Дюма из "Бандитского Петербурга"
О писателе Андрее Константинове
Мне вспоминаются два рабочих кабинета Андрея Константинова, которые, на мой взгляд, помогают понять его как писателя и как человека. Первый находился в его знаменитом офисе на улице Зодчего Росси.
Здесь прямо напротив располагается Вагановская балетная академия с ее полувоздушными персонажами, пуантами и балетными пачками, с ярко освещенными гигантскими окнами и обрывками грациозных мелодий, которые порою просачиваются оттуда.
А на другой стороне улицы зияет темноватая арка, рядом с которой прикреплена малозаметная и малопонятная табличка: «Агентство журналистских расследований - АЖУР».
Если пройти под эту арку, распахнуть тяжелые двери парадной и подняться на второй этаж, то - не знаю, как сейчас, но в былые времена - на входе вас непременно встретит охранник Коля, скучающий рядом с пулеметом «Максим».
Этот Коля, каким я его помню, был отличным парнем, начинавшим свою карьеру в рядах «тамбовской братвы», а после перешедшим на службу в АЖУР.
Похожей биографией, кстати, обладал и пулемёт, вполне себе громоздкий и грозный: согласно одной из легенд, его подарил Константинову сам Владимир Кумарин-Барсуков, «ночной губернатор Петербурга» и глава «тамбовцев».
«Максим», разумеется, давно не стрелял и боевым оружием не являлся, а вот Коля, если нужно, мог и в глаз дать, и с лестницы спустить. Но это, прямо скажем, было нужно нечасто.
«Привет, - говорил Коля. - А шеф ещё не приехал». «Ну и ладно, - думал я. - Не больно-то и надо». В тот год, когда я входил в средний руководящий состав АЖУРа, мне доводилось частенько принимать участие во всевозможных планерках и совещаниях.
В самых важных случаях совещания происходили не в конференц-зале, а в небольшом кабинете Андрея Дмитриевича, где львиную часть комнаты занимал массивный стол (кажется, даже зеленого сукна),
были развешаны декоративное оружие и портреты, из которых в глаза бросались, прежде всего, задумчивый бородач Обнорский - предок Константинова, а также улыбчивая миловидная блондинка - ну, понятное дело, жена.
Ещё там висели почетные грамоты и дипломы, пылились какие-то кубки, а посреди этого респектабельного хлама стояла, как диковинный цветастый попугай, фигурка мушкетёра в шляпе, плаще и со шпагой.
Этот мушкетёр почему-то мне нравился. Возможно, своей игрушечностью и детскостью, как большой стойкий оловянный солдатик. А, может быть, тем, что давал некий ключ к пониманию Константинова.
Хотя никаких разговоров вокруг мушкетера никогда не велось. Стоял себе и стоял одинокий д’Артаньян, опираясь, как на трость, на тонкую иглу рапиры.
Лишь пару раз мне доводилось слышать от «шефа» рассуждения о том, что, пожалуй, самым успешным и плодовитым писателем позапрошлого столетия был Александр Дюма-отец. Дескать, написал более 300 книг, да ещё каких!
Не брезговал привлекать к труду «литературных негров», а как иначе? Ведь душа просит роскоши, среди которой жили его сановные герои, а, значит - ни дня без строчки!
Был не только гениальным беллетристом, но и удачливым коммерсантом - ради дела мог запросто сойтись даже с самыми опасными обитателями парижского дна!
Всё это Константинов говорил вроде бы о Дюма, а вроде бы - немного о себе. По крайней мере, сойтись для дела с обитателями «петербургского дна» для него не составляло проблемы.
Да и миллионные тиражи его книг, написанных в самые короткие сроки, с мобилизацией явных и тайных литературных «помощников» - тоже напоминали фирменные приёмы автора «Трёх мушкетеров».
А сама рыцарская эстетика и неистощимая сюжетная авантюрность константиновских романов?
Пусть внешне «тамбовские», «малышевские», «траберовские» и прочие петербургские джентльмены удачи мало походили на королевских мушкетёров и гвардейцев кардинала, но страсти промеж них кипели нешуточные и в чем-то очень похожие.
Скажем, коварный и в то же время благостный, не выпускающий из рук потрепанной Библии Антибиотик своим искусством интриг дал бы прикурить и кардиналу Ришелье, и даже королю Карлу IX, устроившему для любимых подданных «упоительную» Варфоломеевскую ночь.
А первая настоящая бандитская «стрелка», случившаяся в 1988 году на вещевом рынке в Девяткино, своей массовостью и азартом наверняка превзошла бы знаменитую дуэль д’Артаньяна и трёх мушкетеров с назойливыми гвардейцами кардинала, если бы кому-то в голову однажды пришла дикая мысль это сравнивать.
