"Мой дар убог и голос мой не громок"
Пушкин написал: «Баратынский очень мил. Но мы как-то холодны друг к другу». Расхождение было принципиальным. Русская поэзия до конца XIX века шла по пути пушкинской гармонии и легкости, с преобладанием реалистических сюжетов, с интересом к общественным, бытовым проблемам - продолжала дописывать «энциклопедию русской жизни». Баратынский предлагал другое направление - философское, метафизическое, усложненное...
Поэт-интеллектуал Евгений Баратынский
Среди стихотворцев пушкинской плеяды - удивительно яркое созвездие! - Баратынский стоит особняком. Он в поэзии - философ, хотя современники Евгения Абрамовича, пожалуй, больше всего ценили его любовную лирику.
Ошибка молодости
Будущий классик появился на свет в родительском имении на Тамбовщине, в семье степенного генерал-лейтенанта, прошедшего университеты лейб-гвардии Преображенского полка.
Абрам Андреевич довольно рано дослужился до генеральского чина, командовал лейб-гренадерским полком, выполнял подчас весьма непростые задания самодержца. Еще до рождения первенца оказался в опале: по указу Павла I был отставлен от службы с позволением носить мундир.
В армию не вернулся, после гибели императора предпочел тихую помещичью жизнь. Брак генерала с фрейлиной императрицы Марии Федоровны оказался счастливым и прочным. У будущего поэта было семь младших братьев и сестер.
Дядькой-воспитателем для Евгения стал итальянец Джьячинто Боргезе. Баратынский еще в детстве узнал язык Данте, всю жизнь любил и глубоко понимал итальянское искусство.
Родовую фамилию поэта до сих пор пишут в двух вариантах. Один из его предков, польский шляхтич, владел замком Боратынь в Галиции, отсюда и происходит вариация написания через «о», которую использовали только в армии и литературных журналах.
Раннее детство Евгения прошло в имениях Вяжле и Маре Тамбовской губернии, где его родителя избрали предводителем дворянства. Первое свое стихотворение тогдашний всеобщий любимец написал в пять лет, в честь именин дядюшки.
В двенадцать выдержал экзамен в Пажеский корпус, мечтая продолжить семейную традицию - стать генералом. Суровый режим заведения, в котором секли за любую провинность, не пришелся отроку по душе: в семье он привык к другому обращению.
Увлекшись сочинениями Фридриха Шиллера и особенно его драмой «Разбойники», Баратынский вместе с друзьями организовал в корпусе тайное «Общество мстителей».
Они подсыпали преподавателям в табак «гишпанских мух», вызывавших аллергию, прибивали к подоконнику кивера, словом, резвились вовсю. В день своего 16-летия Евгений совершил проступок, который больше походил на преступление.
Вместе с приятелем Дмитрием Ханыковым украл из бюро пятьсот рублей и черепаховую табакерку в золотой оправе. Жертвой стал отец одного из «разбойников», немедля прокутивших почти всю поживу.
Нашли злоумышленников тоже быстро. Обворованный камергер Павел Приклонский объявил, что прощает «мстителей», однако Александр I велел их строго наказать.
Ханыкова и Баратынского исключили из корпуса с запретом приема на службу (и военную, и гражданскую). Впрочем, загладить вину молодые люди могли, отслужив рядовыми в армии.
Евгений подумывал о самоубийстве, но через некоторое время излечился от нервной болезни. Прожив год с матерью в тамбовских имениях, поступил в феврале 1819-го рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Так сын генерала на семь лет стал солдатом (беспрецедентный случай!).
Василий Жуковский об этом писал: «Государь в судьбе Баратынского был явным орудием Промысла: своею спасительною строгостию он пробудил чувство добра в душе, созданной для добра!»
Однажды, когда Баратынский стоял на часах во дворце, его приметил строгий император. Впоследствии поэт воспоминал: царь «подошел ко мне, спросил фамилию, потрепал по плечу и изволил ласково сказать: «Послужи!»
