"Хотим рассказать юному зрителю о симфонической музыке понятным ему языком"
В последний зимний уикенд, 24 и 25 февраля, в киноцентре «Октябрь» состоится премьера киноконцерта «Щелкунчик и Мышиный король» в сопровождении симфонического оркестра OpensoundOrchestra.
О деталях этого любопытного проекта нам рассказал композитор Александр Вартанов.
- Музыку к мультфильму «Щелкунчик» вы написали еще в 2003 году, будучи совсем молодым композитором. Как этот проект возник в вашей жизни?
Мне тогда было 22 года, и до этого саундтреки для кинофильмов и анимационных лент, равно как и симфоническую музыку, я еще не писал. Узнал о том, что готовится мультфильм «Щелкунчик», заинтересовался.
Создатели проекта на тот момент уже работали с одним композитором, который просто переаранжировал музыку Чайковского. Но постепенно выяснилось, что музыка Петра Ильича на анимацию абсолютно не ложилась.
Мне для начала предложили написать небольшой фрагмент к трейлеру, который авторам проекта понравился, после чего мне был дан «зеленый свет» для написания полноценного самостоятельного произведения.
Я с интересом и большим энтузиазмом взялся за работу, которая продолжалась где-то полгода: в итоге получилось часовое сочинение - примерно столько времени длится сам мультфильм.
- Авторитет Чайковского не довлел над вами во время написания партитуры?
Нет, потому что ничего общего с музыкой Петра Ильича мое произведение не имеет. Да, это все тот же «Щелкунчик», но какие бы то ни было параллели со знаменитым советским мультфильмом в данном проекте провести сложно.
У нас скорее получилась анимационная сказка с некоторым диснеевским уклоном.
Я попытался найти собственное композиторское решение. Был, правда, один момент: в конце ленты, в сцене бала звучит знаменитый «Вальс цветов», после которого мне нужно было свой вальс написать - это, конечно, был вызов.
Но я постарался с ним справиться, сел и сочинил, причем сделал это довольно быстро. Понимаете, Чайковский - это Чайковский, у меня и в мыслях не было с ним состязаться, я просто написал другое произведение, вот и все.
- Что собой представляет современная постановка, как она выглядит с технической, визуальной точки зрения?
Перед самим показом у нас предусмотрено интерактивное шоу, в ходе которого персонажи из мультфильма общаются в фойе с детьми.
На сцене сидит оркестр из шестидесяти человек, поскольку одна из «фишек» заключается в том, что музыку из мультфильма мы вырезали - ее исполняют музыканты вживую, от и до, расставляя все необходимые акценты под специальный дирижерский клик-трек.
Кстати, дирижер OpensoundOrchestra Станислав Малышев отмечает, что одной из главных задач, стоявших перед коллективом, являлась именно синхронизация живого звучания с «картинкой».
Необходимо было добиться того, чтобы акценты в музыке точно совпадали с происходящим на экране.
Задача эта усложнялась тем, что саундтрек звучит на протяжении всего фильма практически без перерыва, ритм и характер музыки постоянно меняется, а значит, и переключаться исполнителям нужно мгновенно...
Интересно то, что написанная для мультфильма музыка - именно симфоническая, она создавалась, когда всевозможных синтезаторных изысков и прочих технологических ухищрений еще не было.
А симфоническая музыка, в отличие от технологий, не устаревает, она всегда звучит современно. Надо сказать, идею, которая, надеюсь, успешно материализуется в конце февраля в киноцентре «Октябрь», я вынашивал довольно долго.
Когда музыка была изначально записана на «Мосфильме» оркестром кинематографии, не все получилось так, как я хотел: времени для репетиций тогда было мало, все исполнялось буквально с листа.
И я все эти годы стремился переписать сочинение еще раз - чтобы все было сделано как надо.
К счастью, получилось так, что к двадцатилетнему юбилею мультфильма конечным результатом я остался доволен. Здесь отдельное спасибо следует сказать Президентскому фонду культурных инициатив, который сыграл в реализации проекта огромную роль.
