Фестиваль современного танца DanceInversion - остановка в Уфе
Две мировые премьеры, представленные на «Вечере одноактных балетов» в Башкирском государственном академическом театре оперы и балета, - «Сажень» и «Триггер» появились по инициативе международного фестиваля современного танца DanceInversion.
Кажется, за свою 25-летнюю историю фестиваль DanceInversion не допускал спонтанных решений и самоповторов. Не потому ли в наш фестивальный век он занимает особое положение как самый авторитетный, престижный и почитаемый в области сontemporary dance.
Влияние DanceInversion вышло далеко за пределы профессионального интереса.
За четверть века Россия встречала гостей пяти континентов с островами Новой Зеландии и Кубы, познакомилась со спектаклями 78 компаний из 30 стран мира, открыла имена более 90 хореографов и узнала искусство едва ли не всех существующих легендарных трупп.
Вокруг основной программы бурлила радостная факультативная жизнь: лекции, встречи, дискуссии - многолетний художественный руководитель DanceInversion Ирина Черномурова и ее команда выстраивали фестивальную афишу на перекрестках жанров, стран, культур.
Московские подмостки обживали и экзотические гости: африканская темнокожая Кармен Дада Масило, монахини с островов Самоа, а в спектакле труппы Maqamat из Ливана под колосниками летал дрон, в режиме онлайн транслируя на экран крупные планы.
Флагманский DanceInversion в 2021-м, еще до введения санкций и политики «культурной отмены» России, организовал в Калуге лабораторию «Тело в главной роли», собрав хореографов-«современщиков».
Методологические штудии и образовательные лекции, освоение разных техник и мастер-классы ведущих хореографов и педагогов. С соискателями делились личным опытом мастера: композиторы, художники, режиссеры.
Участники предъявляли свои этюды и эскизы, их обсуждали сообща. Экспресс-методы приносили результаты, которые поражали даже самих соискателей, и не все они выдержали напряжения.
Чтобы море замыслов не вышло из берегов, обозначили культурный код, способный интегрировать полученные знания в практику.
Выбрали пьесу-сказку «Снегурочка» Александра Николаевича Островского, и 200-летие со дня рождения классика обернулось неожиданным бонусом для проекта, который получил название «Снегурочка: миф и реальность».
Кто эта снежная девочка, рожденная фантазией великого драматурга под впечатлением сказок Афанасьева? Она - дитя природных богов: Весны и Мороза - своей беззаконностью прогневала верховного бога Ярилу.
Без вины виноватая героиня драмы, нарушающая равновесие между богами и берендеями. Отказываясь от своей безличной божественной природы, она идет к людям и становится жертвой, в результате которой нарушенное равновесие между теплом и холодом восстанавливается.
Божественному всесилию она предпочитает человеческий закон любви: «Угодней нет Яриле жертвы». Ее гибель - во имя мировой гармонии. Она хотела узнать, что есть любовь, и узнала, за что заплатила жизнью, но ни на мгновение не пожалела об этом.
Пьеса Островского безгранична потому, что внутренний сюжет допускает множество эмоциональных и смысловых толкований. Это и доказали участники лаборатории, предложив свои концептуальные версии.
Шесть заявок стали победителями, и их авторам фестиваль DanceInversion подарил уникальный опыт - они прошли весь путь рождения спектакля, от сочинения хореографии, работы с композиторами и художниками до всех-всех звеньев производственного процесса. Реализацию проектов взяли на себя театры.
Теперь каждая работа становится мировой премьерой - Красноярска, Уфы, Калуги, Петрозаводска, в каждом городе - два самостоятельных балета. Первые показы в российских городах входят в афишу нового формата международного фестиваля современного танца DanceInversion.
В столицу Башкирии поехали хореографы Мария Ряполова и Павел Рябов. Их истории оказались различны - по характеру главной героини, настроению, темпераменту, смыслам, энергии, цветовому сценографическому колориту.
У Марии спектакль - опыт самопознания: настороженная Снегурочка пытается понять, кто она и какая она. Павел сконцентрировался на отношениях Снегурочки и берендеев.
Спектакль Марии Ряполовой называется «Сажень» - старорусская единица длины становится мерой «измерения глубины человеческой души».
Снегурочка - созерцает природу, встречается с Лелем и Мизгирем, принимает решение. Атмосферу спектакля задают свет и музыка: и выразительные видеопроекции, и меланхолические мелодии сочинил один человек - Константин Чистяков.
Саундтрек завораживает медитативными шорохами и всхлипами, шуршанием и скрипами. Электронная музыка сопровождает сценическую историю, растворяясь в ней.
