствует тела рядом с собою. Камень стал таким жухлым оттого, что пролежал пять лет в хранилище.
Жемчуг относится к тому редкостному типу драгоценных камней, которые знают влюбленность». Тут мы видим изумительный матовый блеск и множество оттенков — современные методы позволяют держать камни в первозданном виде и радовать взор. На почётном месте — раковины с жемчугом — так появляется на свет чудо. Человеку остаётся лишь поймать и — оценить по достоинству.
За стеклом - тиара леди Ханны Росбери (Англия, 1878 г). Призовая дева из фамилии Ротшильдов, она досталась графу Росбери, сделавшись одной из самых значительных дам викторианской эры. Эту сказочную тиару и преподнёс радостный жених своей невесте.
Ханна не отличалась внешней привлекательностью, но кого интересует лицо и фигура, когда речь заходит о девушке из фамилии Ротшильд, к тому же умной и благонравной? Той, которой можно всецело доверять.
Выросшая в недостижимой роскоши, мисс Ротшильд обладала, тем не менее, чудесным характером. Граф был искренне привязан к Ханне и более не женился после её смерти. Осталась тиара — она и сегодня поражает нас величиной жемчужин — круглых и каплевидных, в окружении бриллиантовых брызг.
Вот — вещь, взятая из другой исторической плоскости. Тиара эрцгерцогини Марии Валерии (Австрия, 1913 г.). Золото, серебро, бриллианты и - жемчуг в качестве этакой вишенки на торте. Сия тиара принадлежала дочке самого Франца Иосифа.
Прелестная эрцгерцогиня, конечно, не могла тягаться в грации со своей матерью — легендарной Элизабет Австрийской (той самой Sissi – о ней продолжают сплетничать и поныне), однако же, считалась одной из самых очаровательных принцесс Европы.
Украшение относится к эпохе Ар нуво, и потому — у основания тиары модные изгибы-лианы в стиле 1910-х. В целом же тиара вполне традиционна и, если б не этот виньеточный извив, она показалась бы вневременной. Её рисунок напоминает герб, что не удивительно.
Сама же Мария Валерия прославилась не роскошеством и помпой, но — благотворительностью. В 1900 году эрцгерцогиня приняла обязанности патронессы Красного Креста — дочь императора основывала госпитали и собирала деньги на помощь страждущим.
Ещё одна милая игрушка эпохи Ар нуво - брошь из натурального жемчуга в форме «крылышек». Сработано в Нью-Йорке (ок. 1890-1900 гг). Брошь-цветочек. Растительные мотивы, столь часто используемые в те времена. Актуален тезис: женщина — подобна красивому растению, «декоративный пол», как говаривал Оскар Уайльд. Отсюда — бесчисленные розы и туберозы — в стихах и ювелирных изделиях.
Иные вкусы - тиара Ганноверского королевского дома. Германия 1930-х годов. Сопроводительная табличка гласит, что здесь использованы «крупные тихоокеанские жемчужины». Жемчужины — каплевидной формы. Украшение кажется простым на вид — по сравнению с тиарами Ханны Ротшильд и Марии Валерии Габсбург.
Сейчас покажется странным и — диким, но в гитлеровском Рейхе кипела активная «светская жизнь» - принцы во фраках и принцессы в парижских нарядах от Lelong, Lanvin и Vionnet щебетали о матримониальных вариациях. Блистали. Хвастались коронами. Но — политика это так скучно!
Жизнь предвоенной Европы — это колоссальный пир... во время чумы, во славу чумы и — ещё перед большей чумой. Хотя, обвинять в этом ювелиров и принцесс было бы — подло.
На выставке представлены разнообразные ожерелья. Жемчужные нитки всегда — кстати. Их носили и при дворах галантных Людовиков, и в XX сумасшедшем веке. Изысканный денди мистер Фицджеральд воспел жемчуга в своих романах: «...ёе загорелая спина походила на атласную мантию, украшенную жемчужным ожерельем...» или: «Нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно-коричневый загар».
