Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

XVIII Открытый российский конкурс артистов балета "Арабеск"
Источник: Яндекс картинки
08:17 / 02.05.2024

"Арабеск" открывает таланты
«Арабеск»-2024 получился многолюдным, в нем участвовали 220 артистов и хореографов (с 2014-го в рамках состязания проводится конкурс хореографов и исполнителей-«современщиков») из 14 стран, 26 городов России представили соискателей. География внушительная. Неожиданно яркое впечатление оставили казахстанские и монгольские участники, удивив завидной координацией, выучкой и вкусом.

В Перми завершился балетный конкурс 

В третьей - после Москвы и Петербурга - балетной Мекке России завершился XVIII Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск». В этом году он посвящен 85-летию со дня рождения великой балерины Екатерины Максимовой.

Последние полвека конкурсное балетное движение охватило весь мир. «Арабеск», родившийся в столице Прикамья, сразу предъявил индивидуальность: его создали с целью открывать российские таланты, а участников из зарубежья не заманивали, но встречали как желанных гостей.

«Арабеск» как институция всероссийская свое летоисчисление начинает с 1990 года, когда он оказался связан с именами Екатерины Максимовой и Владимира Васильева - народными артистами СССР, без которых «золотой век» Большого театра ХХ столетия имел бы иную историю.

Они, обладатели премии «Лучший дуэт мира», - знаменитый бренд конкурса, его символ. Екатерина Сергеевна до 2008-го возглавляла жюри этого состязания, художественное руководство бессменно осуществляет Владимир Васильев, с 2010-го он главный и в команде судей.

Личное присутствие на всех мероприятиях, входит в васильевский кодекс чести, но на этот раз травма не пустила его в долгий путь. Однако участие Владимира Викторовича ощущалось постоянно: он наблюдал за репетициями и просмотрами онлайн (его внимания не был лишен ни один соискатель!),

с экрана обращался к зрителям, вел все заседания жюри, спорил, убеждал, доказывал. Неутомимого и азартного Владимира Васильева - художника подлинного дара - процесс работы, как всегда, захватил…

Увертюра

Нынешний конкурс посвятили 85-летию со дня рождения Екатерины Максимовой, он проходил с 16 по 28 апреля на сцене Пермской Оперы имени Чайковского. В первый вечер показали балет «Анюта».

Этот трогательный, лишенный пафоса спектакль полюбился зрителям, а доверчивая и наивная Анюта стала одной из самых любимых героинь Екатерины Максимовой, она танцевала и играла «важное и вечное», как сказал бы Чехов.

В гала следующего дня не было ни одного случайного сюжета: выступали победители «Арабесков» прошлых лет и ученицы Екатерины Сергеевны.

Хореографическую зарисовку из балета Васильева «Фрагменты одной биографии» исполнили казанские солисты: очаровательная Аманда Гомес - самая юная максимовская «наследница по прямой», воспитанная Школой балета Большого театра в Бразилии, и гордо-сдержанный Михаил Тимаев.

Вышли на сцену две «максимовские девочки», в танце которых так естественно оживала культурная память об их педагоге. Марианна Рыжкина в дуэте с Павлом Смирновым представила танец изысканных метафор «Кадрилиана» на музыку Родиона Щедрина в собственной хореографии - в ней царили вкус и гармония.

Татьяна Предеина, получившая от Максимовой напутствие: «Пока можешь, танцуй!», - с Александром Кочетковым исполнили печальную миниатюру-полифонию «Элегия» на музыку Рахманинова в постановке Васильева.

Номер придал происходящему оттенок прекрасной ностальгии и напомнил замирающие движения самой Максимовой.

Жаль, что нет возможности упомянуть всех героев вечера. Но об одном сокровенном впечатлении промолчать нельзя - пермячку Валерию Кузнецову балетоманы ждали с особым нетерпением.

Она - сенсация прошлого конкурса, его золотой победитель, теперь петербурженка, солистка Мариинского театра. Со своим коллегой Эваном Капитеном они выступили в адажио из «Лебединого озера». Максимова ушла из жизни, когда пермская девчушка пребывала в хрустальном дошкольном возрасте.

Но они оказались связаны каким-то странным, ассоциативным образом - щемящей хрупкостью, сжимающей сердце красотой линий, абсолютным слухом к танцу. Возник мостик между временами - действительно, ничто не проходит бесследно…

Эпиграфом ко второму отделению концерта могла бы стать строка из поэтической лирики Васильева - «Я продолжаю жизни бег». Ансамбль песни и танца «Алтай» представил спектакль «Рахманинов» в постановке Алексея Расторгуева - лауреата «Арабеска».

Художественный руководитель проекта - Владимир Васильев. Ему же принадлежит идея, ставшая традицией, - открывать конкурс новой работой молодых хореографов, связанной с каким-то важным юбилеем.

Нынешняя премьера рождена в год 150-летия Сергея Рахманинова - к слову, у великого композитора и великой балерины Екатерины Максимовой - единое генеалогическое древо.