Основная задача данного мероприятия заключалась в стремлении привить детской аудитории любовь к симфонической музыке, рассказать юному поколению посредством его же языка о том, что вообще представляет собой симфонический оркестр.
Ведь наше исполнение не будет академическим в строгом понимании этого термина - когда взрослая аудитория, видя детей, начинает немного нервничать: как они будут себя вести, не помешают ли, не нарушат ли тишину, не станут ли капризничать, хватит ли у них терпения досидеть до конца и так далее.
У нас такого нет: здесь дети могут хохотать, танцевать, в целом вести себя раскованно - и все это делать во время звучания симфонического оркестра.
Мне кажется, в этом есть определенный резон: во-первых, красивое всегда лучше усваивается без принуждения, а во-вторых, детям с малых лет просто полезно знать, что в современном мире, наполненном подкастами, сэмплами, «тик-токами» и тому подобным, существует еще и другая музыка.
Просто для ее усвоения и восприятия порой нелишне поменять форму подачи.
- В свое время «Щелкунчик» был удостоен премии «Золотой орел» как лучший анимационный фильм. Известно, что с успешным дебютом вас лично поздравил Фрэнсис Форд Коппола. Расскажите подробнее об этом эпизоде.
О, это довольно занятная история. Мы - продюсер, режиссер и я - вышли на сцену, нам вручили премию, и про меня, в частности, сказали, что молодой композитор здорово справился с задачей, написал музыку ко всему фильму (а партитура составляла примерно триста листов), и вообще всячески меня хвалили.
А после официальной части, на закрытом банкете, куда приглашаются номинанты и лауреаты и где также присутствовали многие звезды, композиторы, актеры и режиссеры, произошло следующее.
У нашей команды был отдельный столик, где я в какой-то момент остался один с этой самой статуэткой: все наши куда-то отошли. И вот я вижу, как передо мной раздвигается толпа, кого-то, очевидно, пропуская.
Кругом усилился шум, бешено защелкали затворы фотоаппаратов, и в этом круге света появился Фрэнсис Форд Коппола, направившийся прямо в мою сторону.
Он подошел, поздравил с победой и спросил: «Скажите, а вы использовали музыку Чайковского?»
Я, разумеется, от своеобразия самого момента переволновался, но все-таки, вспомнив все правильные времена глаголов на английском, объяснил режиссеру примерно то же, что несколько минут назад сказал вам: мол, поскольку музыка Чайковского к данной анимации не подходила, я написал все сам.
Коппола изумился, сказал, что это потрясающая работа, пожелал успеха в карьере и выразил надежду, что все у меня в большом кино сложится хорошо. Пожал мне руку и ушел.
Это, конечно, было очень приятно, жалею лишь об одном: вокруг была куча фотографов, снимавших бесперебойно, но я до сих пор ни одной фотографии нигде найти не могу (улыбается).
- После успеха «Щелкунчика» вы стали востребованным композитором, написали музыку ко многим полнометражным фильмам и телесериалам, среди которых «Ночной дозор», «Время первых», «Иван Семенов: Большой поход», «Яйцо Фаберже», «Служебный роман. Наше время», «Магнетизм» и другие.
Что является для вас определяющим фактором, когда вы приступаете к работе над тем или иным проектом? Часто ли отказываетесь от предложений?
Когда я чувствую, что это будет не фильм, а какой-то кошмар, то, разумеется, отказываюсь. Но такое происходит редко, потому что, как правило, если проект не складывается, то это случается на ранней стадии - когда вопрос о написании музыки еще плотно не стоит.
Однако справедливости ради следует заметить, что профессия кинокомпозитора частых отказов от работы не предполагает: нельзя сказать, чтобы мы были нарасхват.
Любой проект рассматривается, но потом, по мере повышения композиторской ставки, роста гонораров и так далее, уже начинаешь выбирать.
