Вспомнить детство и увидеть восходящих звёзд
О возвращении "Чиполлино" в Большой театр
Балет "Чиполлино" на музыку Карэна Хачатуряна - советская классика. В 1970-х годах он стал сенсацией, и с тех пор был поставлен во многих театрах и хореографических училищах страны, войдя в число хрестоматийных.
Возобновленная версия на Новой сцене повторяет ту, что появилась в стенах Большого театра в 1977 году: те же декорации, костюмы и хореография Генриха Майорова, за восстановление которой отвечала его дочь Анна Майорова.
Бывает, балет становится настолько популярным, что ложится в основу кино, - многие режиссеры вдохновлялись и "Лебединым озером", и "Щелкунчиком", и "Жизелью". В случае с "Чиполлино" все было наоборот.
В 1961 году киностудия "Союзмультфильм" выпустила рисованную сказку Джанни Родари: она быстро полюбилась и детям, и взрослым - во многом благодаря музыке Карэна Хачатуряна.
Композитор писал ее специально для мультфильма, а о балете поначалу не думал, но через несколько лет судьба распорядилась так, что "Чиполлино" оказался на сцене.
Идея постановки балета принадлежала артисту Новосибирского театра оперы и балета Геннадию Рыхлову - он был одним из поклонников мультфильма и музыки Хачатуряна, поэтому сам написал либретто.
Узнав об этом, композитор доработал партитуру балета и подыскал балетмейстера. Им стал молодой хореограф Генрих Майоров.
Премьера балета "Чиполлино" состоялась в 1974 году в Киевском театре оперы и балета. Постановка пользовалась невероятным успехом и принесла своим создателям Государственную премию СССР.
В 1977-м Юрий Григорович пригласил Майорова поставить этот балет и в Большом театре. С тех пор "Чиполлино" прописался в его репертуаре и утвердился в фонде советской балетной классики.
Последний раз спектакль показывали в Большом в начале 2010-х, тогда постановкой руководил еще сам Генрих Майоров. В 2022-м балетмейстер скончался, поэтому автором сегодняшнего возобновления стала его дочь - Анна Майорова.
"Чиполлино" она знает с ранних лет, можно сказать, выросла на нем: смотрела спектакль ребенком, позже сама танцевала в нем в партии графини Вишенки, затем работала с отцом как ассистент.
"Помню, в детстве отец приглашал меня с классом в Кремлевский дворец съездов, где тогда шел балет. Мы приходили, смотрели все вместе, потом на уроке нам давали задание: нарисуйте, какие у вас впечатления", - Анна Майорова
Возобновляя балет, Анна стремилась, чтобы все сцены выглядели в точности так, как их поставил Генрих Майоров. "Отца всегда отличает музыкальность. Он ставит каждое движение на музыку.
И если все делается правильно, [балет] начинает сверкать, как бриллиант, все грани просматриваются. Поэтому я, конечно, следила за музыкальностью", - поделилась перед премьерой балетмейстер.
По ее словам, хореография "Чиполлино" заряжает артистов азартом - она достаточно сложная по технике, необычная, требует от танцовщиков виртуозности. "Посредством хореографии движется и сюжет", - добавила Майорова.
Овощной микс
Погружение в сказку начинается с открытия занавеса: слои ярких рисованных декораций, украшенных цветами, бабочками, ликом солнца, поднимаются один за другим, будто листаются страницы детской книжки.
За ними - южный итальянский городок: скученные белые домики с цветными крышами, синее море, мягкие облака над ним.
Здесь живут герои - напоминающие людей овощи и фрукты, знакомство с которыми вызывает улыбку и у малышей, которых на премьере было много, и у взрослых: в открывающей сцене артисты лежат в больших корзинах и комично трясут руками и ногами, встречая новый день.
Сюжет "Чиполлино" всем наверняка знаком: жизнь в сказочном городке простая, местами бедная, но веселая и дружная.
Омрачает все появление принца Лимона, синьора Помидора и полицейских - высокомерных вельмож, которые плохо обращаются с жителями, придумывают нелепые законы и ограничения.
Конфликт обостряется, когда Чиполлино случайно наступает на ногу Лимону и его отца Чиполлоне сажают в темницу. Главный герой намерен освободить его, а заодно проучить обидчиков.