Заводной и горячий «Алтай» выбран не случайно: с коллективом неутомимых подвижников Владимир Викторович связан давно - еще в 2012-м он поставил «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина по поэме Александра Твардовского.

«Надежда», «Любовь», «Вера» - так Расторгуев озаглавил три части спектакля «Рахманинов». Он - настоящий пермяк, сильный и немногословный - воссоздал на подмостках не жизненный путь композитора, а эмоциональный контекст его судьбы. Она приготовила герою немало виражей.

Судьба посылает удары, alter ego композитора бросает ей вызов и даже вступает с ней в спор, хотя это небезопасно. Артисты в черно-белых костюмах - метафора клавиш рояля, света и тьмы, добра и зла, подъема и спуска - становятся то ангелами, то демонами.

Красиво звучат голоса вокалистов, графическая четкость пластического рисунка, блеск самоотдачи - в виртуозном поединке героя и его искусителя (Егор Березиков и Артем Рудниченко), завораживает точный танец артистов - рьяный, осмысленный, пронзительный, напряженный.

Смятение чувств уступает место печальному смирению в части под названием «Любовь»: стол, плетеные стулья, солнечные зонтики, скрип граммофона - исчезнувшая семейная идиллия, нежная и кроткая.

Состязание. Классика

«Арабеск»-2024 получился многолюдным, в нем участвовали 220 артистов и хореографов (с 2014-го в рамках состязания проводится конкурс хореографов и исполнителей-«современщиков») из 14 стран, 26 городов России представили соискателей. География внушительная.

Неожиданно яркое впечатление оставили казахстанские и монгольские участники, удивив завидной координацией, выучкой и вкусом. В младшей группе Алихан Аубакир из Казахстана находился в лидерах все три тура (Третья премия). Грамотно и по-детски мило танцевала его соотечественница Адеми Жанабил (Вторая премия).

Обаятельная монголка Энхжин Лхагвапурэв (Третья премия) без заметных усилий передала испанский и астральный стиль в вариации Китри с кастаньетами. Музыкальный, с отлично воспитанными стопами Анар Уен (Первая премия) из Монголии в вариации из «Арлекинады» восхитил бесшумной мягкостью высоких прыжков.

Аюш Булчун из Бурятии подчеркнуто фиксировал позы в соло Филиппа из «Пламени Парижа», радовал выучкой и вниманием к деталям. В результате - Третья премия у исполнителя и Диплом лучшего педагога-репетитора у Юрия Муруева, его наставника.

К сожалению, пермяки несколько сдали профессиональные позиции - ученики забывали о стилистической точности, не замечали, казалось, своих «деревянных» тел и сонных рук.

В многолюдной команде пермских «юниоров» не затерялись обаятельная Юлия Манджиева (Первая премия), Елизавета Семичева (Вторая премия), чьи ловкие ножки «прощебетали» вариацию Амура из «Дон Кихота», и Ева Прокопец (Третья премия).

Полюбила публика милую и органичную красноярскую ученицу Александру Козлову, ее наградили Призом имени Галины Улановой «За одухотворенность танца» и памятной медалью.

Отлично показала себя команда из Уфы - чувствовалась ее индивидуальность, стилевое единство (что закономерно - в труппе театра исключительно выпускники Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева), внимание к полутонам.

Все уфимцы получили заслуженные награды: грациозная Разиля Мурзакова - Вторую премию, раскрепощенная Адель Кашапова и картинно-возвышенный Расиль Сагитов стали дипломантами, в трогательной и еще робкой Анастасии Купцовой жюри почувствовало несомненный потенциал (Третья премия).

Петербург презентовал несколько участников старшей группы. Прыгучий Владислав Башмаков получил Вторую премию на вырост - этому харизматику пока не достает точности школьной каллиграфии.

Женское золото (Первая премия) улетело в Питер - юная артистка Мариинки Светлана Савельева - высокая, тонюсенькая, с длиннющими ногами и руками - одарена незаурядным лирическим талантом.

Ее педагог легендарная Любовь Кунакова отмечена Дипломом жюри прессы и Премией фонда Галины Улановой и президента фонда Владимира Васильева «Служение искусству танца».

Мужское золото (Первая премия), как и прогнозировалось с первого тура, отправилось в Армению - Размик Марукян покорил безупречной техникой танца, разнообразным репертуаром, завидной музыкальностью и широким актерским диапазоном.

Накалила конкурсную борьбу тройка способных артистов из Бразилии: красавица Лаура Васконселос (Вторая премия), ее статный партнер Педро Сеара, похожий на потомка старинного благородного рода (Третья премия), и дипломантка Анн-Жуллиет Пинейро, чей танец сразил бешеным темпом и кокетливым задором.

Любимцем публики стал чаровник, москвич Алексей Помыткин (Третья премия); академическая точность танца принесла тоненькой японке Кире Хосикаве несколько почетных дипломов,

ее соотечественницы - очаровательная и гармоничная Миу Сибагаки (Третья премия) и кокетливая дипломантка Чио Исимару продемонстрировали изящный танец и благородные актерские порывы в передаче характеров своих героинь.

