Пространство, время, иллюзия
Выставка «Гипноз пространства» в Царицыно
«Мы покоряем пространство и время!»
Из советской песни.
Считается, что архитектура — самый «жизненный» и приближенный к насущности вид искусства. Нет заказчика или же — твой стиль не вписывается в градостроительную мысль — нет и архитектора. Переквалифицируйся в управдомы!
Тогда как черкать поэмы «в стол», крутить кино «для своих» и малевать картины в расчёте на «гораздо более умных» потомков — этого навалом. Рисуй сколь угодно. А поставить дом или хотя бы павильончик — дело энергозатратное.
Подобные рассуждения в корне ошибочны, ибо широко известен феномен бумажной архитектуры — фантазий, которые никогда не были и уже не будут реализованы. Отличие бумажного «строительства» от «поэзии в стол» всё же имеется — фантазёр изначально не рассчитывает на гранит и железобетон. Мечта, линия! И — достаточно.
Сюда же относят и театрально-зрелищные декорации — с триумфальными арками, рогами изобилия из папье-маше и картонной колоннадой, сказочными якобы-дворцами и прочими яблонями на Марсе. Чертоги-обманки — их разберут после представления. Фантазийное зодчество - это ещё и литературный вымысел.
«Мне казалось, что зала взметнулась на высоту, среди сказочных колоннад», - писал романтик Александр Грин в «Золотой цепи», завороженный собственным потоком, - За колоннами, в свете хрустальных ламп вишнёвого цвета, бросающих на теплую белизну перламутра и слоновой кости отсвет зари, стояли залы-видения». Залы-привидения. Они привиделись и — не воплотились в камне.
«Это было огромное сооружение из стекла, стали, тёмно-красного камня и мрамора. В нём помещалось пятьсот зал и комнат. Главный фасад с двумя широкими мраморными лестницами вырастал из моря... Лестницы поднимались до открытой террасы, — с неё два глубоких входа, укреплённых квадратными колоннами, вели внутрь дома.
Весь каменный фасад, слегка наклонённый, как на египетских постройках, скупо украшенный, с высокими, узкими окнами и плоской крышей, казался суровым и мрачным... Двое бронзовых ворот вели внутрь острова», - пугающий и претенциозный дворец-химера из «Гиперболоида инженера Гарина».
И вот — событие! В музейном комплексе «Царицыно» открылась выставка-инсталляция «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура», посвященная архитектурным грёзам. Пространство — мистическая категория. Как и время.
Неслучайно в названии прозвучало слово «гипноз». Транс. Потусторонность. Экспозиция раскрывает оба смысла: время, то есть эпоха, особым образом формирует представления о пространстве. Замечательна и выборка: Барокко - Галантный век — советская эпоха — компьютерная современность.
Оформление экспозиции — под стать концептуальному замыслу. На входе — некое сооружение, в котором угадывается псевдо-античный портик, а единственным экспонатом в этом «якобы-храме» служит вещь Джованни Пиранези «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757), при том, что сопроводительная табличка, скорее, напоминает ...роман весёлого постмодерниста, чем академическую аннотацию.
Тут и отсылка к фильмам Тима Бёртона, и намёки на Star Wars, и восприятие через мир компьютерных игр. «План Марсова поля» – схема фантастической реальности - её не могло быть в Риме, но её выдумал сам Пиранези.
«Едва я стал смыкать глаза вечным сном, как меня окружили призраки в образе дворцов, палат, домов, замков, сводов, колонн. Все они вместе давили меня своею громадою и с ужасным хохотом просили у меня жизни», - так запечатлел своё восприятие Пиранези русский писатель и мыслитель Владимир Одоевский, которого иногда называют «первым русским фантастом».
Он тоже проявил себя, как мастер запредельных пространств грядущего: «Когда мы приблизились к дому, уже над кровлею было множество аэростатов: иные носились в воздухе, другие были прикреплены к нарочно для того устроенным колоннам. Мы вышли на платформу, которая в одну минуту опустилась, и мы увидели себя в прекрасном крытом саду, который служил министру приемною.
Весь сад, засаженный редкими растениями, освещался прекрасно сделанным электрическим снарядом в виде солнца», - явил Одоевский в эпистолярной повести «4338 год». Набросал сие пером, в пушкинские, николаевские времена и лишь конструктивист Иван Леонидов уже в 1920-х годах такое вычертит — не менее сказочное.
Впрочем, до Пиранези ещё надобно добраться! Посетитель выставки должен пройти сквозь хоромы и палаццо театральных декораторов. Иоганн Освальд Хармс — художник саксонского двора, создававший феерии для курфюрста Августа Сильного. Прихоти разума, рядом с которыми бледнеет само понятие «барокко». Это — сверх-барокко.
Сплетение нагромождений — вазонов, арок, цветников, статуй — всё чудо-времянки ради одного-единственного балета «О встрече и движении семи планет» (в других источниках он именуется «Влияние семи планет»). Меж колонн-обманок, вдоль анфилад-призраков двигались танцовщики в пышных париках-аллонж и дамы, увенчанные драгоценностями.
Дрезден XVII столетия был главным, точнее единственным соперником Версаля, и тевтонская роскошь спорила с роскошью галльской. Иоганн Хармс по-немецки скрупулёзно вписывал свои декорации в ландшафт парка Цвингер, выгадывая перспективы и горизонты. Всё должно казаться естественным и — осмысленным.
