На сцене театра имени Гоголя появились "Шинель" и "Записки сумасшедшего"
В свой юбилейный, уже сотый по счету сезон Московский театр им. Гоголя продолжает пополнять репертуар спектаклями по произведениям Николая Васильевича:
на Основной сцене уже идут "Игроки" в постановке художественного руководителя Антона Яковлева, и вот теперь на Малой - появились "Шинель" и "Записки сумасшедшего".
Режиссер обеих премьер Арина Бессергенева - недавняя выпускница ГИТИСа (мастерская Андрея Кончаловского), возможно, потому в них много общего.
Они сложились будто диптих, смысл которого и ясен, и удивителен одновременно: гоголевские герои до сих пор живут среди нас. Даже точнее: может быть, они - это на самом деле мы сами?
Прошедшей весной, когда автору "Мертвых душ" исполнилось 215 лет, Театр им. Гоголя провел режиссерскую лабораторию.
Задача у молодых постановщиков была непростой - представить эскиз по одной из "Петербургских повестей" с таким расчетом, чтобы потом можно было расширить его до полноценного спектакля.
Победитель предполагался один, но в "большую жизнь" жюри решило выпустить сразу две работы. "Шинель" представили весной, под конец прошлого сезона, а теперь состоялась премьера "Записок сумасшедшего".
"Второй спектакль в рамках режиссерской лаборатории по Гоголю снова представляет современную версию прочтения материала.
В "Записках сумасшедшего" удалось соединить классику и сегодняшний день. И это во многом путь нашего театра - создавать актуальную версию известных произведений, которая будет интересна сейчас", - объясняет худрук Антон Яковлев.
Что роднит Башмачкина с Поприщиным в этих двух спектаклях? Оба работают в современном, легко узнаваемом офисе. Все белоснежно, минималистично и практически стерильно.
За водой к кулеру, а следом в туалет - в обеденное время тянется цепочка сотрудников ("они обожают очереди", говорит, веселя зрителей, закадровый голос "под Николая Дроздова" и музыку из телепередачи "В мире животных").
Кроме того, героев роднит навязчивая мечта: Башмачкин грезит о новой шинели, а Поприщин - о дочери своего начальника Софи, в которую тайно влюблен.
Софи на сцене - современная девушка "на максималках": тимбилдинг, практики positive energу, эко- и дог-френдли - это все про нее.
Собственно, из-за любви к новомодным техникам налаживания коммуникаций в коллективе и появляется собака - Софи приводит Мэджи в офис в качестве дог-терапии.
Чтобы и атмосферу разрядить, и сблизить коллег, которые недолюбливают Поприщина и постоянно стараются его задеть.
Пока артисты переодеваются, со сцены звучит "Менеджер" группы "Ленинград"
У Гоголя он, как мы помним, затачивал писарские перья, а теперь - карандаши. Но суть от этого не меняется: маленький клерк делает маленькую работу, со стороны - глупую и ненужную, только путается под ногами.
Для остальных - он не такой, как все, постановщики заставили героя и ногу чуть подволакивать, и пальцы рук скрючить в судороге, и говорить отрывисто.
При этом у режиссера Бессергеневой герой совсем не так непривлекателен, как в повести: мы видим беззлобного, наивного и прямодушного молодого человека, который абсолютно беззащитен перед миром.
"Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" - и в этих берущих за душу словах звенит другое: "Я брат твой".
Собственно, эту цитату из "Шинели" можно взять эпиграфом к двум спектаклям.
Башмачкин тоже маленького человека воплощает буквально - он все время ходит на коленках. В полный рост поднимается лишь тогда, когда к нему прямо из кружащей метели выплывает, наконец, новая алая шинель.
Ну разве не знакомы нам все эти уговоры - от себя ли самого, от родных или друзей - в тяжелые минуты: "Ну, ничего-ничего. Все правильно". Или еще так: "Ну, ничего-ничего. Потерпим"?
Терпел ради мечты и Акакий Акакиевич: чтоб сэкономить на шинель, решил "изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать свечи"… Мало ли у нас желаний, из-за которых мы готовы в чем-то себе отказывать? Не шинель, так поездка в отпуск, не поездка, так новый компьютер.
Петрович (в спектакле - владелец пестрой восточной лавки) вроде и хотел бы взять за шитье шинели поменьше, да жена не дает.