"Чиполлино" - довольно короткий (2 часа 10 минут с одним антрактом), но динамичный спектакль, с вариациями и танцами, элементами пантомимы и клоунады.
Здесь выведено много персонажей, и все они наделены собственными отличительными чертами, что требует от каждого артиста особой, "говорящей" пластики и активной актерской игры.
Сочетаются и комедия, и гротеск, и лиризм.
Бытовая манера танца и сокращенные стопы простых овощей контрастируют с классическими па и вытянутыми линиями в партиях Магнолии и графа Вишенки; гротескные жесты и четкие выстукивания каблуками Помидора и его свиты - с жеманством и кокетством графинь Вишенок, которые то и дело норовят упасть в обморок.
Время показать себя
Смотреть "Чиполлино" приятно не только потому, что он обращается к зрителям на понятном языке, но и потому, что задействовано в постановке много молодых артистов.
Кажется, что они действительно веселятся на сцене и получают удовольствие от того, что танцуют. Тем более что многим из них "Чиполлино" дает возможность заявить о себе.
В партии главного героя успешно дебютировал Ратмир Джумалиев. Он служит в Большом театре с 2023 года и за это время запомнился зрителям озорством и прыгучестью в образах всевозможных шутов - в "Лебедином озере", "Ромео и Джульетте", "Легенде о любви".
Недавно порадовал балетоманов исполнением роли Золотого божка в "Баядерке", а теперь получил свою первую ведущую партию, хотя числится пока в кордебалете.
"Прежде всего я посмотрел советский мультфильм "Чиполлино", персонаж меня очень заинтриговал - интересная роль, я могу раскрыться в ней.
Чувствую, что мне удастся сделать озорного мальчишку, который борется за справедливость. Получилась роль довольно героическая, важно быть героем для детей", - поделился мыслями Ратмир Джумалиев накануне премьеры.
Блестяще в партии синьора Помидора проявил себя первый солист Александр Водопетов - карикатурный образ грозного, но глуповатого чиновника всем запомнился, и в антракте дети даже пытались повторять его движения.
Фаворитом публики стал премьер Игорь Цвирко в партии принца Лимона. "Много лет назад моя первая афишная роль была именно в этом спектакле - я танцевал синьора Помидора. Теперь я, получается, пошел на повышение - принц Лимон.
Для меня счастье выходить в этом спектакле сегодня", - рассказал Цвирко перед премьерой.
С новым образом он справился невероятно артистично - его принц получился нарциссичным, надменным, капризным, уверенным в своей неотразимости, и каждое его появление, даже в массовых сценах, приковывало внимание.
"Юного зрителя не обманешь: если ты плохой актер, он это считает, не будет аплодировать, не будет смеяться, поэтому нужно показать свой максимум таланта - не только в выучке академизма, но и также актерской игры.
Нужно настраиваться, прорабатывать мимику, смотреть и перенимать опыт из мультфильмов, книг, чтобы ребенок поверил твоему герою", - Игорь Цвирко
Роль Редисочки, подружки Чиполлино, ловко и задорно исполнила солистка Мария Мишина. Скучающего, меланхоличного, уставшего от своего окружения графа Вишенку играл первый солист Клим Ефимов.
Кстати, в этой же партии он участвовал в "Чиполлино" в начале 2010-х, причем тогда выходил на сцену со своей матерью - балериной Марианной Рыжкиной, которая была графиней Вишенкой.
В нынешней премьере в качестве графинь талантливо выступили Ангелина Влашинец и Дэйманте Таранда. Своим комическим талантом запомнились и стражники - Георгий Гусев, Игорь Пугачев и Иван Сорокин.
"Этот спектакль я танцую с первого года работы в театре, эту партию. И я очень рада, что спектакль вернулся на сцену, тем более в этом году исполняется 50 лет с момента его первой постановки", - поделилась накануне премьеры ведущая солистка Мария Виноградова, исполнительница роли Магнолии.
По сюжету, ее героиня помогает усыпить стражников и организовать побег. "В этом спектакле, хоть он и детский, совершенно не детская хореография. Она очень сложная, требует концентрации, внимания и технического совершенства.
Я думаю, "Чиполлино" будет интересен к просмотру и любому взрослому. Мы сами получаем удовольствие, исполняя его, и всегда в прекрасном настроении после этого спектакля", - добавила артистка.
Дарья Шаталова