Коко Шанель сделала «простые» бусики — частью своей модной философии. Но вот — пафосное ожерелье «Тысячелетие» от Cartier. (Не только жемчуг, но и — главным образом изумруд, ограненный в Индии лет за 300-350 до Миллениума).
Изделия дома Cartier отличаются цветностью и нарочитым, бьющим в глаза, богатством. Это — политика дома. Когда-то мне довелось прочесть, что вкус у Картье «испортился» из-за голливудских актрис, топ-моделей и всевозможных нуворишей, которым не терпелось заполучить штуковину именно с этим фирменным значком. Желание клиента — закон для ремесленника!
Ах... Куда как благороднее смотрятся восточные изделия — из Индии или из арабского мира (например, ожерелье от Хусейна Альфардана).
Удивляет филиграное ожерелье «Иней», созданное из мелкого жемчуга мастером Сам Тхо Дуонгом из братского Вьетнама (2011). Правда, об инее у вьетнамца довольно забавные представления — это, скорее, нечто коралловое. Или цветок из джунглей.
Вот — жемчужный перстень актрисы Элизабет Тейлор — она была несказанно хороша в юности и зрелые лета, но по мере её приближения к пожилому возрасту, она делалась жадной до мужчин и драгоценностей. Краса её приходила в «негодность», являя миру напыщенно-одутловатую болезненность, зато пальцы, шея и причёски буйно расцвечивались каменьями.
Над этим подшучивали и даже издевались бессердечные журналисты. Это кольцо — символ тоски по утрате естественной прелести. Гости могут увидеть и знаменитое безумство эпохи сюрреализма - брошь по эскизу Сальвадора Дали (1949). Яркий рубиновый рот, обнажающий ряды зубов-жемчужин. Пугающий, эпатажный выплеск фантазии — Сальвадор Дали постоянно удивлял своими шутками-прибаутками.
Есть фотографии — девушка-модель прикладывает «драгоценный» рот к своему-реальному, не такому интересному. Брошку-зубы часто копируют и цитируют, превращая в расхожий предмет бижутерии. Это едва ли не самая узнаваемая брошь в истории человечества. Да, к тем устам полагалось ещё и бриллиантовое око с часовым механизмом вместо глазного яблока.
На экспозиции представлены жемчужины разного формата и — разного цвета. Устроители выставки в одном из интервью посетовали, что людям хорошо известен лишь классический белый жемчуг и — чёрный (как же - «Чёрная жемчужина» капитала Джека-Воробья!»).
Но оттенки могут быть самые разные, включая оранжевый - «мело», напоминающий солнышки. Поэтому «холодный свет жемчужины», о которой прохладно писал Игорь Северянин — это не всегда истина. Жемчуг бывает очень тёплым.
Читая в юности дамский роман об Анжелике, я обратила внимание на цвет жемчугов мадам: «Из украшений Анжелика выбрала розовый жемчуг: серьги в виде виноградной грозди, ожерелье в три нити на шею и грудь и диадему в форме полумесяца».
И вот, что главное: «Анжелика купила гарнитур у ювелира, зачарованная его рассказами о теплых морях, где добыли эти жемчуга, о долгих торгах и скрупулезных осмотрах, о далеких странствиях, в которых побывали запрятанные в шелковые мешочки драгоценные бусины, переходя от арабских купцов к греческим или венецианским.
Ювелир набивал цену, расхваливая свой товар; он говорил, что каждая жемчужина — это настоящее сокровище, похищенное из райских садов».
Путь блестящего камня — это война, интрига, страсть, роман плаща и шпаги. «- Вы не замечали, darling, что драгоценности всегда имеют налёт какой-то победительной жестокости?», - спросил один из персонажей Анатоля Франса и уже как-то со страхом и трепетом вглядываешься в эти ожерелья, тиары, подвески.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...