Но, выходит, что такая мысль пришла, и вовсе не мне, а тому, кто на материале «Бандитского Петербурга» создал целую эпопею о коварстве и предательстве, о власти и больших деньгах, о любви, возмездии и поисках правды, и, конечно же, о дружбе - этой самой большой и непререкаемой ценности в «мушкетёрском мире».
Что до второго рабочего кабинета Константинова, то он в каком-то смысле являлся продолжением первого. Тем не менее, он добавлял к его облику еще пару важных штрихов.
Этот кабинет находился на Невском проспекте, в тогдашнем Домжуре, где располагалось правление петербургского Союза журналистов, чьим председателем в те годы являлся Андрей Дмитриевич.
Здесь, само собой, не было ни пулемета, ни Коли, вход был свободным, но каким-то замысловатым и запутанным.
Попав в этот кабинет, ты как-то сразу понимал, что его обитатель бывает тут нечасто, что стены голы и не украшены, вот только портрет Обнорского висит на своем неизменном месте, да еще имеется изображение некоего старинного вельможи в эполетах пушкинской эпохи.
Помнится, Константинов скупо растолковывал, что этот вельможа - никто иной, как прежний владелец домжуровского особняка, генерал от артиллерии Иван Сухозанет - тот самый, что расстрелял картечью восстание декабристов.
В общем, тоже вполне себе верный и преданный «мушкетёр короля», отстоявший его власть от заговорщиков из среды столичной гвардии. Правда, настоящий Дюма побрезговал о нём писать - в его «русском» романе «Учитель фехтования» все авторские симпатии - на стороне декабристов.
Мне и самому декабристы всегда нравились как-то больше. В АЖУРе я проработал около пяти лет, и так и не смог до конца привыкнуть к странноватым суетливым посетителям, которые, случалось, мелькали в коридоре, спеша в кабинет «шефа».
Впрочем, и преступный мир Лондона, как известно, был вхож в квартиру Шерлока Холмса, и что с того?
Ещё, помню, меня слегка смущала легковесность и несерьёзность этой аббревиатуры - АЖУР. Впрочем, по меньшей мере, однажды она сослужила мне добрую службу.
Как-то во время очередных президентских выборов в Беларуси меня отправили в Минск в штаб оппозиционного кандидата, который осмелился бросить вызов самому Лукашенко, но при этом пользовался негласной поддержкой Москвы.
К моменту моего приезда белорусская столица уже кишела представителями всевозможных политических движений и спецслужб, а на Октябрьской площади появились первые палатки будущего местного «майдана».
«Станете заселяться в гостиницу, ни в коем случае не говорите, что вы журналист. За журналистами тут строгий надзор», - предупредила меня пресс-секретарь белорусской оппозиции.
Ну что ж, так я и сделал. На ресепшен отеля, протягивая свой паспорт милой «Олесе из полесья», я ничуть не растерялся, когда меня мягко, но настойчиво спросили: «А где вы работаете?» «Ну как где? ООО «АЖУР», начальник отдела», - отбарабанил я в ответ чистую правду.
«А чем занимается это ваше ООО «АЖУР»? - поинтересовалась девушка, и в её голубых глазах я сразу же прочёл нужный для меня ответ. «Как чем? Ажурным бельем!» «Как это замечательно! - обрадовалась красавица. - А у вас образцы с собой есть?»
«Да, конечно», - чуть менее уверенно пообещал я. Но дело было уже сделано. И если все последующие десять дней за всеми российскими и западными журналистами неотступно ходили агенты белорусского КГБ, то за мной - только девушки, интересующиеся ажурными новинками в мире lingerie.
А когда на «майдане» начались повальные аресты и некоторых моих коллег бросили в белорусскую тюрьму, именно «Олеси из Полесья» помогли мне срочно купить билет и уехать из Минска.
Впрочем, даже если бы у меня не было под рукой милых помощниц, я был твёрдо уверен: редакция вытащит меня из любой преисподней, если я попаду туда, «будучи при исполнении».
Мушкетёрская взаимовыручка работала в подобных случаях почти без осечек, а если они случались, то отнюдь не по вине Константинова и АЖУРа.
Однажды один телефонный звонок Константинова, без всякого преувеличения, спас мне жизнь, а заодно и жизнь целой семьи, которая захотела встретиться со мной как с журналистом.
Это случилось в глухом лесничестве под Усть-Лугой, когда бандиты уже подожгли дом, где жила семья лесника, зазвавшая меня в гости. Теперь братки с грозной неторопливостью двигались в нашу сторону.