Ещё дальше в этом направлении пошли сценографы из итальянского семейства Галли-Бибиена, чьи шедевры также представлены в залах Царицынского музея. Здесь уже больше утончённости, игры, лёгкости. Ещё один знаковый итальянец Пьетро Гонзага — занял на выставке целый зал. Гонзага — это веха.
Он — гений психологизма в архитектуре декораций, а потому утверждал: «Всякое декорированное здание - это концерт». Его теоретическая книга«Музыка для глаз» повествовала о том, что дивное строение — есть то же, что качественная музыка для ушей. Звучит как постмодернистский дискурс. Но!
Тогда, на рубеже XVIII и XIX столетий, происходили тектонические сдвиги в социально-политической сфере, а потому - рождались безумные, прямо-таки футуристические мысли. Гонзага - из тех безумцев. На выставке можно видеть его «театр архитектуры», который продемонстрировали в 1818 году в Архангельском - имении князя Юсупова.
Представление состояло из двенадцати смен декораций (сохранились четыре – «Римский Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Малахитовый зал»). Да. Венецианец Гонзага выбрал Россию ещё в 1792 году, хотя был востребован в любой из европейских стран и умер в 1831 году в Санкт-Петербурге. В те годы Империя считалась не только сверхдержавой, но - покровительницей и заказчицей всех дорогостоящих искусств.
Центр экспозиции — зал Пиранези с приглушённым светом, вернее — таинственным полумраком. Его «тюрьмы» до сих пор являются предметом споров и домыслов: что хотел сказать автор? Его темницы — исключительно декоративны. Более того — они похожи на лабиринты сознания. Нет, подсознания, конечно же. Сознание — дворец. Подсознание — подвал с тысячью коридоров, решёток, запертых дверей и тяжёлых засовов.
Мысленно бродя по темницам Пиранези, будто бы погружаешься в собственные мрачные тайны, а если их нет — они тут же появляются. «Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно настоящее. И это, замечу, в лучшем случае», - вздохнул Иосиф Бродский, а Пиранези и Россия — это отдельная песнь песней.
И — в продолжение всему звучит советский ритм. Сценография Петра Вильямса к балету «Золушка» Сергея Прокофьева. Сталинский Grand maniere — застывшая Вечность - она уже наступила и будет длиться бесконечно долго. Дома политпросвещения с композитными капителями, версальская прелесть парков, гигантомания и аграрные культы ВСХВ.
«Когда тяжёлое известковое облако разошлось, позади глухого пустыря засверкал перед Наткой совсем еще новый, удивительный светлый дворец. У подъезда этого дворца стояли три товарища с винтовками и поджидали веселую девчонку, которая уже бежала к ним, на скаку подбрасывая большой кожаный мяч», - солнечно-зловещий Гайдар тоже оказался не чужд воображаемой архитектуры.
Художник-декоратор Вильямс сотворил «Золушку» на базе представлений Гонзаги о «музыке для глаз», а заодно, вспомнив наработки мастеров XVII-XVIII столетий. Поразить не столь музыкой и танцем, сколь - визуальными иллюзиями.
Колоннада-лестница-нарисованный фейерверк — то в том же духе, что и небеса-обманки в московском метро — подняв голову ты созерцал чистое небо, сады, фабрики, барочную балюстраду нового дома — для пролетариев.
Следующая остановка — 1970-е годы, эра стабильности. «Не бывает теперь Данилов и в собрании домовых. А раньше Данилов после спектаклей иногда приходил в дом с башенкой на Аргуновской улице, где по ночам, при жэке встречались останкинские домовые. Сам Данилов не домовой, но был прикреплен к домовым», - читаем в романе «Альтист Данилов» - одном из самых загадочных произведений советской литературы.
Владимир Орлов чётко обозначил все точки в пространстве — Останкино (театр с движущимися декорациями), Аргуновская (Аргуновы - художники, сизидавшие арки-времянки и сцены для театра господ Шереметевых), а также — некий дом с башенкой. Дома с башенками и без — на картине Ильи Уткина и Александра Бродского «Музей исчезнувших домов».
Как всегда, с тонким намёком на стилистику Пиранези. Мы видим гигантский стеллаж, где пылятся старинные фасады. Одинокий и — безликий посетитель. Такой же безликий, как стандартные «коробки» с пресловутой улицы Строителей, тонко высмеянные Эльдаром Рязановым в комедии «Ирония судьбы».
В те годы велась активная, местами — агрессивная полемика «за» и «против» исторического облика русских городов. (Примечательно, что известная «Память» в момент своего возникновения позиционировала себя, как защитницу архитектурного наследия).
На экспозиции представлен ряд фантасмагорий Уткина и Бродского — типичны печаль и заумь того поколения. Они жили в башнях из слоновой кости и при том — ломали стены. Железный занавес — умозрительное понятие, связанное с темой воображаемой архитектуры.
На выставке довольно много продуктов современного творчества, которое, как обычно, вызывает больше вопросов, чем восторгов. Однако же в этом есть и положительная динамика — молодые не стоят на месте, но участвуют в культурной жизни, применяя компьютерные технологии в своих креативных изделиях.
В целом же - замысел, оформление и подсветка, подбор экспонатов — производит колоссальное впечатление. Концептуальная программа всегда интереснее узко-тематической, а потому авторы идеи — устроители - справились на пять с плюсом.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...