Приехали в Россию
8 марта стартовала «Поехавшая»
Зачем люди ходят в кинотеатр, что хотят получить от встречи с искусством? Какими выходят из кинозала? Обогащёнными, преображёнными или задумчивыми, а может быть, обозлёнными и опустошёнными?
Что говорят сразу после выхода из кинозала, как вспоминают фильм через некоторое время?
Бывает по-разному. Проведём свою, не претендующую на глубину классификацию основных впечатлений от просмотра - независимо от жанра кинофильма и интеллектуального уровня потребителя - от худших до самых лучших.
1. «Отвратительно» - после просмотра первых десяти-двадцати минут зрители выходят из зала, потому что им это кино неинтересно, неблизко, противно.
2. Всё-таки досматривают до конца, но откликаются пренебрежительно: «Чушь, конечно, можно посмотреть для того только, чтобы время убить».
3. Хохочут и даже слёзы вытирают: «Ничего, посмеялся. Рад, что немного забылся, отвлёкся от жизненных неурядиц». Но фильм не оставляет в душе никакого следа, забывается сразу.
4. «Классное кино! Очень понравилось, захватило, настроение повысилось, есть даже желание посоветовать фильм знакомым».
5. Дальше идут категории восторга: «Прекрасный фильм, великий режиссёр, гениальные актёры!» А самая высокая оценка - это когда у зрителя после просмотра как будто вырастают крылья и великим он уже ощущает не только фильм, но и себя.
Какая же категория у «Поехавшей»? Одна из самых высоких. Хорошо с плюсом. Большим. И не с одним. Первый плюс за то, что фильм увлёк самую сложную целевую аудиторию и начинается на её территории.
А это не какой-то «офисный планктон», а блогерская среда, самая капризная и высокомерная часть потребительского класса, да ещё обиженная - жизнь в Сети весьма потускнела и перестала приносить прежний доход в связи с санкциями.
Я был на пресс-показе и видел, как смеются и утирают слёзы представители самой требовательной и «насмотренной» части публики - прекрасные дамы критического сословия и как раз блогосферы.
То есть «целевая аудитория», как мне кажется, побеждена. Ну и конечно, фильм будет смотреть так называемый простой зритель.
«Поехавшая» - лента о, казалось, отчаявшейся тридцатилетней женщине, дамочке с собачкой, которая неожиданно бросила всё и отправилась к матери. Не к чёртовой, а к своей, нижегородской.
И по дороге обрела счастье и смысл жизни. И это не сказка, а история, которая имеет реальную документальную основу.
Отличный сценарий. Автобиографическую книгу «А чего дома сидеть?» Анны Смолиной, которая проехала на велосипеде от Москвы до самых до окраин, переводили на язык кино Мария Маслова, а также Фридерике Брин,
Нжде Айрапетян, Татьяна Гончарова и Светлана Штеба. И несмотря на обилие нянек, сценарное дитя получилось резвым, глазастым, остроумным и очень человечным.
У фильма - талантливый молодой режиссёр Антон Маслов, недавно порадовавший популярной многосерийной комедией «Вампиры средней полосы», а теперь замахнувшийся на отображение не только прекрасной средней полосы, но и всей нашей необъятной разнообразной Родины.
Главную героиню фильма Анну замечательно сыграла Ольга Лерман. Эту актрису мы хвалили за исполнение роли жены великого оружейника в фильме «Калашников», а театралы подтвердят, как хороша она в роли Наташи Ростовой в вахтанговском спектакле по великому роману Толстого.
Анна, конечно, не вампирша и не секс-бомба, как её гламурная работодательница в фильме, для которой Анна успешно ведёт популярный блог, а обыкновенная русская женщина. Но с характером. Да, битая-перебитая, огромные запасы её любви остаются невостребованными.
Она очень похожа на героинь лучших рязановских фильмов от «Карнавальной ночи» до «Забытой мелодии для флейты». Ей тридцать лет, у неё есть всё. Кроме счастья, а также мужа и детей. Единственный верный друг, их заменяющий, - собачка такса.
Так, к сожалению, часто бывает. Когда видишь на улице девушку, не первый год прогуливающуюся с собакой, сердце сжимается: эх, не с собакой бы вам прогуливаться, а с коляской!
С матерью Анна 13 лет назад страшно поссорилась. 13 лет не навещала её в родном Нижнем Новгороде. И вот после своего полного фиаско вдруг поехала. На велосипеде с прицепом. И ехать будет долго. Весь фильм.
Образ матери постоянно всплывает в сознании Анны. Поначалу это злая сварливая тётка, потом - всё более добрая тётушка и наконец - самый родной человек. Мама дочке под стать, тоже с характером.
Её прекрасно играет замечательная Елена Яковлева. А в главной мужской роли - Виктор Хориняк, которого мы немного поругивали за его героев в «Непослушнике» и в «Мистере Нокаут», а вот в «Поехавшей» он сыграл очень убедительно.
Умно и обаятельно. Главной героине он тоже под стать. Немногословный, с хорошим чувством юмора, надёжный - прекрасный белорус, который повстречался Анне на трассе. На жизненном пути.
Также в фильме появились отлично исполнившие свои роли Олеся Железняк, Аскар Ильясов, сыгравший курьера-узбека, Дмитрий Чеботарёв (жених Анны), Алина Алексеева (её подруга), Анастасия Светлова (дальнобойщица),
Юлия Топольницкая (соседка с дочкой-блогершей), Анна Котова-Дерябина (стерва в гостинице), Дмитрий Лысенков (ошарашенный постоялец) и много-много других. В основном хороших, «их у нас гораздо больше, вспомните про них».
У этой светлой истории есть ещё один большой плюс, который существенно раздвигает рамки обыкновенного хорошего кино, «Поехавшая» - это наша огромная и прекрасная страна, без которой не было бы этого фильма и той большой любви, которой он наполнен.
Оператор Сергей Комаров прекрасно снял Россию. И нежный Нижний Новгород, и матушку-Волгу, и прекрасную Башкирию, и могучий Байкал - «в поле каждый колосок, речка, небо голубое - это всё моё родное».
Как будто вернулась романтика 60-х: долгие годы все ехали за деньгами, герои же едут «за мечтами, за туманом и за запахом тайги». Не сомневаюсь, что лента - дай ей бог удачи в прокате! - кроме всего прочего стимулирует внутренний туризм.
Давно после просмотра фильма не было такого светлого, радостного настроения. С праздником!