В солдатском мундире
В ту пору Евгений подружился с еще одним будущим стихотворцем. Они совместно снимали жилье и сложили на пару иронические стихи:
Там, где Семеновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Баратынский с Дельвигом, тоже поэтом.
Тихо жили они, за квартиру платили не много,
В лавочку были должны, дома обедали редко.
Часто, когда покрывалось небо осеннею тучей,
Шли они в дождик пешком, в панталонах трикотовых тонких,
Руки спрятав в карман (перчаток они не имели!),
Шли и твердили шутя: «Какое в россиянах чувство!»
Солдат Баратынский держался молодцом, однако произошедшее с ним повлияло на его характер. Евгений Абрамович стал относиться к жизни с этакой меланхолической печалью, хотя писал поначалу в непринужденной пушкинской манере.
Дельвиг помог ему опубликовать первые стихи в журнале «Благонамеренный», познакомил соседа с друзьями-стихотворцами. Солдатская жизнь приобрела богемный оттенок. В выходные дни Баратынскому, как дворянину, дозволялось носить фрак.
Ни дружеских пирушек, ни амурных приключений «служивый» не избегал. К тому времени он уже написал стихотворение, которое спустя несколько лет благодаря композитору Михаилу Глинке станет известнейшим романсом:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
В 1820 году Баратынский сочинил эпикурейскую поэму «Пиры», в которой отразился присущий ему в молодости характер. Тогда он более всего ценил «богатой знати хлебосольство и дарованья поваров». По крайней мере, такую маску носил его лирический герой.
Первый настоящий творческий взлет связан с переводом в Финляндию, в Нейшлотский пехотный полк. Там была написана поэма «Эда», которая во многом предвосхитила «Евгения Онегина».
В стихах Баратынского появилась свойственная ему одному, исполненная тайной печали интонация, которую как бы подчеркивают рассуждения, рожденные, по словам автора, «преждевременной опытностью».
В 1823 году он написал «Признание», одно из самых глубоких стихотворений в русской любовной лирике, характерное меланхолическим философствованием в финале:
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Даже здесь проступает на первом плане не столько само чувство, сколько раздумье о нем, звучит признание не в любви, а в угасании оной - редкий мотив в поэзии. Это стихотворение Пушкин считал идеальным и даже (конечно, в шутку) зарекался впредь писать о чем-то подобном: «Признание» - совершенство.
После него никогда не стану печатать своих элегий, хотя бы наборщик клялся мне Евангелием поступать со мною милостивее». Спустя много лет восхищавшийся творчеством Баратынского Корней Чуковский сказал: «Каков лицемер, а?
Ведь это бог знает что! Этакого нарочно не придумаешь! Вы понимаете, что произошло? Находился в связи с женщиной, наморочил ей голову, наобещал ей с три короба, а теперь, собравшись жениться на другой, он еще пишет стихи, чтобы ее уговорить, а себя обезопасить».
К изящной отповеди бывшего любовника примешиваются воспоминания о тщетных юношеских надеждах - в творчестве, в сфере идей, принципов.
В начале 1826 года, обогатив столичные журналы своими «финскими» стихами, он навсегда расстался с армией, сполна отслужив положенный срок. «Едва ли можно было встретить человека умнее его, но ум его не выбивался наружу с шумом и обилием.
Нужно было допрашивать, так сказать, буровить этот подспудный родник, чтобы добыть из него чистую и светлую струю. Но за то попытка и труд бывали богато вознаграждаемы», - рассуждал Петр Вяземский, тоже обладатель редкого ума и отточенного поэтического вкуса.
Когда казалось, что в литературу пришли новые люди, с которыми Евгению Абрамовичу трудно будет поладить, молодой философ, будущий идеолог славянофильского направления русской мысли Иван Киреевский начал выпускать «журнал наук и искусств» под названием «Европеец».
Это наименование Баратынскому не понравилось: он ценил издателя за его желание создавать отечественную философию не по западным образцам, а «из господствующих интересов нашего народного и частного быта».
