Петербургский "Руслан" на московской сцене
«Руслан и Людмила», вторая оперная премьера 249-го сезона Большого театра, как и первая, «Князь Игорь», заимствована из Санкт-Петербурга.
Спектакль - точное повторение идущего на сцене Мариинки-2. Мы разобрались, как практика императорских театров, имевших общий репертуар, работает сегодня.
Московская премьера «Руслана и Людмилы» - событие, куда ни кинь, юбилейное. В нынешнем году отмечается 220-летие со дня рождения ее великого автора Михаила Ивановича Глинки.
Спектаклю, поставленному иранским режиссером Лотфи Мансури, исполнилось 40 лет, и приурочен он был, как несложно подсчитать, к 180-летию композитора.
Художник-постановщик Тьерри Боске возобновил для этой постановки декорации и костюмы Александра Головина и Константина Коровина, созданные к постановке «Руслана» 1904 года.
Ею в Мариинском театре отпраздновали столетие основоположника русской музыки. В 1917 году, к 75-летию создания, опера обогатилась балетными сценами в постановке Михаила Фокина.
Сегодня спектакль-юбиляр, как и встарь, украшает афишу обоих императорских театров. Радует его абсолютное соответствие грандиозной сцене и торжественному декору ГАБТа, а также эпическому замыслу Глинки (режиссер точно следовал композиторским ремаркам).
Огорчает, что в Петербурге «Руслана» перенесли в Мариинский-2, зал достойный, но с историческим не сравнимый.
Остается надеяться, что с завершением генремонта Мариинского-1 спектакль вернется туда, где начинался. Пока же друзьям Людмилы и Руслана дорога в Большой, тем более что наряду с его солистами в постановке заняты их петербургские коллеги.
Заглавного героя в премьерный день с неизменным оптимизмом пел Владислав Попов, обладатель роскошного баса. Руслан-воин в его исполнении затмил Руслана-любовника. «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» прозвучал требованием, которое нельзя было не исполнить.
Людмила (Анна Денисова) легко справилась с фиоритурами своей первой арии и душевно распела вторую, хотя в горе пленницы убедила меньше, чем в кокетстве новоиспеченной супруги.
Николай Казанский в рондо Фарлафа впечатлил дикцией: в скороговорке незадачливого жениха слышно было каждое слово. Не возникло проблем с отчетливым произношением и у обоих рассказчиков историй - Бояна (Евгений Акимов) и Финна (Игорь Янулайтис), пусть последний к финалу своей баллады и утратил стартовый кураж.
Ратмир (Екатерина Крапивина) запомнился обворожительной улыбкой и эффектными нижними нотами. Обширная партия любвеобильного хана не выглядела выстроенной, но в данном случае отрадно уже наличие в спектакле хорошего контральто, голоса редкого.
А вот о том, что Глинка подарил Гориславе, возлюбленной Ратмира, лишь одну каватину, пришлось пожалеть. Анна Шаповалова в этой партии блеснула и вокалом, и актерским мастерством.
Оркестр и хор Большого театра не только прекрасно звучали, но и стали коллективным локомотивом действия. Задав высокий темп в увертюре, дирижер Антон Гришанин выдержал его до конца, сохранив спектаклю зрителей.
К финалу пустующих мест в зале оказалось не так много. К сожалению, сегодня и высокое музыкальное качество не способно надолго обеспечить зрительское внимание, а одними опероманами зал не заполнить.
Московский «Руслан» даже с купюрами пятиактной авторской редакции длится четыре с половиной часа. Но если запрограммировать себя не только на действие, но и на выставку, проблем с восприятием будет меньше.
С визуальной точки зрения «Руслан и Людмила» - экспозиция превосходной театральной живописи. Эскизы декораций в основном писал Коровин. Головину принадлежат декорации к «Пещере Финна» и «Садам Черномора».
Он же автор костюмов. Искусствоведы отметят живописное единство всех элементов оформления, включая задники, кулисы, занавесы, бутафорию и свет.
Неискушенный зритель восхитится монументальной гридницей Светозара, многоцветьем южных пейзажей, суровым пафосом северной природы - тем, что Александр Бенуа назвал «роскошнейшим калейдоскопом».
Художник-постановщик Тьерри Боске, возобновляя живописную составляющую, пользовался фондами Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТиМИ), где хранится комплект эскизов к «Руслану и Людмиле».
Возобновил - не значит в точности повторил. Коровин и Головин славились мастерством стилизации. Боске стилизовал стилистов. В песочные тона «Садов Черномора» добавил красно-бурый оттенок, в костюмы - анилиновой яркости а-ля Дисней.
Эта работа много отчетливее по-импрессионистски зыбкого оригинала, но вряд стоит об этом жалеть. Другое время, другие краски. Тела тоже другие, но танцы, слава Богу, те же.
Речь - о трех балетных картинах, с декоративным чутьем встроенных Михаилом Фокиным в живописный фон. В Танцах чародейств Наины, шедевре иронической лирики, прекрасно показалась недавняя выпускница Софья Валиуллина.
В Марше Черномора впечатлила пластическая полифония кульминационного раздела с множеством колоритных мифологических персонажей.
От солистов вихревой лезгинки Нелли Кобахилзе и Александра Водопетова (сюита восточных танцев) требовалось нанести на «полотно» завершающий штрих, что они и сделали, но с меньшим драйвом, нежели предполагала музыка.
Спектакль балет «Руслана и Людмилу» в сокращенной версии покажут в Мариинском-2. На сайте Большого театра следующие спектакли пока не объявлены. Причина, скорее всего, техническая: на два театра приходится один комплект декораций и костюмов. Понятно, что возить его туда-сюда несподручно.
Кстати, когда в 1907 году в Большой перенесли постановку Мариинского, под кураторством Коровина был изготовлен индивидуальный московский комплект. Хорошая была традиция у дирекции императорских театров.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...