Требует денег "с лишком!" - мол, Башмачкин им недоплатил - и портной украдкой сам подбрасывает недостающую сумму.
Сцена ограбления Акакия Акакиевича сконструирована изобретательно: бандиты - это две серые шинели на ногах, взявшие в оборот непохожую на них красную шинель Башмачкина.
Оба спектакля играются небольшим составом - пять-семь артистов. Невозможно не отметить пронзительную актерскую игру Евгения Пуцыло в роли Поприщина.
И его же стойкость - ни на секунду не выйти из очень своеобразной роли, не забыть ни про положение рук, ни про взгляд - все это заслуживает восхищения.
Очаровательна и мама героя (Ирина Рудницкая), которая не подозревает, что, надрывно пересказывая сыну очередную серию "Дикой Розы", она говорит на самом деле о том, что происходит с ее собственным ребенком.
А в перерыве, пока облитый ведром воды Поприщин переодевается, артисты поют, пожалуй, главный гимн офисного поколения: песню "Менеджер" группы "Ленинград". Помните ироничное "тебе повезло, ты не такой как все - ты работаешь в офисе"?
Но в памяти останется не это, а бездонный, куда-то поверх всего, взгляд Поприщина.
Измученный, с перевязанной головой, он вдруг снимет всю финальную безысходность и ком в горле одной тихой фразой: "Господа, а вы чего такие кислые?"
Кому это он - не нам ли?
Арина Бессергенева, режиссер:
- Акакий Акакиевич не просто какой-то персонаж со странностями, такого человека мы легко можем встретить. Он трудится пять дней в неделю, по восемь часов в сутки, с переработками.
Поэтому "Шинель" мне видится офисной историей - это близко для многих из нас. А в "Записках сумасшедшего" самое важное - исследование того, как человек перестает бояться быть самим собой.
Мы ведь постоянно себя контролируем. Нам сложно адекватно ответить на хамство. Мы боимся сказать нет.
Хочется, чтобы главный герой смог наконец понять, чего он зачастую сам себя лишает - чести и достоинства.
Инга Бугулова






























Посещение Государственного Эрмитажа Владимиром Путиным
Несколько необычных рецептов. О "Пире во время чумы" в Новом Манеже
Пожалеть волка и устроить овацию Голубой птице
Перевёрнутый князь Мышкин в современной Франции
"Красавицей себя я никогда не считала". О жизни и творчестве Нины Доро...
Вспомнить детство и увидеть восходящих звёзд
Лев Лещенко: "Искусство - это вечная история"
Шкатулка с секретом: искусство и технологии палехской росписи
Премьерный семьянин: Театр Табакова представил новую версию "Старшего ...
На сцене театра имени Гоголя появились "Шинель" и "Записки сумасшедшег...
Зачем ехать в Зарайск на фестиваль "Перезагрузка-2.0"
С широко закрытыми глазами. Об опере "Риголетто" в Большом театре
Жизнь до и после августа 24-го. Как в Судже делали произведения искусс...
Среди планет и ягод: как видят жизнь создатели балета "Место во Вселен...
Каким покажут Александра III в новом документальном фильме?
Раскольников во Франции и во сне
"Наша задача - выпускать достойных артистов"
Нити времени: сочетание традиций и инноваций в балахнинском кружеве
Лаборатория «Гжель»: где наука создаёт красоту, а художникам помогают ...
В городах России стартовал фестиваль фильмов об искусстве
Музей архитектуры открывает тайны на выставке "Собирая свод"
90 лет назад родился автор Алисы Селезнёвой Кир Булычев и историк Игор...
Исчез, но остался. Как крестьянский сын получил образование в Европе и...
Статуэтка для Екатерины: что Эрмитаж подарит Микеланджело на день рожд...
От живописи до гейм-дизайна
Не только "Любовь и голуби"
Последний боец "священного моря"
Психологическое пространство двухтысячных современным взглядом
Рыцарь чести и достоинства
Народный артист СССР Владимир Минин принимает поздравления с юбилеем
Соломин Юрий Мефодьевич (18.06.1935-11.01.2024)
Дюма из "Бандитского Петербурга"
Призраки, зеркала и безумие
Евгений Водолазкин стал лауреатом премии "Большая книга"
Мастер ставить на место
Чем запомнился последний день Форума объединенных культур
"Посланник русского гения"
"Термоядерный" Темирканов
"Щелкунчик" по носу: за новогодними билетами в Большой опять идут бата...
