Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из оперы "Риголетто" Государственного академического Большого театра России
Автор: Юсупов Дамир
Источник: Государственный академический Большой театр России
12:15 / 17.11.2024

С широко закрытыми глазами. Об опере "Риголетто" в Большом театре
Легендарная ария La donna è mobile, которую в России многие знают как "Сердце красавиц склонно к измене", в постановке Дель Монако лишена привычного пафосного антуража: герцог, видимо, уже уставший от женщин, исполняет ее, сидя на ступеньках бара. Финал спектакля получился еще более печальным, чем предполагает первоисточник

Шедевр Джузеппе Верди на Исторической сцене поставил итальянский режиссер Джанкарло Дель Монако

"Риголетто" Джузеппе Верди - жемчужина мирового репертуара, одна из самых популярных опер. Ее первое исполнение состоялось в 1851 году, и с тех пор произведение не покидало театры.

Над постановкой в Большом работала международная команда во главе с режиссером Джанкарло Дель Монако, который перенес события "Риголетто" из XVI века в современную Италию.

Премьерные показы спектакля проходят с 14 по 17 ноября. На одном из них побывала наш редактор раздела культуры  Дарья Шаталова.

Король забавляется

В 1832 году Виктор Гюго написал остросоциальную и откровенную пьесу "Король забавляется", у персонажей которой были реальные исторические прототипы.

После первого же представления на сцене "Комеди Франсэз" по распоряжению совета министров ее сняли из репертуара как "оскорбительную для нравственности".

Гюго был в гневе, обвинил правительство в нарушении конституционных прав, подал в суд иск против дирекции театра, но пьеса так и осталась запрещенной - на целых 50 лет.

Когда в 1850 году итальянский композитор Джузеппе Верди и либреттист Франческо Мария Пьяве задумали создать оперу по мотивам драмы Гюго, с ограничениями столкнулись и они.

Им потребовалось около года, чтобы угодить требованиям цензуры и найти компромисс: сюжет был переработан, короля заменили неким герцогом Мантуанским, а безобразный шут Трибуле стал Риголетто.

В ранних постановках некоторые театры, опасаясь санкций властей, пытались "перекроить" и "Риголетто", но он выстоял. Опера стала одной из величайших не только в арсенале Верди, но и во всем мировом репертуаре.

На сцене Большого театра "Риголетто" появлялся неоднократно, впервые российская публика увидела его еще в 1856 году. Для работы над новой постановкой в Москву прибыл итальянский режиссер Джанкарло Дель Монако - сын знаменитого тенора Марио Дель Монако.

В 1959 году певец выступал в Большом театре в опере "Кармен" и даже был награжден орденом Ленина.

В беседе с журналистами накануне премьеры "Риголетто" Джанкарло рассказал, что он, как и его отец, очень привязан к России, и отметил, что будущей весной исполнится 65 лет с момента гастролей Марио Дель Монако в СССР.

В оригинале события оперы разворачиваются в XVI веке, но Джанкарло Дель Монако перенес их в Италию наших дней. "Это история, которая могла произойти в любой период в любой эпохе", - считает постановщик.

Над спектаклем он трудился и как режиссер, и как сценограф - в соавторстве с Антонио Ромеро, испанским художником, занятым не только в театре, но и в кино (принимал участие в работе над "Лабиринтом Фавна" Гильермо дель Торо).

Костюмы для "Риголетто" разработала испанка Габриэлла Салаверри. Музыкальным руководителем постановки выступил Валерий Гергиев.

"Риголетто" - одна из великих опер. Счастье в том, что у Верди как минимум десять очень великих опер, и мы все эти оперы вернем сюда <...> Задача, которая стоит передо мной, чтобы эти великие произведения не отсутствовали в репертуаре главного театра страны",- Валерий Гергиев

Сегодняшних зрителей довольно сложно удивить переносом действия в другую эпоху, тем более, в современность: за последние годы большей редкостью стали спектакли, время в которых соответствует первоисточнику.

Тем не менее, Джанкарло Дель Монако удалось найти некоторые необычные решения для хрестоматийного "Риголетто" и наполнить постановку страстным итальянским колоритом.

Кровавый дворец и римские закоулки

Историческая сцена утопает в красном бархате, им выстелен даже пол. Под хрустальной люстрой с алыми кристаллами, на обитых бархатом столе и диванах, развлекаются нескромно герцог Мантуанский (Роман Широких) и его гости.

Массовая сцена, в которой изящные ноги артисток миманса и барочные маски их партнеров норовят перетянуть на себя внимание с завязки конфликта, навевает мысли о драме Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами".

Впрочем, лишнего Дель Монако себе не позволяет, к тому же ссылается на первоисточник: у Верди и Пьяве так и написано, что во дворце герцога проходят не просто праздники, а оргии.