Альона Пикалова создала зачарованный мир природы, сдержанный и суровый: стволы деревьев-великанов, к которым приникает Снегурочка, в глубине сцены подиум, напоминающий поваленные и обросшие мхом вековые дубы.
Снегурочку танцует замечательная балерина Алиса Алексеева, запомнившаяся точностью классического чистописания на конкурсе «Арабеск», теперь она свободно чувствует себя в пространстве современного танца.
Ее героиня похожа на зачарованную девочку-лебедя, младшую сестру Одетты. Снегурочка - наивное дитя природы - проста и естественна с птицами: сороки, скворцы, жаворонки - свита ее матери Весны.
Но ее влекут опасные глубины чувств, да и отец Мороз (Евгений Варакин) вроде не возражает. Она пускается навстречу неясному будущему.
Знакомство с самодовольным юным Лелем (отличная роль Сергея Бикбулатова), похоже, разочаровало, пересечение с настойчивым Мизгирем Артема Доброхвалова насторожило и даже испугало.
Она принимает решение покинуть землю и медленно идет вдаль, к помосту. Снегурочка прыгает с горы в пропасть, но неведомые силы трижды возвращают ее, а потом в луче света она взлетает в небеса, совершая почти икаровский полет.
«Триггер» Павла Рябова - второй одноактный балет диптиха. Оркестр театра отважился играть современную партитуру, написанную Ольгой Шайдуллиной.
Она затеяла любопытную игру с классиками (узнаваемы мини-цитаты из Чайковского, Стравинского, Глинки), а самоотверженный маэстро Александр Алексеев заразил музыкантов порывами и волнениями.
К традиционным инструментам добавлены вибрафон и перкуссии, сопрано Ольга Латыпова (голос Снегурочки) и бас Илья Морозов (голос Мизгиря), владеющие вокальными секретами сонорности и импровизацией.
Звуки - журчащие и капающие, улыбающиеся и задумчивые, призрачные и громкие - передают атмосферу растревоженного Берендеева царства.
На сцене - город Конструктор. Им правит инфантильный Берендей (Гафур Валеев), скрывающийся за скульптурным панцирем алого плаща и цилиндра. Берендеи построили город, где рассчитаны порядки, все двигаются синхронно, как один, одеты по единому стандарту, и все - довольны.
И вдруг их порядок нарушает странная пришелица, буквально свалившаяся с небес. Снегурочка с длиннющими дредами, гибкая, гуттаперчевая, веселая, смотрит на неведомый мир любопытными и удивленными глазами.
Снегурочку танцует Адель Филиппова - балерина телесной экспрессии и яркого игрового начала. Босоногой незнакомке интересно все: она включается в игры и танцы с местными жителями, повторяет за Купавой (отличная работа Амины Мухаметовой) движения - видимо, хочет освоить местный язык.
Ее спонтанная и резкая пластика выглядит крайне дерзкой в этом чинном городе, составленном из ступеней, конусов, лестниц, кубов, пирамид.
Авторы спектакля, и прежде всего художники Альона Пикалова и Алла Николаева, обращаются к авангарду и конструктивизму начала прошлого столетия, опытам условного театра Таирова, к той многоцветной и пестрой жизни, когда сценический мир взламывал традиции и захлебывался от экспериментов.
Триггер - возмутитель спокойствия по имени Снегурочка своей инаковостью нарушила незыблемые законы и, взлетев над сценой, растворилась в пространстве. Трагической фигурой оказывается не она, а Мизгирь Тагира Тагирова.
Завороженный Снегурочкой, он сбрасывает свой громоздкий костюм жениха и чувственно танцует со Снегурочкой. Когда она исчезает, Мизгирь впадает в отчаяние: незнакомка скрылась, а вход в город для него заказан.
Там, за закрытыми городскими воротами, его невеста Купава нашла утешение в объятиях Леля - свободного художника, слагателя гимнов. В обоих спектаклях Леля выразительно танцует Сергей Бикбулатов, создавая такие разные характеры.
Артисты вдохновенно, увлеченно, осмыслено исполняют не только сольные партии: с удовольствием порхают птички в «Сажени», азартно маршируют горожане в «Триггере».
Хочется, чтобы радость и энтузиазм танцовщиков передались зрителям, для которых современные балеты - зрелища редкие и непривычные. Премьерная публика восприняла увиденное восторженно.
«Вечер одноактных балетов» стал эпиграфом к XXIV Международному фестивалю балетного искусства имени Рудольфа Нуреева - он, известный всему балетному миру, открылся спустя два дня. Об этом мы расскажем чуть позже.