Земная любовь, малахитовая шкатулка и кладовая сокровищ
В балете «Каменный цветок» Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко главные партии станцевали молодые артисты. «Прививка юности» пошла на пользу спектаклю, от которого ведет отсчет советская балетная эпоха.
«Каменный цветок» по уральским сказам Бажова - последний балет Сергея Прокофьева и дебют Юрия Григоровича - родился на сцене Кировского (Мариинского) театра в оттепельном 1957-м.
Через два года появился в Большом, где жил, к слову, три десятилетия: хореографа провозгласили реформатором, эпоха драмбалета завершилась. Спектакль полюбился всем и сразу, а Юрий Григорович занял пост главного балетмейстера главного театра страны.
Прописку на Большой Дмитровке «Каменный цветок», давно выпавший из московского репертуара, получил в 2008 году, в плодотворный период директорства Владимира Урина.
За пролетевшие 16 лет балет в Музтеатре Станиславского знал разных и отличных исполнителей, но такого массового ввода, пожалуй, не случалось.
Три главные роли исполнили: Марчелло Пелиццони (Данила, мастер-камнерез), Елена Соломянко (Катерина, его невеста), Анфиса Ощепкова (Хозяйка Медной горы).
Стоит добавить Константина Никитина, который впервые станцевал партию Молодого цыгана - яркого персонажа не первого плана.
Появление столь внушительного десанта дебютантов оживило балет-легенду, вдохнуло в него новую жизнь.
Это объяснимо и закономерно: один солист, впервые выходящий в той или иной роли, оказывается среди тех, кто знает спектакль досконально, и танцует с невольным пиететом, а то и с робостью, чем нередко выбивается из ансамбля.
Ситуация коллективного ввода заставляет сообща разобраться в смысловом космосе спектакля, в тайнах его замысла, выстроить свои системы подтекстов и интонаций.
В результате - на первый план вышла почти притчевая история о художнике, судьба которого полна искушений, мучений, разочарований и далеко не всегда совместима с семейным блаженством. Пора напомнить фабулу.
Крестьянская девица Катерина любит уральского камнереза Данилу. Чувство взаимны. Данилу же ослепила своими сокровищами Хозяйка Медной горы, и он пропал в ее царстве. Хозяйка сама влюбилась и желает удержать мастера.
Он же рвется в мир живых людей, к своей невесте. Владычица недр благородно отпускает его. А заодно жестоко, но справедливо расправляется с приказчиком Северьяном, грубо ухаживающим за Катериной.
Катерина Елены Соломянко - нежная, но совсем не покорная, трогательная, умеющая любить отчаянно и преданно.
Так любили Русалочка и Нина Заречная («Чайка») - эти роли исполняла совсем еще недавно Анастасия Першенкова - молодая педагог-репетитор Елены Соломянко.
Новая Катерина - лирическое чудо, она - девушка с характером - не раздумывая, бросается на помощь своему Даниле. Катерина добирается до сокровищницы, находит плененного жениха, умоляет Хозяйку освободить его.
Прекрасно это совершенное трио, выразительны и музыкальны дуэты Катерины и Данилы.
Русского самородка-камнереза танцует итальянский солист Музтеатра Марчелло Пелиццони - впервые он исполнил эту роль в годы своей работы в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Его герой - не только простой уральский парень, и уж совсем не ремесленник, владеющий мастерством, но и художник, творец, созидатель. В роскошь подземной кладовой Хозяйки Медной горы его влечет вдохновение, там он находит свою стихию.
Данила очарован и ослеплен красотой драгоценных камней, они подчиняются ему и оживают в его руках. Юношеский инфантилизм и отсутствие «русской удали» в его характере - не случайны.
Ведь он - не рубаха-парень, а художник, которому знакомы метания и рефлексии. Его эмоции - внутри, и выплескивает он их нечасто.
В объятом холодом подземном дворце ему не хватает человеческого тепла, ритмов земной жизни, и появившаяся так внезапно Катерина становится для него образом мира, который он покинул и без которого, как оказалось, нет для него счастья.
Анфиса Ощепкова - самая юная из дебютантов. С молодой балериной репетирует Маргарита Дроздова - один из самых опытных и дальновидных балетных педагогов.
Результат превзошел ожидания. Хозяйка Медной горы Анфисы Ощепковой - удивительно красивая и невероятно гибкая. Есть в ее высокой фигуре на острых пуантах какое-то сияние нездешнего света, она - не из породы людей, она - иная.
Отпуская Данилу из своих чертогов, она не столько благородство проявляет, сколько предчувствует, что его мятущаяся душа художника скоро затоскует по ее каменным сокровищам.
Ее поющее тело словно говорит: отпускаю, но ты еще придешь в мое царство, потому что у меня ты сможешь творить. Для него она не пожалеет ничего, ведь он вызвал в ее душе прекрасное, сладкое и тревожащее земное чувство.
Свои владения Хозяйка бережет надежно и сторожит их, превращаясь в юркую ящерицу с цепкими растопыренными «пальцами». В эти моменты гордая пластика Хозяйки меняется, становясь графичной, резкой, гуттаперчевой.
Но и в образе чешуйчатого монстра она тянется к Даниле. Их отрешенные танцы сотканы из кантилены, тело ящерицы сгибается в кольцо, поддержки похожи на акробатические трюки.
Будет у Хозяйки и третье обличье - высокой дамой в темном плаще она явится в мир людей: попадет на ярмарку и заступится за Катерину, к которой так навязчиво и грубо пристает барский приказчик Северьян, наделенный властью.
Темпераментному Артуру Мкртчяну очень идет эта неистовая роль представителя сил зла. Хозяйка не видит в нем человека и решает покарать озверевшего дикаря. Леденящий душу эпизод - непрерывно крестящегося Северьяна она заживо вгоняет в землю.
Новые исполнители легко обживают образцовые декорации Симона Вирсаладзе: на сцене - огромная малахитовая шкатулка, которая, распахиваясь, открывает то горницу деревенской избы, то пещеру Уральских гор, то карусель на площади.
В спектакле участвует более ста артистов - вся труппа в полном составе. Сюиты «Подземное царство» с «Аметистами» и «Самоцветами» станцованы старательно и с пониманием, а в «Ярмарке» - разгул и безумие масленичного гулянья.
Дебютант Константин Никитин в роли молодого цыгана поражает бешеной энергией и невероятным обаянием. Обворожительна красавица-цыганка Полины Заярной.
Купцы, торговки, скоморохи и прочий ярмарочный люд ликуют - их лихость и радость через край поддерживает оркестр под управлением маэстро Феликса Коробова.
«Каменный цветок», который перешел уже в разряд советской классики, любят и артисты, и зрители. Появление в спектакле молодежи своевременно и полезно.
Увы, последние сезоны продвигают современный танец в формате одноактных балетов. Театр постепенно сходит с проложенного пути, когда основу афиши составляли большие сюжетные многолюдные полотна.
С откровенными страстями, яркими актерскими работами, развернутыми ансамблями - их художественную первозданность открыли еще отцы-основатели. Подробными, внятными историями, жизнеутверждающим московским духом Музтеатр Станиславского славился.
Пока же шедевр собственного прошлого - «Эсмеральду», поставленную Владимиром Бурмейстером, зрители ждут долго, и уже через несколько дней после открытия билетных продаж на кассе появляется табличка «Билетов нет», не попасть на «Лебединое озеро» и «Каменный цветок».
Верная публика ждет спектаклей с танцевальной драматургией - ясных, понятных и глубоких. Пока же лидируют одноактные современные постановки.