Волеизлучение Фёдора Абрамова
Столетний юбилей обязывает к особому и понятному ритуалу. Он формирует тяжеловесную плиту славословий и хвалебных од. И с другой стороны, этот же церемониал предполагает реплики об актуальности и злободневности, тут любая натяжка подойдёт, ведь главная цель – поведать о памяти, которая в наших сердцах.
Юбилейное соседствует с поминальным и заупокойным, а этого очень бы не хотелось. Тем более что речь идёт о живом и личном общении через книги. Таком, когда нет ни временной, ни какой иной дистанции, а только живой диалог, основанный на волеизлучении.
Это энергия, исходящая от человека, «самая удивительная, самая животворная энергия на земле, способная творить чудеса. Чудеса в самом прямом смысле».
Волеизлучение, про которое Фёдор Абрамов писал в записных книжках, много объясняет в нём. В какой-то мере это отражение фаворского света, исходящее от человека. Светоносная «Троица» Андрея Рублёва, от которой захватывает дух.
Вот и Фёдор Александрович запечатлевал эти образы света в человеке, хоть и не был литератором-иконописцем.
Всё потому, что солнца на Севере мало, оттого сами люди здесь солнца, как он говорил. В этом загадка, большой секрет и тайна, и, чтобы причаститься к этой кладовой солнца, необходим большой дар.
Инстинкт веры
Главное абрамовское свидетельство в том, что вера – структурообразующая основа тысячелетней отечественной цивилизации. Её невозможно выкорчевать, всё равно прорастёт. Что ни возьми, тот же серп и молот, а всё православный крест выходит…
В ХХ веке происходит своего рода секуляризация, обмирщение веры, которая переходит и вживается в быт людей. Возникает феномен мирской подвижнической святости. И главный абрамовский герой здесь – его «великий коммунар» Сила Игнатьевич.
Он лопатой «крестился», сорок лет осушая болото. Такова его форма молитвы и подвижнического делания. Таков инстинкт веры, который находит своё выражение в труде. Абрамов начертывает образ мирской праведности, вписанный в большую агиографическую историю, которая вне социально-политических обстоятельств и над ними.
Писатель ставил перед собой задачу: найти, описать и составить чертёж «дома», представить картину человеческой духовно-нравственной икономии, домостроительства.
Через это он и приходит к пониманию инстинкта веры, а также к постижению отечественной генетической культурной памяти. Несмотря на внешние идеологические и партийные ризы, этот инстинкт и память никуда не пропадают.
Тот же русский социализм – особая форма подвижничества. Само обустройство новой жизни происходит по аналогии с устроением в глухой пустыни монастыря: «У нас мечта была – чтобы всё заново. Чтобы именно в диком лесу, в медвежьем царстве зажечь маяк революции…»
Мирское подвижничество совершает чудо спасения, преображения, в том числе пространства. Тот же Сила Игнатьевич перед глазами: анахорет, чужой миру, раскрывающийся людям через чудеса преображения уже после смерти.
В реальность подобного героя трудно было бы поверить, если бы уже в наши дни бывший начальник аэропорта в Коми Сергей Сотников не совершил схожее и не спас от крушения авиалайнер (он годами следил за полосой «оптимизированного» аэропорта).
Абрамов как раз про таких людей и пишет, в которых солнце заключено, а потому и светятся они своим преображающим светом. Благодаря наличию таких праведников-«светильников» и спасается мир.
Против раскола
Абрамов разрушает стереотипы восприятия советской литературы как глубоко идеологической. Достаточно личной смелости и твёрдой уверенности в своей правоте. Писатель и в 1960-е, и 1970-е пишет в том числе о репрессиях, поднимает жёсткие вопросы.
Удивительно, но ещё в 1964 году в своём конспекте выступления, посвящённого 50-летию советской власти, он говорил о массовых репрессиях в стране, об истреблении земледельцев, уничтожении «офицерского корпуса накануне войны», переписывании истории. Всё это в противовес юбилейному воспеванию и восславлению.
Сколько там лет было до перестройки?..
«Мы не имеем права замалчивать, упрощать все сложности и трудности нашего исторического пути. Не объясним мы – объяснят другие, только объяснят по-своему. Мы не скажем своим голосом всей правды – скажут другие «голоса», только скажут по-своему» – это уже «Слово в ядерный век», написанное в 1981 году.
Такова была внутренняя позиция писателя, его волеизлучение. Так реализовывалась его «жадность до жизни» и приверженность «грубой правде». Значит, дело не в каких-либо внешних обстоятельствах, на которые можно всё списать, а во внутренней крепости.
