XXIII Международный фестиваль балета Dance Open
Шквал и транс: танцовщики Азии, Африки и Латинской Америки выступили на сцене Александринского театра
Гала-концертом с участием звезд балета из России, Кубы, Аргентины и Колумбии в Санкт-Петербурге завершился XXIII Международный фестиваль балета Dance Open.
Мы, побывав на спектаклях и поговорив с участниками, убедилась, что Северная столица уверенно сохраняет статус мирового балетного центра.
Финальному концерту предшествовал десятидневный танцевальный марафон, в котором выступили труппы из Екатеринбурга, Перми, Гуанчжоу, Буэнос-Айреса и Йоханнесбурга. География фестиваля подтвердила, что Dance Оpen по-прежнему отвечает своему «открытому» названию.
В программе закрепились региональные лидеры отечественного танца Пермский балет и «Урал Балет». Сошедшие с забега европейские и американские труппы успешно заместились коллегами с других континентов.
- Мы изменили географические акценты, - сказала в беседе с нами Екатерина Галанова, художественный руководитель фестиваля.
- Раньше важную часть мировой серии нашего форума составляли западные страны, сейчас мы с удивлением открываем для себя великолепные коллективы из Китая, Тайваня, Латинской Америки, Африки.
В этой терра инкогнита такие интересные труппы и хореографические эксперименты, что мы чувствуем себя первопроходцами, показывая неочевидные для российского зрителя вещи.
Парад неочевидностей возглавили аргентинские тангерос. Танго в Буэнос-Айресе - танец вечерний и ночной. В это время суток проще решиться на откровения.
Примерно так высказывался о танго легендарный Астор Пьяццолла, сделавший его частью профессиональной музыки, и похожим образом трактует его Херман Корнехо, чья танцевальная компания представила в Петербурге «Танго после заката».
На сцену вышел ансамбль музыкантов (скрипка, бандонеон, контрабас, клавишные, тенор и сопрано) и шесть пар, в том числе сеньор Корнехо с женой Гизелой Галеасси. Свет приглушили. На заднике неоновыми линиями прочертили силуэт аргентинской столицы.
Мужчины танцевали в строгом черном, женщины в пестрых нарядах казались диковинными птицами. Каждая пара сложила свою историю, а вместе они написали портрет танца, ставшего судьбой.
Херман Корнехо - победитель первенства мира по танго, немало титулов завоевали и его танцовщики. Неудивительно, что их выступление напоминало битву чемпионов.
Скорость - сумасшедшая, виртуозность на грани мыслимого, однако девиз танго: «Забудьте о шагах - главное ваши чувства», ни на секунду не забывался: эмоции зашкаливали.
- Мы представляем микст из разных стилей танго, включаем элементы современного балета, фольклора, джаз-танца, акробатических техник, - пояснил Херман Корнехо.
- Танго, как и жизнь, не стоит на месте, и наша задача - погрузить вас в современную аргентинскую культуру.
Задачу подопечные мэтра выполнили на все сто. Обычно сдержанная северная публика хлопала, свистела, скандировала, как на стадионе, и долго не хотела отпускать горячих гостей.
Выражения благодарности Театру современного танца Гуандуна выглядели менее бурными. Не потому что артисты плохо выступили, труппа отлично подобрана и выучена.
Композиция продолжительностью в час - медитация на грани транса, и лучшее, что можно сделать по ее завершении, - тихо подняться и пройтись в одиночестве, думая о вечном.
Древнекитайскую идею построения мира: «Небо круглое, Земля квадратная» хореограф Ли Пяньпянь реализовала почти буквально. Квадрат сцены - Земля.
Круг, по которому совершается медленное завораживающее движение, - небо. Мир дольний и мир горний. Изящное и емкое, как китайская каллиграфия, повествование об этих сущностях воздействует исподволь и необратимо.
Для России китайцы назвали свой спектакль «Круг небесный», а в Китае обозначают его иероглифом ?, что означает ночлег, пристанище.
- Остановка, пристанище для размышления - то, что необходимо современному человеку, желающему обратиться к своим истокам, - рассказала о замысле спектакля Ли Пяньпянь.
- Став старше, я начала думать о том, что означает путь домой. Если жизненный цикл - это круг, то в завершении его, в возвращении всегда заложено начало. Визит в Россию труппы из Гуанчжоу - ее первый гастрольный выезд за пределы Китая.
- Мы рады, что открыли для себя и показали нашим зрителям эту труппу. Надеемся, что успех в Петербурге станет началом заслуженного международного признания, - поделилась с нами креативный продюсер фестиваля Ольга Беленкис.
Театр танца Вуяни, прибывший к нам из Южно-Африканской Республики, давно известен в мире танца и оригинальным стилем, и общественной позицией своего основателя и главы Грегори Вуяни Макома, борца против расовой сегрегации.
- Танец - это свобода, он объединяет людей и восстанавливает человеческое достоинство, - обозначил он истоки своего вдохновения.
Любимый писатель хореографа - Закес Мда, автор романов о Южной Африке и ее народе. По их мотивам поставлен спектакль «Сион: реквием по «Болеро» Равеля», показанный африканцами.
Симфоническая пьеса французского композитора, переложенная Нхланхла Махлангу для смешанного хора и африканского барабана, прозвучала грандиозно и идеально сочеталась с танцем и речью.
Кресты на сцене соседствовали с ритуальными плясками - христианство и язычество на этой земле друг другу не противоречат.
Главный герой постановки, профессиональный плакальщик (есть такая кладбищенская профессия), рассказывает истории беглых рабов, а танцовщики иллюстрируют их движением.
Тема, казалось бы, тяжелая, но в энергичном волеизъявлении африканцев не чувствовалось и намека на пессимизм.
В ветреном Петербурге теплолюбивые танцовщики мерзли и даже за обедом не снимали куртки, а на сцене им было жарко и весело.
«Жизнь хороша уже потому, что мы живем», - провозгласил герой под аплодисменты зала, и с этим трудно не согласиться.