Выставка "Удача гения"
“Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши…
Александр Пушкин “К живописцу”
Художник Геннадий Животов как-то назвал тропининскую манеру “ласковым стилем” - по аналогии со стилем суровым. Округлые силуэты, спокойствие, барственность, мягкие, хотя и уверенные мазки - таков Тропинин.
Нам ещё в школьные годы предлагали сравнить два портрета Пушкина - кисти Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Это не только два разных почерка - это два разных Пушкина.
Кипренский выдал парадный вид, классика, европейского гения: “Я памятник себе воздвиг…”, тогда как Тропинин явил романтичного и слегка расхристанного барина: “Выпьем, няня, где же кружка?”. Первый - для разума, второй - для сердца.
Заказчики Тропинина хотели видеть себя милыми и домашними, что не исключало отменно выписанных кружев и орденских лент. Московский мастер, что означало по меркам XIX столетия - сугубый провинциал, он был певцом той самой неспешности, которую осуждали - и которой завидовали в Санкт-Петербурге.
(К слову, Кипренский - это, как раз, мраморная питерская прохлада!) Александр Бенуа - жёсткий и насмешливый критик - впоследствии напишет: “Он [Тропинин - Прим. ред.] посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства”.
В отношении Василия Тропинина слово “протест” чересчур сильное - художник был тих, будто с годами приобретя философское отношение к миру и - людской несправедливости.
Ему было, за что сетовать на судьбу! Крепостной графа Ираклия Моркова, он всю жизнь ощущал зависимость и даже затравленность, хотя, в конечном итоге обрёл свободу. Когда?
В возрасте сорока семи лет, на пороге старости. Будучи принятым в московском и - петербургском обществе, имея друзей из бомонда и вращаясь в образованных кругах, Тропинин значился собственностью графа, чью фамилию ныне поминают в связи с его великим “холопом”.
Граф был тиранически привязан к Тропинину, ценя его, как живописца и собеседника, упрямо держал при себе и заставлял прислуживать в своём украинском имении Кукавка. Но и это ещё не всё.
Художник, получив долгожданную вольную - под нажимом общественности! - пять лет ждал возможности соединиться с женой и сыном, оставшимися “на балансе” у Моркова. Во всём - звериная суть крепостничества, изуродовавшего миллионы жизней, причём не только рабов, но и господ.
Существовал порочный симбиоз, бесстрастно очерченный Николаем Лесковым в “Тупейном художнике”.
Что же касается Моркова, то он не был сибаритствующим подонком или ещё каким-нибудь развратником. Храбрейший офицер, честный службист, герой нескольких войн и - самодур-угнетатель.
Трудно всё это понять и - сложить воедино. Феномен крепостных интеллектуалов достоин отдельного разговора, но сегодня наш герой - конкретно Василий Андреевич Тропинин (1776 - 1857 гг.), чья выставка “Удача гения” открылась в Музее В.А. Тропинина.
Он жил на стыке (вернее - на стыках!) нескольких эпох. Начать при Екатерине, пережить Павла, Александра, Николая; увидеть, как век восемнадцатый-галантный мучительно обращается веком “девятнадцатым - железным” - это колоссальный опыт для чувствующей натуры.
Заставший излёт рококо, уже подёрнутого сентименталистским флёром, Тропинин в младости считался “русским Грёзом” - ранние вещи напоминали манеру Жана-Батиста Грёза с его личиками, розами, котиками и - затаённой грустью.
Впрочем, и некоторые поздние картины - допустим, “Девочка с собакой”, написанная в 1830-х годах - это возвращение к “грёзовскому”, подражательному периоду.
Пройдя увлечение сентиментализмом, реализмом и ампиром, художник выработал свою линию, которую проще всего назвать “московским бидермайером” - созерцание уюта и тёплых кабинетов, не лишённое романтической искорки.
Нас встречает автопортрет мастера, где Тропинин объясняется в любви к Москве. Как много в этом звуке! Золотистое солнце, утренний Кремль, начало трудового дня и - атрибуты искусств.
Насмешливый Бенуа, меж тем, отмечал: “Его собственный портрет изображает его уже стариком, кругленьким и бритым, с усмешкой скорее благодушной, нежели хитрой; позади него - выражая его неизменную привязанность к древней столице - высятся, на фоне зари, Кремлёвские башни”.
Однако это - итоги. Художник и его город.
Что вначале? Штудии, увлечённость Ренессансом, академические наброски - ментором был академик Степан Щукин, один из лучших учеников самого Дмитрия Левицкого.
Крепкая дрессура в стенах Академии, где крепостной юноша значился вольнослушателем и содержался на деньги Морковых. В экспозиции можно увидеть рисунки Тропинина, имитирующие стилистику кватроченто.
Он был великолепным рисовальщиком, прежде всего, с грамотно “поставленной” рукой.
Не обошлось из без портрета “благодетеля” - Ираклия Моркова, написанного в духе Левицкого, что сложно соотнести с кистью Тропинина.
Изображение датируется приблизительно первой третью XIX века, но Морков здесь в пудреном парике и в шитом кафтане, какие носили при Павле Петровиче, то есть портрет создавался, как минимум, несколько лет, со значительными перерывами.
Толстое лицо господина, скорее всего, малосимпатичное в реальности, сделано почти добрым и мы уж верим, что Морков не был жесток со своими пейзанами.
Главным человеком в жизни Тропинина сделалась его супруга Аннушка, когда-то согласившаяся выйти замуж за “невольника”, будучи свободной поселянкой. Это означало, что она утрачивала статус.
