Но "Конька" не отдавай!
6 марта исполняется двести лет со дня рождения Петра Ершова, поэта, прозаика, автора культовой стихотворной сказки о похождениях простака Иванушки и его предприимчивого четвероногого друга, Конька «с двумя горбами да с аршинными ушами», которую многие приписывают Пушкину. Корреспондент побеседовал с исследователем творчества Ершова, доцентом кафедры русской и зарубежной филологии Тюменского государственного университета Татьяной Савченковой.
- Вы автор ряда работ о сенсационном литературоведении, сделавшем «открытие», будто бы «Конька-горбунка» написал не Ершов, а Александр Сергеевич. Как возник этот миф?
Глупейшая версия появилась в конце девяностых - прежде в авторстве Ершова никто не сомневался. В 1996 году в одной из столичных газет вышла статья литературоведа Александра Лациса с броским заголовком «Верните лошадь!»
В ней доказывалось, что в сказке слишком много перекличек с пушкинской поэзией, есть «пушкинские приемы», и вообще, тобольский учитель словесности был слишком молод, чтобы написать такую нетленку.
На момент публикации «Конька» в «Библиотеке для чтения» Ершову исполнилось 19 лет.
Миф подхватили критики Перельмутер и Козаровецкий. Заговорили, будто Ершов - сибирский валенок, провинциальный, невежественный, просто не мог создать что-то стоящее.
И хотя пушкинист Непомнящий высказался по этому поводу вполне определенно: «Выдумку нельзя опровергнуть», она оказалась очень живучей. До сих пор многие передачи по телевидению строятся по единому сценарию: «Да, гениальная сказка. А знаете, кто ее написал?..»
Обидно. Надо совсем не чувствовать музыки стиха, стилистики речи, не знать биографии Петра Павловича, чтобы говорить такие вещи.
- Переклички действительно есть...
Да! Но на сказку откликнулся сам Пушкин, восхищавшийся работой молодого сибирского поэта. Он даже сказал, прочитав «Конька-горбунка» - больше сказок сочинять не будет. Но потом все же написал «Золотого петушка», эдакий литературный ответ Ершову.
И это даже не переклички и аллюзии - единый претекст. Царь-девица сидит в шатре, точь-в-точь как Шамаханская царица, и шатер-то на берегу, и в путь на восток отправляются на день «осьмой».
Сластолюбивый слабый царь, задиристый петушок, который «ругается», кричит «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!» Так же и конек не церемонился с Иваном.
- Точно.
В этом новаторство произведения. До «Конька» в сказках была несколько другая структура - былинная.
А тут острая диалогичность, юмор, афористичность, активное взаимодействие персонажей. Они, как живые, видят и слышат друг друга, моментально выдают реакцию, спорят, подначивают.
Конек-горбунок ругает хозяина, что тот подобрал перо Жар-птицы. Учит жизни, помогает продвигаться по службе. Все очень настоящее.
Иван ворчит, подглядывая за Царь-девицей, проделав дыру в шатре: «И бледна-то, и тонка, / Чай, в обхват-то три вершка, / А ножонка-то, ножонка! / Тьфу ты! словно у цыпленка! / Пусть полюбится кому, / Я и даром не возьму».
У Ершова впервые появилась экспрессия, задор. Не зря сказка разошлась на крылатые выражения. Даже такой барин, как Иван Сергеевич Тургенев, цитировал Ершова в переписке с друзьями: «Это - службишка, не служба...»
А уж на сколько языков мира ее перевели, даже подсчитать не берусь. По-моему, на все. Казалось бы, русская специфика, а книжку любят китайцы, японцы, французы, итальянцы. Даже сказки Пушкина не так популярны у иностранцев.
- Почему?
Тут, думаю, вот какой фокус. Вещь, написанная задолго до появления постмодернизма, делает читателя соавтором, приглашает к игре, диалогу, сотворчеству. Не зря дети ее так любят. С удовольствием рисуют героев.
Ты буквально видишь этого кита, девушек, которые ищут грибы среди усов... Считается, что Ершов написал нетленку в очень молодом возрасте и больше ничего не делал. А он все время над ней работал.
Одних прижизненных изданий - семь. Петр Павлович шлифовал сказку, вставлял новые сцены. Сторонники пушкинской версии говорят - «портил». Но надо быть слепым, чтобы не замечать, как текст становился точнее, тоньше.
- Говорят, авторских редакций было столько, что издательства путаются - не знают, какую версию брать.
Да, и часто соединяют разные тексты в одной книге.
- А в советские времена правильная была сказка?
Тоже разные версии ходили. Если написано: «За горами, за лесами, / За широкими морями / Не на небе - на земле / Жил старик в одном селе. / У крестьянина три сына...» - это первая редакция, та, что была написана в годы учебы в Санкт-Петербургском университете.
А если - «Против неба, на земле» и «У старинушки три сына» - последняя. Мне кажется, стоит ориентироваться на издательскую практику XIX века, когда брали последнее дополненное авторское издание 1861 года. Он полностью выражает волю поэта.
- Слышала, в сказке то и дело находили крамолу и что-то вычеркивали.
