"Я русская"
На Исторической сцене Большого театра России состоялся Оперный бал Елены Образцовой
Праздник оперы был приурочен сразу к нескольким юбилейным датам: 85-летию народной артистки СССР , 25-летию Международных вокальных конкурсов Елены Образцовой и 10-летию первого Оперного бала в ее честь, который прошел в такие же осенние дни 2014-го и был посвящен 75-летию примадонны.
Четверть века ее конкурсов - это уже целая эпоха в развитии отечественной вокальной традиции: основанные Еленой Васильевной форумы, на которых состязаются молодые оперные певцы, состоялись, упрочились и продолжают дарить миру новые открытия -
ярких артистов-вокалистов, которые, получив путевку на одном из образцовских смотров, потом украшают мировую и российскую оперную сцену, с честью неся звание лауреата.
Наконец, личный юбилей - еще какой повод! В России было много великих певцов, но, пожалуй, только два известны без преувеличения всему миру - Федор Шаляпин и Елена Образцова.
Праздник в честь дивы не мог состояться нигде более, кроме как на сцене ее родного театра, в котором зажглась ее звезда в далеком 1963-м, где свершились все самые важные ее артистические триумфы.
К юбилею певицы Большой развернул замечательную фотовыставку в фойе бельэтажа, где Елена Васильевна запечатлена во многих своих коронных ролях, с самыми знаменитыми партнерами – мировыми оперными звездами.
После 2014-го года оперный праздник в честь звезды отечественной оперы проводился не раз - уже после ее ухода. Все предыдущие балы-концерты носили международный характер - они были обильно украшены музыкой зарубежных композиторов, на них блистали певцы из ближнего и дальнего зарубежья.
Оперный бал нынешнего года было решено сделать принципиально русским и пригласить к его участию только отечественных певцов, а исполнить музыку - только русских композиторов.
Как говорила сама Образцова: «Чем больше я езжу по миру, тем сильнее чувствую: я русская. С наслаждением пою и итальянскую музыку, и французскую, и испанскую, и немецкую.
А когда приезжаю домой и пою мою Марфу в “Хованщине”, душа моя истаивает о счастья и чистоты. Ни в одной другой опере, даже в тех, которые я страстно люблю, нет такого таяния. И такого чувства кровного, родного, как в музыке Мусоргского. Это мой дом, Россия».
Дирижер концерта прославленный тенор Дмитрий Корчак верно подмечает: «Русский репертуар очень сложен для исполнения. В нем важно всё - музыка, текст, исторический контекст эпохи, в которую создавалось произведение композитором и контекст эпохи, про которую та или иная оперы была написана».
В русской музыке, быть может, нет такого количества эффектов, как в итальянской, нет таких широко распахнутых страстей, как в целом в западной классике,
однако в ней есть свои «фишки» - задушевность, глубокие эмоции: их надо уметь донести и уметь понять. Лучше всего это способны сделать русские певцы, а понять - русская публика.
Организаторы Оперного бала в лице арт-агентства «Премьер» и Благотворительного фонда Елены Образцовой (гендиректор - Наталья Игнатенко) рискнули посвятить своей примадонне-патронессе национальный монограф, и в целом не прогадали.
Прозвучали оперные фрагменты золотого фонда русской музыки - сочинения Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Бородина, Глинки - как из репертуара Елены Образцовой, так и из сочинений, которые она не исполняла.
Например, открыл вечер торжественный марш - шествие князей из оперы-балета «Млада», редчайшего сочинения, которое за всю историю было поставлено в Большом лишь однажды (1988).
Вслед за этим прозвучал дуэт из знаменитой Сцены у фонтана - именно в «Борисе Годунове» Образцова дебютировала в Большом и в опере вообще.
Большие образцовские сцены превалировали в программе гала-концерта - из «Царской невесты», «Пиковой дамы», «Хованщины», «Князя Игоря». Кроме них прозвучали фрагменты из «Снегурочки», «Иоланты», «Майской ночи», «Орлеанской девы», «Руслана и Людмилы», «Евгения Онегина».
Лауреаты образцовских конкурсов, ныне солисты ведущих российских и мировых сцен, украсили праздничный вечер - Екатерина Сергеева и Владимир Дмитрук, Владислав Сулимский и Юлия Маточкина, Александр Рославец и Зинаида Царенко, Екатерина Морозова и Игорь Онищенко,
Арсений Яковлев, Михаил Петренко и Игорь Морозов. В концерте приняли участие именитые российские примадонны Хибла Герзмава и Ольга Бородина. Аккомпанировал певцам оркестр «Новой оперы», а в ряде сцен был задействован хор «Геликона».
Между музыкальными номерами звучала прямая речь юбилярши - аудиозаписи ее чудного голоса: с рассуждениями о жизни и искусстве. В них было столько искренности, простоты и мудрости, что они оказались не менее значимой частью праздника, чем прозвучавшая музыка.
Финальной точкой оказалась запись с пением Елены Васильевны - под аккомпанемент Георгия Свиридова она страстно и солнечно опалила зал вечным есенинским «О, родина, счастливый и неисходный час!»






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...