Через эту крепость волеизлучения само творчество Фёдора Абрамова стало вестью о чуде, противостоящем расколам. Он сам тяготеет к староверам, к людям дораскольного периода отечественной истории.
Поэтому и жаждет «воскресить прошлое», видя в нём потерянную цельность, противостоящую череде разломов: и революции начала ХХ века, и разразившейся под его финал перестройке.
Её он не застал, но, уйдя, практически на самом пороге, предчувствовал, видел проявления в душах людей скулящего зверя розни, стремящегося вырваться наружу. В абрамовском воскресении прошлого – попытка восстановления цельности, неподвластного расколам духа богатырства с «безошибочным чувством красоты».
Абрамовских героев вполне можно окрестить «староверами» по их отношению к великому коренному перелому ХХ века в истории народов и душах людей. В этом и принцип жизни, близкий приверженцам старой веры: в максимализме, бескомпромиссности, способности к самопожертвованию, добровольному горению заживо.
Его Соломея («Из колена Аввакумова») – староверка, герои рассказа «СОЭ» уходят в глухие леса, где строят своё подобие старообрядческого скита или пытаются реализовать мечту о мужицком рае.
Кстати, мечту эту и воплощает социализм, Абрамов пишет, что «социализм – это хорошо». Но когда к этой мечте примешиваются какие-либо идеологические кандалы, будь то приведшие к расколу XVII века или связанные с революцией века XX, то и эта мечта растаптывается. Так горели старообрядческие скиты, так был сожжён мужицкий «город Солнца» в «СОЭ».
В годы перестройки – очередная цунамическая волна разрушительной идеологии: новое мышление, новый революционный дух и запал. Она обольстила людей, а затем сокрушила их мечту, ведь всегда начинается подобное с «великого вброса в народ слов, начинённых динамитом».
Фёдор Александрович ушёл из жизни на пороге нового раскола, когда в стране начали править бал реформаторы, когда вовсю брили отечественные бороды, отрицали историю и призывали поклоняться новым кумирам.
Как бы писатель повёл себя, когда вокруг зазвучала какофония и неразбериха слов? Прельстился бы? Едва ли, у него было стойкое неприятие раскола.
Он бы осознал, что все слова, даже близкие ему, которыми был наполнен перестроечный воздух, не несли свет, а были лишь средством нового идеологического оружия, губящего всё на своём пути.
Похороны живой земли
Сейчас с Абрамовым нужно начать диалог про Север. Это не просто сторона света и территория, а фундаментальная основа русской цивилизации. Север сейчас атакован, признаётся бесперспективным. Он мифологизируется.
Сегодня Север проигрывает Югу, ведь люди стремятся к максимальному комфорту, солнечному небу, личному счастью и достатку. Север же просто так ничего не даёт, здесь человек проверяется и проявляется. Здесь земля с небом сходятся, поэтому и спрос с человека особый.
Добыть внутренний огонь и зажечь свет – для этого нужна особая крепость и большой труд.
Вот и в абрамовском восприятии «Север – это работа, работа и работа». Иначе в этом суровом краю нельзя.
Север – русский путь, как в Европу, так и через Ледовитый океан на Восток: «Отсюда, из Поморья, началось то грандиозное движение русского народа в Сибирь, на Восток, которое известно под завораживающим названием «встречь Солнцу».
Север делал Россию больше, преображал. И человека тоже. Здесь особенное светлое «племя русских людей – поморов, людей великого мужества, выносливости и терпения, людей предприимчивых и «быстродумных».
Абрамов также добавляет: «государственников». Сейчас Север должен вновь начать формировать полк для большой работы, для нового освоения страны. Периферийная Россия, пространства становятся героем времени, а также люди, своим стоянием, своим светом препятствующие их запустению.
Всё творчество Абрамова про это: про запустение земель, про исход людей. Десятилетия спустя эта тема вновь стала остроактуальной, ведь продолжает набирать обороты тенденция к сжиманию пространства страны.
«Какие-то порядки пошли – живую землю хоронить», – сокрушалась абрамовская Соломея. Так ведь и будут продолжаться эти «похороны», пока не вернутся люди к практике «расчисток», на которых «Север испокон веку стоит». О чём говорила Мелентьевна из «Деревянных коней».
Необходимо приступать к освоению пространства, преодолевать «позор и запустение». Сейчас речь уже идёт о малых и средних городах, которые, в силу центростремительных тенденций и потери целеполагания, превратились в депрессивные территории. Из них состоит страна.
Тут уже нам необходимо перехватить эстафету абрамовского волеизлучения, ведь от всего этого зависит, какие «будут петь песни» о нашем поколении и времени. Или вместо них будет немота и пустота?..
Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"
Раздел "Культура", подраздел "Литература"






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...