Изначально «Конек-горбунок» был принят на ура, его от руки переписывали, наизусть учили, а уже в 40-годы позапрошлого столетия вдруг принялись критиковать, называть непедагогичным. Усматривали сатиру на царя и церковь.
Потом и вовсе социальный подтекст стали выискивать. Вот, например, строчка: «Там пшеницу продавали. / Деньги счетом принимали. / И с набитою сумой возвращалися домой».
В годы коллективизации заменили на «И с телегою пустой возвращалися домой». Иначе получалась история «карьеры сына деревенского кулака».
А в середине нулевых татары нашли в сказке экстремистское высказывание: «Что я — царь али боярин? / Отвечай сейчас, татарин!» Слово использовалось как ругательное, попросили убрать...
- Но ведь сказка - не социальная сатира, скорее, стилизация под народную. Кстати, откуда все эти образы: длинноухий конек, чудо-юдо рыба-кит, Царь-девица? Они фольклорные?
Не совсем. Каждый образ имеет свой генезис. Конек с двумя горбами и аршинными ушами - оригинальнейшее создание самого Ершова. Похожих зверей не было! Была рябая корова, к которой Крошечка-Хаврошечка влезала в ушко.
Серый волк, сопровождавший Ивана-царевича. Но смешной Конек - персонаж не тотемный, он авторский, психологизированный. Он даже умнее своего хозяина. Милое удивительное существо.
Что касается рыбы-кит, кто-то ищет в ней библейские корни. Не исключено, хотя я нашла другие. Ершов обожал книгу «Тысяча и одна ночь».
Читаю как-то историю Синдбада-морехода и вдруг натыкаюсь на такую сцену - моряки высаживаются, начинают разжигать огонь, готовить обед, и вдруг под ними шевелится земля. Оказалось, гигантская рыба! И надо бежать, пока она всех не сбросила и не проглотила.
Там сложный симбиоз, сплав всего и вся. Даже есть шутливая подпись автора - Ерш Ершович. «Глядь: в пруде, под камышом / Ерш дерется с карасем». Петр Павлович не был увальнем.
Его возвращение в провинциальный Тобольск походило на явление бойкого ерша в карасьем затоне. Он довольно едкие эпиграммы писал на местных чиновников. А народной сказкой я бы «Конька» не назвала. Она — литературная.
Тут авторская воля, авторская выдумка, авторский взгляд. Наконец, личность Ершова, присутствующая в каждой строке. Его юмор - беззлобный, точный. Он был веселым и добрым человеком, хотя на его долю выпало немало бед.
- Он же сделал в Тобольске неплохую карьеру, был инспектором народных училищ, цензором, организатором первых женских школ. Хотя друзья ругали за возвращение в провинцию из Петербурга...
Многие не понимали, почему он не остался после университета в столице. Известный востоковед Василий Григорьев сетовал в переписке: «Он там мохом обрастет. А еще жениться задумал. Пропал как поэт».
А у Петра Павловича принципиально другой взгляд на Сибирь, он здесь родился и не воспринимал ее как глухую провинцию.
Мечтал стать исследователем этого края, изучать народы, наречия, поэзию. Но как-то не сложилось - рано женился, усыновил чужих детей, потом свои пошли.
- Одна из его падчериц, Феозва Лещева, стала женой Менделеева.
Феозва - дочь его жены Серафимы. Влюбился в вдову с четырьмя детьми. Долго ее добивался, а она раздумывала. Жили очень дружно, но их преследовали несчастья - дети умирали в младенчестве.
Потом при родах скончалась и Серафима. Он снова женился - на молоденькой Олимпиаде Кузьминой. Та тоже умерла. Говорил: «Мое сердце на могиле детей».
- Грустно... Но Ершов не унывал, продолжал работать. Кстати, сторонники пушкинской версии ставят в упрек, что он больше ничего не написал...
Таков еще один расхожий миф о Ершове. А между тем у него много других прекрасных произведений. Повесть «Осенние вечера», баллада «Сибирский казак», поэма «Сузге», которую хвалил даже Белинский, культовой ершовской сказки не любивший за отсутствие подлинного «русского духа».
А вот «Сузге» ему понравилась. Поэма, действительно, очень выразительная - на сибирском материале. Драматическая история - столкновение русских с ханом Кучумом. Погибли не только воины, но и жена хана, красавица Сузге - спасала свой народ.
- Другую его поэму - про мертвого казака - называли анахронизмом, подражанием Жуковскому...
Критикам она не понравилась, а зря. Красивая, страшная сказка. Казак пообещал молодой жене, что вернется из похода живым или мертвым. Вернулся мертвым и унес ее с собой в степь.
Конечно, к тому времени Жуковский уже написал «Светлану», и Ершов в какой-то мере подражал мэтру. Но литература невозможна без перекличек. Ершов откликнулся на Жуковского, а Пушкин - на Ершова.
Тут важнее о творческом взаимодействии говорить, а не о том, кто у кого слямзил.
Беседу вела Дарья Ефремова





























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...