Поморы согреваются добротой
Отношения Павла Кренёва с читателями всегда были и остаются взаимно тёплыми. В разных городах нашей страны и за рубежом постоянно устраиваются творческие встречи, на которые неизменно приходит много читающей публики, с уважением относящейся к произведениям известного писателя.
Всегда на них идёт серьёзный заинтересованный разговор о состоянии литературного процесса в России, о новинках прозы и поэзии, о современных писателях, о творчестве самого Павла Кренёва. Писатель называет эти встречи ласковым душем, очищающим сердце.
Одна из таких ярких встреч, например, состоялась весной прошлого года в Париже, где французская публика с восторгом обсуждала повесть писателя «Девятый», переведённую на французский язык переводчиком из Бельгии Тьерри Мариньяком.
О Кренёве теперь много пишут и в федеральной, и в региональной прессе. Его называют одним из лучших современных российских писателей. Известность его ширится и в связи с тем, что неизменно ежегодно он получает всё новые и новые литературные премии.
Так, в 2019 году писателя наградили престижной греческой (Гомеровской) премией «За вклад в культуру». С тех пор копилка его наград заметно пополнилась. В ней - медали за победы на всероссийских литературных конкурсах имени Фазиля Искандера,
Д. Мамина-Сибиряка, на Международном фестивале-конкурсе «Русский Гофман»; ему присуждена первая всероссийская премия им. Николая Лескова «Очарованный странник».
Также Павел Григорьевич является лауреатом престижной Патриаршей литературной премии, вручённой ему в 2021 году. Минувшим летом писатель занял первое место на карельском конкурсе «Петроглиф».
А осенью этого года Кренёву были одна за другой вручены три (!) литературные премии от имени трёх губернаторов российских регионов: Кировской (Гриновская премия), Оренбургской (Аксаковская) и Нижегородской (Международная премия Данко) областей.
Однако не бывает много сладостей без доли горчинки. Павел Кренёв сетует, что не помнит уже, когда его столь заметные литературные успехи поминались бы добром в родном архангельском краю. Ведь каждому писателю хочется этого.
Тем более что Кренёв все свои произведения и книги (а их уже тридцать) посвящает только ей - родной и близкой архангельской земле, где на берегу Белого моря родился сам, где покоятся могилы его предков.
Но нет публикаций о нём в местной прессе, не вспоминают его и на радио. Давно уже не фигурирует его имя на областном телевидении. Может быть, забыли хорошего писателя земляки?.. Может, и впрямь «нет пророка в своём отечестве»?
Если так, то это по-настоящему обидно. Ведь тысячи читателей со всей России заочно влюбились в Поморье (и что уж там, в поморов) именно благодаря книгам Кренёва.
Для этих читателей - радостная весть. Недавно вышел из печати его очередной большой сборник «Тёплый песок Беломорья», в который вошли как уже полюбившиеся многим повести и рассказы («Поздней осенью на Казанскую», «Светлый-пресветлый день», «Дедушко Павлин», «Шелоник» и др.), так и новые произведения.
На первый взгляд название книги содержит в себе некоторый оксюморон: берег Белого моря подсознательно воспринимается нами как холодный, суровый северный край, где настоящего тепла и не бывает. Но то, что недодала природа, с лихвой компенсируют люди. Об этом - «Тёплый песок Беломорья».
Что помогает человеку выжить в непростых климатических условиях, когда повседневность наполнена борьбой и тяжёлым физическим трудом? Крепость характера, смелость, верность своим идеалам, здоровье - физическое и нравственное,
но ещё - способность жить в мире и дружбе с соседями, прочные семейные узы. И, конечно, чувство юмора.
Ему - простоватому, порой грубоватому, но какому-то по-детски наивному и трогательному, посвящён не один рассказ сборника. Весёлые розыгрыши, которые поморы «учиняют» друг над другом, описаны в рассказах «Благодать», «Дурачества летнего берега», «Казус на делянке».
Вот как пишет об этом сам Кренёв: «Наверное, на фоне непростой жизни на Севере больше всего люди нуждались в добрых эмоциях, в улыбке, в смехе, поэтому в народных сказах, в житейских историях очень много места всегда уделяется шутке, весёлой ситуации.
Поморы весьма самокритичны, практически все деревенские истории насыщены иронией над самими собой». Примечательно, что розыгрыши героев рассказов беззлобны и безобидны.
Вот 50 летний рыбак насаживает на крючок пластмассовую игрушечную рыбу, чтобы подшутить над товарищем; вот деревенские парни втаскивают ночью в дом уважаемого старика промёрзшие сани... Читая об этих проказах, невольно расплываешься в улыбке. Есть тут и просто курьёзные ситуации, случившиеся без чьего-либо умысла.
Например, в основу рассказа «Деревенский бег с препятствиями» легла реальная, как утверждает автор, история о коварном похищении чудного куска сёмги и ни много ни мало олимпийских медалей... Тут и там вспыхивают в текстах искорки доброй авторской иронии (и самоиронии), обаянию которой невозможно противостоять.
Но даже в таких весёлых рассказах находится место лирике, потрясающе поэтичным описаниям природы. Кренёв работает как художник-импрессионист, не жалея красок: «На этот раз солнышко примерялось-примерялось да и улеглось за земную кромку, в уютную ложбинку между морем и небесным краем.
Темнота не окутала землю, потому как дневное светило спряталось совсем ненадолго - слишком близко от краешка моря, и Земля не смогла полностью скрыть ни радостного свечения, ни солнечного тепла.
Над огромной, в полнеба, западной стороной горизонта весь остаток ночи полыхало гигантское свечение, красное и розовое в нижней части, а чуть выше - к середине неба - слегка затемнённое тёмно-серебристыми,
красноватыми снизу перьевыми облачками, уходящими ввысь и видно, что улетающими за горизонт, гонимыми резвым там, в небесах, восточным ветерком.
Море в этот час, лоснящееся, спокойное, отражает все тона и краски лежащего на его поверхности неба, буквально сливается с ним, образуя невероятно гигантскую, единую картину воздуха и воды.
Вокруг благодать по-северному скромных, но нежных красок первой половины северного лета». Уже чувствуете непреодолимое желание взять билет на самолёт и увидеть этот пейзаж своими глазами?.. Ну а работа автора с языковыми средствами заслуживает отдельной объёмной статьи.
Ещё одна тема, проходящая красной нитью через сборник, - тема отрочества, превращения деревенских мальчишек в мужчин. Как отличаются подростки-поморы от изнеженных ровесников из города! Как рано они, будущие кормильцы, взрослеют!
Мальчишки в рассказах Кренёва отправляются на дальние озёра, чтобы наловить рыбы («Мужской поступок»), сражаются со штормами («За форелью»), ну а девятилетний Егор, пришедший помогать овдовевшей матери на заготовках сена («И на земли мир...»), и вовсе настоящий «мужичок с ноготок».
Важно, что инициация в рассказах Кренёва связана всегда с важнейшими для выживания промыслами - рыбалкой и охотой, а также сельским хозяйством. Умение добывать пищу и работать руками - вот что делает мальчика мужчиной.
Ну и, конечно, нашлось в книге место рассказам про животных - «Беспалый», «Мишка», «Сваня». Они у Кренёва - в лучших традициях русской классики. Здесь и наблюдательность охотника, и взгляд на животных как на равных, как на соседей по планете, а не свысока; и добрый юмор, и восторг перед Божьим творением.
Вообще подлинно христианская любовь к миру, к природе, к животным и людям пропитывает каждую страницу этой книги. И от неё действительно становится тепло - несмотря на свистящие меж строк северные ветры.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...