На фоне целомудрия, воцарившего в театрах в последнее время, выглядит вся эта масочно-кружевная вакханалия довольно смело, но не более, чем канонические сцены пира у Красса в "Спартаке" Григоровича или любви в гареме в "Шехеразаде" Фокина.

Наряды довольно сдержанные - вечерние платья, пиджаки. По словам Габриэллы Салаверри, работая над ними, она не привязывалась к конкретному временному периоду, но хотела подчеркнуть красоту артисток.

"Я должна сказать, что русские женщины удивительно красивы", - поделилась перед премьерой художница.

Герцог - избалованный вниманием и деньгами богач, "свита" которого, хоть и надела современные костюмы, все так же готова на безумства ради забавы "хозяина". Даже более изощренные, чем в оригинале.

Рассмешить всех своей неуклюжестью, острым словом и непристойными шутками готов и Риголетто (Александр Краснов) - бедный и одинокий, хромой и уставший комик, который выступает на вечеринках у богачей.

Единственная радость в его жизни - дочь Джильда (Екатерина Савинкова), 14-летняя девочка, которую он пытается оградить от жестокости, скрывает дома и не выпускает в город.

Отцовский инстинкт Риголетто дает сбой, когда в разгар вечера в особняке появляется граф Монтероне (Денис Макаров) и требует расплаты, за то, что его дочь обесчестили.

Вместо сочувствия Риголетто насмехается над ним и в ответ получает проклятие. Комик еще не знает, что теперь ему предстоит пережить то же, с чем столкнулся Монтероне (которого, к слову, в постановке Дель Монако "придворные" убивают).

В момент проклятья на качелях над сценой появляется Джильда - прием пусть не новый (даже в прошлой постановке Большого, которую в 2014-м представил Роберт Карсен, героиня уже витала в воздухе), но все же эффектный и в моменте неожиданный.

Артистка, как ангел, парит над развратным обществом, и контраст - чистоты и порока, беззаботности девушки и страха, который охватывает Риголетто, - работает.

На противопоставлении строится и следующая картина: после перестановки сцена превращается в тихую римскую улочку, где внизу находится жилище бедняка-шута, а сверху - двери богатого дома.

Благодаря детализации и работе со светом смотрятся декорации эффектно: когда открылся занавес, по залу прокатился шепот. Доминанта сцены - огромная лестница, по которой артисты то и дело поднимаются и спускаются.

Вокал от этого не страдает. Особенно покорила всех своей устойчивостью Джильда, которая уверенно чувствовала себя на высоких нотах и виртуозно справлялась с колоратурами, несмотря на то, что во время арии прыгала в "классики" и вновь качалась.

Убедительна Екатерина Савинкова была и драматически - хрупкая, подвижная, озорная, со звонким и хрустальным голосом, она органично влилась в образ мечтательной и наивной девочки, влюбившейся в герцога, который представился ей студентом.

Интересно наблюдать и за игрой Александра Краснова в сцене, когда Риголетто разыскивает в доме герцога свою похищенную ради забавы дочь.

Знаменитую песенку, в которой шут обращается к придворным и герцогу, артист исполнил с некой издевкой и в то же время рассеянностью, смущением, что сделало образ хромого и подавленного шута еще более жалким.

Кстати, накануне премьеры журналистам рассказали, что у ботинок Риголетто подошвы разной высоты, отчего хромота получается более естественной.

Берег несчастья

Третий акт поставлен в декорациях забытой Богом забегаловки на пляже - здесь обитают бандит Спарафучиле (Александр Бородин), которого Риголетто нанимает для убийства герцога, и его сестра Маддалена (Дарья Белоусова).

Выцветшая, будто покрытая налетом соли терраса, рваные сети, разбитая лодка, торчащие коряги и хлам служат фоном для рухнувшей жизни Риголетто, который приводит в эту таверну свою влюбленную дочь - показать, как герцог флиртует здесь с Маддаленой.

Легендарная ария La donna è mobile, которую в России многие знают как "Сердце красавиц склонно к измене", в постановке Дель Монако лишена привычного пафосного антуража: герцог, видимо, уже уставший от женщин, исполняет ее, сидя на ступеньках бара.

Впрочем, зал все равно был в восторге, и Роман Широких сорвал аплодисменты в середине сцены.

Сопровождается третий акт грозой и движением облаков на интерактивном заднике (художник по видеоконтенту - Илья Старилов).

Кульминационный момент, в который Джильду убивают вместо герцога, эмоционален сам по себе благодаря музыке Верди, но и постановщики постарались: сцену озаряет молния, и неожиданно падает огромное засохшее дерево.

Финал спектакля получился еще более печальным, чем предполагает первоисточник.

Поняв, что Джильда умерла у него на руках по его же заказу, Риголетто в отчаянии хватается за веревку, и зрители могут только догадаться, что за трагедия развернется дальше, но занавес закрывается.

Дарья Шаталова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.