Они не спешили: мы были в полной их власти. Однако, пока они шли, о чем-то переговариваясь и сплевывая сквозь зубы, я успел набрать на мобильнике телефон рабочего кабинета Константинова (того самого с фигуркой мушкетёра на рабочем столе) и быстро обрисовал ситуацию.
Не прошло и пяти минут, как из леса выехал милицейский экипаж, который, оказывается, стоял где-то неподалеку и работал в «деловой связке» с бандитами.
Но теперь, по всему было видно, что им дали другие «вводные» (как потом выяснилось, срочный звонок из питерского Главка поступил в местное управление внутренних дел, а оттуда - на рацию дежурившего на «месте происшествия» экипажа). «АЖУР», - с идиотской ухмылкой прочел браток надпись на борту моей служебной машины.
И тут же спросил, как спрашивала кода-то «Олеся из Полесья»: «А чем занимается это твоё АЖУР?» «Ну как чем! - зло заорал я. - Вот такими жмуриками, как ты и занимается! «Бандитский Петербург» читал?»
В общем, художественное воображение, наглость и высокие связи спасли тогда не только меня, но и целую семью - мужа, жену и их двух маленьких дочерей.
Ещё где-то час я потратил на разговор по душам с местным мафиози, во время которого он рефреном повторял: «Лесника всё равно надо убить».
«Лучше не надо», - возражал я, и для убедительности трогал пневматический «вальтер», висевший «для устрашения» у меня на поясе. На этом мы тогда и разошлись, и, как в хорошем кино, все, слава Богу, остались живы.
Ныне, спустя почти двадцать лет, живы уже далеко не все, но ни всесильная мафия, ни продажные «оборотни в погонах» в этом ничуть не виноваты. Есть такой меткий киллер - время.
Случается, что и он попадает не с первого раза, однако контрольный выстрел - всегда остается за ним. С Андреем Константиновым у меня связано много и доброго, и плохого. Да и расстались мы совсем нехорошо.
Признаться, мне и до сих пор не по душе ажуровская дружба с «траберовскими», и «волчий билет», выданный мне по этому случаю. Но это, будем считать - дело прошлое.
На этой неделе - девять дней со смерти Андрея Константинова. Царствие тебе Небесное. Настоящие романы о той нашей жизни ещё не написаны - ведь слишком о многом до сих пор приходится умалчивать.
В конце концов, каково королевство, таковы у него и д’Артаньяны. Но среди кожанок и малиновых пиджаков того времени ты, безусловно, заслуживаешь плаща мушкетёра.
Валерий Береснев






























Посещение Государственного Эрмитажа Владимиром Путиным
Несколько необычных рецептов. О "Пире во время чумы" в Новом Манеже
Пожалеть волка и устроить овацию Голубой птице
Перевёрнутый князь Мышкин в современной Франции
"Красавицей себя я никогда не считала". О жизни и творчестве Нины Доро...
Вспомнить детство и увидеть восходящих звёзд
Лев Лещенко: "Искусство - это вечная история"
Шкатулка с секретом: искусство и технологии палехской росписи
Премьерный семьянин: Театр Табакова представил новую версию "Старшего ...
На сцене театра имени Гоголя появились "Шинель" и "Записки сумасшедшег...
Зачем ехать в Зарайск на фестиваль "Перезагрузка-2.0"
С широко закрытыми глазами. Об опере "Риголетто" в Большом театре
Жизнь до и после августа 24-го. Как в Судже делали произведения искусс...
Среди планет и ягод: как видят жизнь создатели балета "Место во Вселен...
Каким покажут Александра III в новом документальном фильме?
Раскольников во Франции и во сне
"Наша задача - выпускать достойных артистов"
Нити времени: сочетание традиций и инноваций в балахнинском кружеве
Лаборатория «Гжель»: где наука создаёт красоту, а художникам помогают ...
В городах России стартовал фестиваль фильмов об искусстве
Музей архитектуры открывает тайны на выставке "Собирая свод"
90 лет назад родился автор Алисы Селезнёвой Кир Булычев и историк Игор...
Исчез, но остался. Как крестьянский сын получил образование в Европе и...
Статуэтка для Екатерины: что Эрмитаж подарит Микеланджело на день рожд...