И тем не менее поэт был готов принять активное участие в работе над новым изданием, писать критические статьи, полемизировать, став «непременным и усердным сотрудником».
Для начала отдал редакции «Перстень», мистическую повесть о помещичьей жизни. Увы, журнал запретили после второго номера - за статью Киреевского, в которой он позволил себе «рассуждение о высшей политике».
Впредь Баратынский не предпринимал попыток участвовать в больших литературных начинаниях, а бывшему издателю «Европейца» написал: «Я вместе с тобой лишился сильного побуждения к трудам словесным... Что делать!.. Будем мыслить в молчании».
Это он умел, как никто другой. Отныне язык повествования не упрощал, отказался от напевности, прозрачности, разговорных интонаций. Теперь его влекли громоздкие и многозначительные формулы.
Ни к службе, ни к журнальной деятельности поэт оказался не приспособлен. Киреевский оставил о нем такие воспоминания: «Ум тонкий, так сказать, до микроскопической проницательности». Баратынский сумел переплавить эти свои качества в стихи.
«Очень мил, но...»
Из всех поэтов золотого века у него сложились, пожалуй, самые сложные взаимоотношения с Пушкиным, хотя с исторической дистанции их внутренний конфликт разглядеть сложно. Баратынский в меньшей степени, нежели другие его современники, пребывал под влиянием пушкинского стиха.
Сам Александр Сергеевич талант Евгения Абрамовича определил безупречно: «Оригинален, ибо мыслит». Несколько лет они активно переписывались.
Пушкин поддерживал поэтические проекты Баратынского, однако их письма посвящались только литературным вопросам. Поэты не откровенничали друг с другом, а с годами и вовсе охладели ко взаимной переписке. Обнаружились принципиальные различия.
Поэзию собрата по перу наш главный гений считал совершенной, но слишком рациональной, а тот осторожно критиковал былого друга за легковесность.
Недаром еще при жизни обоих появилась гипотеза о том, что в «Моцарте и Сальери» автор намекал как раз на этот творческий конфликт (себя, разумеется, представив в образе Моцарта).
Незадолго до роковой дуэли Пушкин написал: «Баратынский очень мил. Но мы как-то холодны друг к другу». Расхождение было принципиальным.
Русская поэзия до конца XIX века шла по пути пушкинской гармонии и легкости, с преобладанием реалистических сюжетов, с интересом к общественным, бытовым проблемам - словом, продолжала дописывать «энциклопедию русской жизни».
Баратынский предлагал другое направление - философское, метафизическое, усложненное (и по музыкальности стиха, и по проблематике).
Известной со времен Горация миссии поэта-пророка, собеседника эпох, к памятнику которого «не зарастет народная тропа», Евгений Абрамович противопоставил образ стихотворца, не претендующего на лавры, однако надеющегося стать для будущих ценителей поэзии умным, чутким собеседником.
Мой дар убог и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.
Так и случилось. Его уже давно не числят «поэтом второго ряда». Глубина, изящество написанных им в молодые лета стихов и философская усложненность поздних произведений «русского Сальери» привлекают многих.
Он по-настоящему понял Пушкина только после его гибели, когда вместе с другими поэтами разбирал бумаги покойного. «Все последние пьесы его отличаются... силою и глубиною! Он только что созревал. Что мы сделали,
Россияне, и кого погребли! - слова Феофана на погребение Петра Великого», - писал жене восхищенный Баратынский, наконец осознавший, что за игривостью слога, шутками, светской болтовней скрывался мыслитель,
который, быть может, не был его единомышленником, однако не уступал ему в способности глубокого осмысления мироздания.
«Путём своим железным»
После отставки почти вся жизнь Евгения Абрамовича прошла в имениях, родовых и тех, что достались в приданое. Он набросал чертежи новой усадьбы с башенкой и эркерами.
«Есть милая страна, есть угол на земле», - говорил поэт о Муранове, где жил как глава семьи, в которой родилось восемь детей. Баратынский был счастливо женат - с легкой руки Дениса Давыдова, познакомившего его с дочерью генерала Льва Энгельгардта Анастасией.