Сложное соло из «Пахиты» почти безупречно станцевала Им Сух Линн из Республики Корея (Диплом и именной приз Натальи Дудинской), «рассыпала» бисер хрустальных па Китри («Дон Кихот») Акташ Доа Су - турчанку отметили дипломом; взволновали зрителей француз Николас

Кляйн и выступавший за Великобританию дипломант Гектор Мур, но им, увы, не хватило стабильности. Большинство участников молоды, и возраст позволит многим приехать на следующий «Арабеск».

Результат же будет зависеть от работы над ошибками, а они носят тотальный характер: спортивный подход к танцу, отсутствие четких позиций ног, нежелание слышать музыку, демонстрация внешних эффектов, не подкрепленных внутренними переживаниями.

Два года - достаточный срок, чтобы сверить свой танец с вечными канонами классических шедевров.

«Конкурс в конкурсе». Современная хореография

Состязание в современной хореографии на «Арабеске» выделено в самостоятельный проект, награды (отдельный комплект) получают как постановщики, так и исполнители.

Владимир Васильев, думаю, считает, что преображение реальности и эмоций в танцевальные формы и сценическую игру таит в себе возможности развития. Лидер «Арабеска» не любит и, по-моему, не поддерживает праздных бесед о летаргии современной хореографии, о

н - человек дела, предпочитает действовать, не собираясь объявлять конкурс «современщиков» мейнстримом театрального прогресса, и не устанавливает никаких канонов по стилистике - модерн, джаз-танец, свободная пластика, степ - что угодно!

С радостью сообщаю, что долгожданный перелом произошел (его, правда, нелегко было заметить из-за обилия откровенно слабых, ученических номеров, где студенты ставили миниатюры по принципу «сам себе хореограф»):

канули в Лету, надеюсь навсегда, босоногие страдания с заламыванием рук-ног на фоне дымовой завесы (хотя осталось нечто размыто-усредненное -

«Уразумение», «Превращение», «Испытание идентичностью», «Самоидентификация»); отступили и депрессивные опусы, вместе с иллюстративными зарисовками под песенные шлягеры; посторонились и эстрадные танцы.

В номерах появился юмор и нестандартные рефлексии, пластические размышления о ценности жизни и задушевные человеческие отношения.

Волнует сочинителей тема семьи: детей и матерей, сестер и братьев. И, конечно, мир фауны: птички, пресмыкающиеся и разные звери - для каждого существа находятся любопытные пластические решения.

Лауреатами балетмейстерского конкурса стали Кристина Чернова из Петербурга за номер «Каренина. Две жизни - одна судьба» (литературные образы возникали и в других миниатюрах, например, в зарисовке «Кукольный дом» по Ибсену) и москвич Алексей Морозов за странное соло «Демон-Душа».

Отмечены миниатюры «Принцесса Грёза» Даниила Благова из столицы и «АрлекинАда» Дианы Вайловой из Саратова.

Высшая балетмейстерская награда оказалась поделена между Олесей Алдониной из Красноярска за номер «Явь Я» (ее отлично станцевала юная Александра Козлова) и уфимцем Ринатом Абушахмановым за «Номофобию» (телефонозависимость) и «Если бы Моцарт жил в Казани».

Ринат заслуженно собрал немало призов и премий - его талантливые, фантазийные, тонкие, шутливые танцы раскрывали темы актуальные и животрепещущие.

Среди любопытных опытов, не попавших в наградной лист, - забавный дуэт пермячки Арины Панфиловой «Петька и Аленка»; «Волна» монгольского хореографа Цэцгээ; «Пазл» петербужца Олега Габышева ловко сложили уфимцы Адель Кашапова и Шота Онодэра.

Заслуженно получил Первую исполнительскую премию монгольский танцовщик Анар Уен, естественно и артистично передавший муки творца в номере «Пианист» (хореограф Пурэв Энхтогтох).

Серебряная исполнительская награда досталась замечательной бразильской паре - Лауре Васконселос и Педро Сеара за «Воображаемую любовь» балетмейстера Вильяма Алмейды.

Третья - поделена между Светланой Савельевой (Петербург) за трогательный дуэт Lacrimosa на музыку Вивальди, поставленный хореографом и ее партнером Александром Сергеевым, и пермячкой Юлией Манджиевой («Предчувствие» хореографа Алексея Расторгуева).

Жюри прессы отметило постановку барнаульца Василия Дубицкого «Тройка» на музыку Прелюдии Рахманинова - о незавидной судьбе ямщика; и танцовщиков Арину Ахметову («Плач нимфы») и Кирилла Минасяна («Посвящение Чаплину» и «В сторону заката»).

Рассказать подробнее о замечательном пермском «Арабеске» в одной заметке невозможно - двенадцать дней жизнь кипела, мероприятия подгоняли друг друга, но все складывалось без сучка и задоринки благодаря четкой, оперативной, точной работе опытной команды организаторов под руководством директора «Арабеска» Елены Завершинской.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.