От живописи до гейм-дизайна
Не только "Любовь и голуби"
Последний боец "священного моря"
Психологическое пространство двухтысячных современным взглядом
Рыцарь чести и достоинства
Народный артист СССР Владимир Минин принимает поздравления с юбилеем
Соломин Юрий Мефодьевич (18.06.1935-11.01.2024)
Дюма из "Бандитского Петербурга"
Призраки, зеркала и безумие
Евгений Водолазкин стал лауреатом премии "Большая книга"
Мастер ставить на место
Чем запомнился последний день Форума объединенных культур
"Посланник русского гения"
"Термоядерный" Темирканов
"Щелкунчик" по носу: за новогодними билетами в Большой опять идут бата...
Прошлое Московского художественного театра в историях
Утопить княжну красиво: о чём был первый российский фильм и кто его со...
От гармони и балалайки до музыки к гимну могучей страны
Борьба с пандемией и бедностью
В Карелии международный музыкальный фестиваль
Реставрацию Новодевичьего монастыря планируют завершить в 2023 году
День бересты отметили в Великом Новгороде
"Красота не от моды, а от природы"
Преображенскую церковь на Кижах открыли после десятилетней реставрации
Путин утвердил Стратегию национальной безопасности
В Севастополе приступили к созданию галереи искусств из 30 тыс. произв...
Спектакль по пьесе «Живой труп» представят в Театре наций
В Мариинском театре открывается фестиваль флейты и арфы
Эрмитаж представит в ГИМе выставку придворных костюмов середины XIX - ...
Страсти по "Андрею Рублёву": история создания великого фильма
Бессмерный образ святой Екатерины
"Голоса Бухты Тихой"
Анна Нетребко в феврале трижды выступит на сцене Мариинского театра
Отечественный кинематограф в поисках "Оскара"
Лановой Василий Семёнович (16.01.1934 - 28.01.2021)
Театр Олега Табакова выпустит шоу-спектакль "Мольер, avec amour"
"Иного и быть не может" состоится в Волковском театре в апреле
В Петербурге состоится концертная премьера оперы «Ночь перед Рождество...
Русский музей открыл выставку о художественном наследии семьи Клодтов ...
Картину Айвазовского «Неаполитанский залив» продали на торгах Sotheby?...
Какое произведение Пушкина чаще других слушают в аудиоформате?
Молодые музыканты из семи регионов прошли в финал II Всероссийского ко...
Московский Губернский театр начинает онлайн-марафон
Полноценный кинопрокат в России стоит начинать с больших премьер и ожи...
Сражался за правду. Как на Дону восстанавливают оригиналы произведений...
Более ста тысяч человек посетили выставку «Сокровища музеев России»
"Я тебя никогда не забуду". Каким мы запомним Николая Караченцова
В Тамбове открылся музей святителя Луки
Отрекаюсь от Запада. Михаил Ларионов и его новая русская живопись
Единственный в России: в чём уникальность нового зала «Зарядье»
Российский национальный оркестр выступит в Польше, Дании и Германии
В Подмосковье открылся фестиваль «Эх, вы, песни мои, песни» памяти Шал...
На Валааме открылся хоровой фестиваль «Просветитель»
В Петербурге открывается Международный фестиваль «Опера - всем»
В Петербурге на сцене Мариинский-2 пройдёт премьера оперы «Царская нев...
В «Ясной Поляне» прошел международный театральный фестиваль Толстой We...
В Екатеринбурге открыли музей с реликвиями наследников Романовых
Cолист оперной труппы ГАБТа даст сольный концерт в Бетховенском зале
Исследование показало, книги каких писателей предпочитают россияне
Сороковой Московский международный кинофестиваль объявил своих лауреат...
На фестивале «Вселенная - Светланов!» пройдут концерты и мастер-классы
Более 5 тыс. жителей Ставрополья посетили форум искусств «Золотой витя...
В Риме открылась выставка работ выпускников Российской академии живопи...
Российский флейтист Максим Рубцов впервые выступит с сольным концертом...
"Союзмультфильм" открыл детский центр
Система Станиславского как философская школа жизни
Российские кинематографисты предложили возродить съёмки кинолетописи с...
Родион Щедрин: предложений от театров больше, чем когда-либо
Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов открывают новый сезон миланской «Ла Скала...
Михалков со своей лабораторией выступил в Нижнем Новгороде с «Метаморф...
Фестиваль современной хореографии CONTEXT.Diana Vishneva отметит 5-лет...
Дмитрий Хворостовский отмечает 55-летие
Старейший русский хор представил в Париже духовную музыку пяти веков
Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» выдвинут от России на «Оскар»
Две артистки из России дебютировали на открытии нового сезона оперы Ва...
Малый театр в 262-м сезоне поставит Дюрренматта, Гоголя и Островского