Эту пару роднила любовь к уединению, объединяло развившееся с годами нежелание вращаться в свете. После гибели Пушкина он поначалу мало писал, чаще правил свои прежние стихи.
В 1842 году подготовил к изданию целую россыпь новых стихотворений. Сегодня эту книгу под названием «Сумерки» - автор заранее определил ее как собственное литературное завещание - нередко называют первым настоящим русским поэтическим сборником.
В нем есть внутренняя драматургия, передающаяся от стихотворения к стихотворению смысловая связь. Баратынский предстал здесь мрачноватым пророком, мыслителем, избравшим сложные материи.
Прежнюю легкость любовных элегий сменили серьезные размышления. В центральном произведении - «Последний поэт» - он противопоставил душевный и духовный мир новейшим на тот момент технологиям:
Век шествует путем своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Основательные, с громкой поступью тяжелых предчувствий строфы, где за каждым образом ощущается напряжение мысли, можно уподобить работе стального механизма, и это усиливает драматизм прощания с «ребяческими снами» поэзии.
Стихотворение не понравилось Белинскому. Тот, высоко ценивший поэтическое мастерство Баратынского, увидел в его программном сочинении брюзжание, нелепый приговор прогрессу.
«Бедный век наш - сколько на него нападок, каким чудовищем считают его! И все это за железные дороги, за пароходы - эти великие победы его, уже не над материей только, но над пространством и временем!».
В ту пору слово Неистового Виссариона имело большой вес. Безболезненно пережить язвительный отзыв именитого критика поэт не смог, по словам Николая Гоголя, он тогда «стал для всех чужим и никому не близким».
В начале 1843 года помещику Баратынскому повезло. Неплохо заработав на продаже леса, он с семьей (супруги взяли в дорогу троих старших детей) отправился в путешествие, о котором давно мечтал. Путь лежал через Швейцарию, Германию, Париж, Марсель, а оттуда - «пироскафом» - в Неаполь.
В странствиях по Италии поэтом овладело желание подвести итоги жизненного пути. «Много земель я оставил за мною / Много я вынес смятенной душою / Радостей ложных, истинных зол, /
Много мятежных решил я вопросов, / Прежде чем руки марсельских матросов / Подняли якорь, надежды символ!» - Баратынскому казалось, что дальние страны - последнее из того, чего он не видел прежде.
В Старом Свете его интересовала седая старина. Новшества ему решительно не нравились. Накануне нового года друзьям на Родину поэт писал: «Поздравляю вас с будущим, ибо у нас (в России. - «Свой») его больше, чем где-либо».
С печалью наблюдал, как «новейшая цивилизация» пыталась сохранить «остатки природы» и «проявлений искусства». В июне 1844-го, путешествуя по Италии, почувствовал сильную головную боль.
На следующий день, в Неаполе, скоропостижно скончался. Как казалось многим - от хандры, устав от жизни к 44 годам. Публицист Александр Тургенев упрекал итальянских врачей: «Можно было спасти кровопусканием. Доктор не настоял; другого призвали уже после смерти к жене».
Через год кипарисовый гроб с его телом морем доставили в Петербург. На похоронах в Александро-Невской лавре ему поклонились лишь три литератора: старые друзья Петр Вяземский и Владимир Одоевский, а также завсегдатай светских и литературных событий Владимир Соллогуб. Что ж, Баратынский и сам не любил шумных сборищ.
После смерти поэта вдова подарила Мураново своей младшей сестре Софье, а ее дочь в 1869 году вышла замуж за сына Федора Тютчева Ивана. Сам Федор Иванович в этой усадьбе никогда не жил, но его потомки устроили в имении музей в честь знаменитого предка.
Так соединились судьбы двух русских стихотворцев, для которых мысль была основой стиха. Поэт-интеллектуал Тютчев являлся продолжателем линии Баратынского в русской литературе. Их литературное родство не заметить трудно.
У первого из них действительно был как будто далеко не самый громкий голос. Но он внятно и неповторимо звучит сквозь века.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...