Психологическое пространство двухтысячных современным взглядом
Современные драматурги и молодые режиссеры нужны для развития любого театра как воздух. Для их поиска в МХТ имени Чехова в 2022 году появился экспериментальный проект "АРТХАБ".
Премьера созданного в рамках VI лаборатории "АРТХАБ" спектакля "Флешбэк 2002", которая проходит 4 октября на Новой сцене, доказывает, что эксперимент затеяли не зря.
Внешне простой, без сложных декораций и замысловатых режиссерских решений, спектакль затягивает и завораживает, заставляя не отрываясь следить за судьбой его героев.
Время первых суши
У VI лаборатории "АРТХАБ" были необычные задачи: драматурги должны были создать оригинальные пьесы специально для МХТ имени Чехова не в одиночку, как обычно, а в сотворчестве с режиссерами, которым предстояло их поставить. Для сочинения театр задал тему: "Воспоминание о будущем" - прошлое, настоящее, будущее.
Эскиз спектакля "Флешбэк 2002" появился в декабре 2023-го.
Прошлое в пьесе драматурга Олжаса Жанайдарова и режиссера Веры Поповой - 2002 год, когда молодежь читала Пелевина, Борхеса и Мураками, слушала "Мое сердце остановилось" группы "Сплин" и другую русскую рок- и поп-музыку, люди впервые пробовали японские суши, васаби и разговаривали по большим и тяжелым кнопочным мобильным телефонам.
Настоящее - наши дни: главный герой Александр (Сергей Медведев) выходит на сцену прямиком из зрительного зала, где перед началом сидит на первом ряду рядом с публикой, пришедшей на спектакль.
Для Жанайдарова и Поповой "Флешбэк 2002" - первая серьезная работа в Москве, при этом пьесы талантливого драматурга активно ставят и в Казахстане, где он родился, и в России, где вырос (в часто идущих "Магазине" и "Алдаре" затронуты острые социальные вопросы).
Жанайдаров - художественный руководитель казахстанского фестиваля современной драматургии "Драма.KZ" и участник арт-дирекции Фестиваля молодой драматургии "Любимовка".
Вера Попова, ученица Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, не раз участвовала в творческих лабораториях разных театров, поставила около 30 спектаклей и в 2020-м стала главным режиссером Лысьвенского театра драмы им. А. Савина (главреж-женщина, еще и молодая, в нашей стране редкость).
Вперед в прошлое
"Флешбэк 2002" - история о кризисе среднего возраста, потере смысла жизни и тотальном одиночестве. У Александра внешне благополучная семья, квартира не в ипотеке, небольшой достаток позволяет сделать ремонт и поехать в отпуск в Анапу.
Жизнь идет ровно, гладко и спокойно, правда, детей нет - у них с супругой Татьяной (Надежда Жарычева) иммунологическая несовместимость.
Но герой вдруг осознает, что ведет скучное существование без любви и радости жизни, и думать об этом невыносимо. Его попытку высказаться Татьяна воспринимает как истерику из-за ошибки ремонтников и предлагает сходить на консультацию к психологу.
Александр задумывается, могла ли его жизнь сложиться иначе, а дальше начинают происходить чудеса: его, недавно сидевшего с женой в кафе, находят в номере отеля в бессознательном состоянии.
Врач скорой помощи подозревает отравление какими-то токсическими веществами, а Александр в это время, подобно герою фильма "Назад в будущее", оказывается в 2002 году и снова видит случайную встречу выпускника института Саши (Павел Филиппов), то есть самого себя больше 20 лет назад, и девушки Лены (Полина Романова).
Они проговорили всю ночь, Саша влюбился и… потерял Лену навсегда, думая, что девушек в его жизни еще будет много. Но, возможно, это была его вторая половинка.
Знание эвереттики (одного из направлений квантовой физики) помогает Александру изменить свою судьбу. Так авторы пьесы - драматург и режиссер - совместными усилиями выводят героя из личностного кризиса.
На расстоянии вытянутой руки
В спектакле фактически нет границы между зрителями и героями на сцене: все события спектакля разворачиваются практически на расстоянии вытянутой руки от первого ряда.
Публика сидит с трех сторон замкнутого прямоугольника из светлых столов (художник спектакля - недавняя выпускница ГИТИСа Елизавета Ермакова). В ящиках этих столов, как в тайниках, герои находят или прячут все необходимые для развития действия вещи.
В спектакле нет сочных бытовых красок и узнаваемых с первого взгляда примет времени: атмосферу начала 2000-х создают саундтрек да отдельные детали костюмов вроде Лениных джинсов клеш.
Режиссеру Вере Поповой важнее не историческая достоверность начала 2000-х, а изменения в психологии героев. Хотя знаковые детали и мизансцены в спектакле тоже есть.
Александр и Татьяна всегда в черном, как будто из их жизни исчезли все краски. Цвет появляется только во "флешбэке" из прошлого.
В сцене разговора супругов за столиком кафе, когда герои по идее должны сидеть рядом, они находятся на противоположных сторонах прямоугольника из столов, разделенные пустым пространством.
Это их "противостояние" несколько раз возникает в спектакле. Прозрачная пленка, которой обычно укрывают мебель и пол во время ремонта, здесь выглядит как липкая паутина.
Александр, пытаясь разломать опостылевшую ему семейную жизнь, по-настоящему выламывает из прямоугольника один из столов.
Попав в прошлое, герой снаружи наблюдает за Сашей и Леной, стоящими внутри прямоугольника, но ему удается попасть в это пространство и поговорить с самим собой 20 лет назад.
В небольшом пространстве Новой сцены актерам невозможно использовать привычные театральные средства, да это и не нужно. Они играют настолько искренне и правдиво, как будто это и не спектакль вовсе, а самая настоящая жизнь, свидетелем которой стали зрители.
Запоминается разговор обаятельного Саши и расстроенной Лены со смешными "барашками" на голове: молодые люди просто болтают, но между ними как будто пролетают искры и на глазах зрителей возникает влюбленность и внутренняя связь; усталость и отчаяние взрослого Александра, пытающегося изменить свою жизнь, и горе Татьяны, потерявшей мужа: расставляя стопки как на поминках, она рассказывает, как он заботился о ней с первой встречи, и уверена в его искренней любви.
Герои говорят современным языком, их поведение и реакции понятны, чувства вызывают живой отклик. Жаль только, что тем из нас, кто запутался в собственных проблемах, эвереттика на помощь не придет.
Вместе с тем перед нами не бытовая история, в ней нет однозначности, она балансирует между реальностью и фантастикой - и в этом заслуга режиссера Веры Поповой. И хотя спектакль получился довольно коротким (он идет час с небольшим), смотреть его интересно.
Конечно, театральная лаборатория - это всегда риск. Но без риска редко получаются интересные спектакли. Эксперимент в МХТ имени Чехова прошел успешно.
Право на творческий поиск есть у всех, но, к сожалению, не во всех театрах есть желание им воспользоваться. Тем радостнее, когда это происходит.
Ольга Романцова