Если, скажем, в одном проекте мне предлагают определенную ставку, а при этом фильм, над которым тружусь параллельно, сулит в три раза больше, то выбор очевиден.
И дело здесь отнюдь не только в деньгах - просто, повторюсь, плохие или какие-то странные фильмы погибают еще в зародыше.
- Какие требования предъявляются к кинокомпозитору сегодня?
По большому счету такие же, что и всегда: создание яркого, запоминающегося, индивидуального саундтрека. Другое дело, что кино сегодня стало во многом продюсерским.
А продюсеры порой склонны жестко диктовать свое видение, у них уже бывают заготовки, они хотят, чтобы было именно так, а не иначе.
Но я в таких случаях говорю, что я не аранжировщик, а один из авторов аудиовизуального произведения, и поэтому «пересочинять» кого-то мне не с руки.
Я в свое время написал очень много рекламных роликов, а там задача ставится вполне конкретная. Тебе заявляют: у нас уже есть тема, с ней надо только аккуратненько поработать, дабы не было плагиата.
Но это, откровенно говоря, какая-то обезьянья работа, отупляющая. Может, в рекламе и неплохие деньги платят, но никакого отношения к творчеству это не имеет.
Так что для композиторского мозга только дороже будет - после подобного опыта крайне сложно включаться в большую творческую историю.
В целом же композитор, работающий в кино, является исполнителем, которому не пристало диктовать свои условия продюсеру, режиссеру или кому бы то ни было. Я показываю то, что и как я вижу, и если со мной соглашаются, то на мою творческую «кухню» не суются.
Если же моя работа в чем-то не соответствует видению заказчика, то мы дорабатываем, дабы авторский замысел стал мне более понятен. Правда, за последние лет пять мне никто не указывал, где какую ноту написать.
Хотя я не из тех композиторов, которые заявляют: «Будет по-моему или не будет никак!». Прекрасно понимаю, что все мы - люди креативные, и к решению, которое устроит всех, так или иначе придем.
Ведь все мы плывем в одной лодке, где каждый, будь то режиссер, композитор, сценарист или актер, работает на общий результат.
- Считается, что звукоряд должен, как говорят, «биться с картинкой», то есть музыкальной теме следует подчеркивать то, что происходит на экране. Часто ли бывает так, чтобы вы, как зритель, смотрящий чужие картины, сталкивались с несоответствием музыкального фрагмента конкретному эпизоду?
Да, такое порой случается. Хотя я стараюсь прежде всего отмечать работы тех коллег, которые именно попали, сделали все как надо.
Если же происходит «несовпаданс», то я интересуюсь мнением создателей, почему они поступили именно так, а не иначе. Может быть, я, как и, допускаю, многие другие зрители, просто не понял всей глубины авторской задумки?
Для любого художника главное, как мне кажется, - не перемудрить и не перехитрить самого себя. И зрителя заодно. Ибо заставлять его понимать собственный авторский замысел с двадцатого раза, на мой взгляд, просто невежливо.
Лично мне по душе просто хорошо сделанная музыка - не больше и не меньше.
- Какие еще творческие вершины вам хотелось бы покорить?
Хотелось бы написать хороший мюзикл, действительно выдающийся - как, например «Иисус Христос - суперзвезда».
Но для того, чтобы это было сделано по высшему разряду, нужно, во-первых, иметь в распоряжении прекрасный сценарий, а во-вторых, быть уверенным в том, что проекту будет сопутствовать коммерческий успех. Потому что сочинения такого масштаба писать просто «в стол» обидно.
После неудач у композитора руки опускаются.
Хочется создать произведение, которое бы по-настоящему прогремело: с хорошими песнями, великолепным исполнением и захватывающим сюжетом.
Но для того, чтобы такой проект обрел массовую аудиторию, одного лишь наличия качественного продукта недостаточно - его ведь надо еще грамотно раскрутить. Для этого требуются две вещи: внушительный бюджет и уйма времени.
А с этим всегда проблема.
Беседу вёл Денис Бочаров