Как же надо обожать, дабы пойти на такой шаг! Лав-стори, достойная романа. Есть несколько портретов Анны - в молодости она была симпатична, и в парижских чепцах не отличалась от барыни, а на выставке мы наблюдаем её пожилую, мудрую, с лучистыми глазами, какие бывают у старушек, не утративших чистого разума.
Рядом - сын Арсений, также сделавшийся художником, но не стяжавший отцовской славы. Широко известен портрет мальчика в анфас, этакий светлый купидон - картину охотно тиражировали в советской прессе, как образец мастерства и тонкого психологизма.
Тут мы видим “другого” Арсения - за рисованием. Фотографическая точность. Остановись, мгновенье, ты - прекрасно! Дитя на секунду отвлеклось от занятий и смотрит на нас из глубины тёмной комнаты.
Визитной карточкой Тропинина значится его “Кружевница” - её своеобразно похвалил даже Бенуа: “Написана гладко, довольно жидко, и хотя чрезвычайно закончена, однако не замучена и способна до сих пор производить впечатление чрезвычайной жизненностью лица, отлично вылепленными руками и серебристым, нежным колоритом”.
Эту чудесницу также постоянно публиковали в советской периодике - в “Работнице” и “Крестьянке”, “Огоньке” и “Юном художнике”. Она очутилась на почтовых марках и - конфетной коробке из набора “Третьяковская галерея”.
Красочную репродукцию помещали на стены общежитий 1950-х годов - средь фотографий Ива Монтана и Павла Кадочникова, пейзажей да открыточек. “Кружевница” сразу же получила высшие оценки современников и по сию пору входит в число востребованных, узнаваемых картин.
По степени популярности с ней могла бы поспорить “Женщина в окне”, которую уже тогда стали именовать “Казначейшей” - она всем напомнила героиню лермонтовской поэмы “Тамбовская казначейша”.
Описание - на грани: “И впрямь Авдотья Николавна / Была прелакомый кусок. / Идёт, бывало, гордо, плавно - / Чуть тронет землю башмачок”. В тропининской “Казначейше” чувственность не переходит во фривольность.
Взгляд сосредоточен на декольте, и оно показано с мужским вниманием, а не с ледяной академической отстранённостью. Умение пройти по лезвию бритвы - особый дар Тропинина.
Как не отметить “Девушку с горшком роз” - эту находку коллекционера Феликса Вишневского, случайно обнаружившего картину в одном из антикварных магазинов, безо всякой атрибуции? Почти детектив.
Затем исследованная и датированная “Девушка…” была передана по принадлежности в музей имени Тропинина. Юная служанка, занятая уборкой помещения - фабула типична и, вместе с тем, эта девушка подобна розам.
Сейчас она стала чем-то, вроде символа музея.
Любой из портретов - погружение в прошлое, иной раз подзабытое. Кто нынче знает писательницу Варвару Лизогуб, малороссийскую дворянку, жену офицера?
Она была автором некоей стихотворной повести “Зулейка”, напечатанной в журнале “Москвитянин” и умеренно хваленной московскими литераторами.
Мадам Лизогуб написана в турецком платье - она яро увлекалась ориентализмом, как и большая часть европейского дворянства, но для неё Восток сделался роскошным наваждением, а не просто хобби.
Тропинин часто выполнял заказы своих друзей - например, художника Николая Майкова, автора исторических полотен, отца поэта Аполлона Майкова. Невозможно пройти мимо портрета Павла Васильева - музыканта-любителя, гитариста, но по профессии - главного бухгалтера московских императорских театров.
В тропининский круг входили и родовитые патриции, вроде Сергея Голицына, владельца усадьбы Кузьминки, чей неудачный брак с Авдотьей Измайловой, “ночной княгиней” и “московской Мессалиной” обсуждали обе столицы!
Тропинин уловил трагедию и - безысходность этого, казалось бы, всемогущего властителя, и его Голицын - грустен под маской затверженного величия. Целая череда пышных фамилий - Тучков, Раевский, Кушников (петербургский вельможа, племянник Николая Карамзина). Все они смотрятся, именно как приятели художника, а не как знаковые персоны.
Не обошлось и без купеческих лиц - Россия бурно развивала свою промышленность. Шуйский негоциант Диомид Киселев не походил на расхожий образ норовистого купчины - носил тесные фраки, брил бороду, а ещё - слыл умником и библиофилом, знал английский язык переписывался с британскими партнерами, не прибегая к услугам толмача.
Тропинин застаёт Киселёва в его кабинете, за работой и словно бы отвлекает на минуточку.
Из статьи в статью повторяется фраза, что Тропинин был чуть не бедняком, получая за картину двести пятьдесят рублей, а его современник Карл Брюллов - аж тысячу.
Почему-то никто не хочет призадуматься над тем, что Брюллов и Тропинин - это противоположности. Первый “делал красиво” - неслучаен термин “брюлловская женщина”, которая у него получалась из любой заказчицы, пусть даже и не слишком хорошенькой.
Его приглашали для создания патетично-шикарных, больших полотен, а Тропинин - творец московской тишины и благости.
Кроме того, двести пятьдесят - не такая уж низкая плата. Средний чиновник-дворянин в год имел четыреста-шестьсот рублей, а Тропинин писал быстро и качественно. То был своего рода конвейер, пусть и гениальный.
И всюду - мягкий, ласковый стиль. Бенуа выразил, что “очень неприятна круглота его овалов” и это субъективное мнение. Тропинин - приятен. В чём же удача гения, вынесенная в название экспозиции?
В том, что он возвысился, будучи представителем “подлого сословия”. В том, что его признали буквально сразу и признают до сих пор. В том, что он умудрился не озлобиться и верил в свою Фортуну даже, когда было невмоготу. И жизнь, и слёзы и любовь. Это ли не везение?






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...