Прошлое Московского художественного театра в историях
Утопить княжну красиво: о чём был первый российский фильм и кто его со...
От гармони и балалайки до музыки к гимну могучей страны
Борьба с пандемией и бедностью
В Карелии международный музыкальный фестиваль
Реставрацию Новодевичьего монастыря планируют завершить в 2023 году
День бересты отметили в Великом Новгороде
"Красота не от моды, а от природы"
Преображенскую церковь на Кижах открыли после десятилетней реставрации
Путин утвердил Стратегию национальной безопасности
В Севастополе приступили к созданию галереи искусств из 30 тыс. произв...
Спектакль по пьесе «Живой труп» представят в Театре наций
В Мариинском театре открывается фестиваль флейты и арфы
Эрмитаж представит в ГИМе выставку придворных костюмов середины XIX - ...
Страсти по "Андрею Рублёву": история создания великого фильма
Бессмерный образ святой Екатерины
"Голоса Бухты Тихой"
Анна Нетребко в феврале трижды выступит на сцене Мариинского театра
Отечественный кинематограф в поисках "Оскара"
Лановой Василий Семёнович (16.01.1934 - 28.01.2021)
Театр Олега Табакова выпустит шоу-спектакль "Мольер, avec amour"
"Иного и быть не может" состоится в Волковском театре в апреле
В Петербурге состоится концертная премьера оперы «Ночь перед Рождество...
Русский музей открыл выставку о художественном наследии семьи Клодтов ...
Картину Айвазовского «Неаполитанский залив» продали на торгах Sotheby?...
Какое произведение Пушкина чаще других слушают в аудиоформате?
Молодые музыканты из семи регионов прошли в финал II Всероссийского ко...
Московский Губернский театр начинает онлайн-марафон
Полноценный кинопрокат в России стоит начинать с больших премьер и ожи...
Сражался за правду. Как на Дону восстанавливают оригиналы произведений...
Более ста тысяч человек посетили выставку «Сокровища музеев России»
"Я тебя никогда не забуду". Каким мы запомним Николая Караченцова
В Тамбове открылся музей святителя Луки
Отрекаюсь от Запада. Михаил Ларионов и его новая русская живопись
Единственный в России: в чём уникальность нового зала «Зарядье»
Российский национальный оркестр выступит в Польше, Дании и Германии
В Подмосковье открылся фестиваль «Эх, вы, песни мои, песни» памяти Шал...
На Валааме открылся хоровой фестиваль «Просветитель»
В Петербурге открывается Международный фестиваль «Опера - всем»
В Петербурге на сцене Мариинский-2 пройдёт премьера оперы «Царская нев...
В «Ясной Поляне» прошел международный театральный фестиваль Толстой We...
В Екатеринбурге открыли музей с реликвиями наследников Романовых
Cолист оперной труппы ГАБТа даст сольный концерт в Бетховенском зале
Исследование показало, книги каких писателей предпочитают россияне
Сороковой Московский международный кинофестиваль объявил своих лауреат...
На фестивале «Вселенная - Светланов!» пройдут концерты и мастер-классы
Более 5 тыс. жителей Ставрополья посетили форум искусств «Золотой витя...
В Риме открылась выставка работ выпускников Российской академии живопи...
Российский флейтист Максим Рубцов впервые выступит с сольным концертом...
"Союзмультфильм" открыл детский центр
Система Станиславского как философская школа жизни
Российские кинематографисты предложили возродить съёмки кинолетописи с...
Родион Щедрин: предложений от театров больше, чем когда-либо
Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов открывают новый сезон миланской «Ла Скала...
Михалков со своей лабораторией выступил в Нижнем Новгороде с «Метаморф...
Фестиваль современной хореографии CONTEXT.Diana Vishneva отметит 5-лет...
Дмитрий Хворостовский отмечает 55-летие
Старейший русский хор представил в Париже духовную музыку пяти веков
Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» выдвинут от России на «Оскар»
Две артистки из России дебютировали на открытии нового сезона оперы Ва...
Малый театр в 262-м сезоне поставит Дюрренматта, Гоголя и Островского