Балаганы Парижа
Мария Васильева возвращается домой
Она была одной из активнейших участниц светской жизни Монмартра, являлась представительницей «Парижской школы», дружила с Пабло Пикассо, Жаном Кокто, Фернаном Леже, Анри Матиссом, Жоржем Браком, которые бывали в ее мастерской.
Веселая, неунывающая, прячущая за улыбкой внутреннюю боль - такой запомнили Марию Васильеву ее современники. Уехавшая из России еще в юности, до революции, она на целое столетие потеряла русскую аудиторию.
О детских и юношеских годах Марии Ивановны почти ничего не известно. Возможно, она сознательно не рассказывала о своих первых шагах, желая выстроить в глазах публики «правильный» образ. В книге «Мария Васильева.
Чужая своя» исследовательница Ада Раев пишет, что отчество художницы было указано в удостоверении личности, выданном в Париже в 1928 году.
Там же приведены дата и место рождения: 12 февраля 1884 года, Смоленск. Известно, что будущая хозяйка светского салона окончила гимназию, потом училась в Петербурге (скорее всего, в одной из частных школ).
Спустя много лет в своих мемуарах она «вела отсчет» от поездки во Францию, словно все, что было до того, ее не интересовало. Раев отмечает, что в этих воспоминаниях трудно отделить правду от вымысла: мемуаристка нередко приукрашивала действительность, если та не соответствовала ее чаяниям и предпочтениям.
Тем не менее оставленные ею свидетельства являются ценнейшим источником для искусствоведов. Среди прочего она описывала свои встречи с мэтрами, и некоторые из этих рассказов отличаются особенной откровенностью.
Вот, к примеру, что говорится об одном из рандеву с Анри Матиссом, ученицей которого Васильева хотела стать (в 1908 году тот открыл собственную академию): «Я объясняю ему цель своего визита; он смотрит на меня... и я чувствую, что он мысленно представляет обнаженным мое маленькое юное тело.
Я смотрю на него, краснея от смущения... «Что ж, приходите завтра в мою школу, буду вас учить». Он довольно крепко, как это делают в России, пожал мне руку. Я была очень взволнована и горда».
Вскоре из ученицы она выросла в самостоятельную художницу. С 1909 года участвовала в парижских выставках, а в 1912-м создала собственную академию, которая согласно замыслу должна была стать своеобразным местом силы. Претензии экстравагантной женщины на роль лидера нравились далеко не всем.
Ада Раев приводит слова Маревны (Марии Воробьевой-Стебельской), не поскупившейся на уничижительные характеристики соотечественницы: «Крохотная, кривоногая женщина, практически карлица, с... круглым, белым и безлобым лицом, узкими губами и мелкими зубами. Каждый знал ее пронзительный голос».
Однако Васильева не обращала внимания на злопыхателей. В ее мастерской не только работали («Утром мы писали обнаженную натуру, после обеда рисовали портреты, вечером делали наброски»), но и бурно, безмятежно веселились, например, устраивали костюмированные балы.
Для себя художница выбрала трагикомический образ: «Я была в костюме Пьеро лимонно-желтого цвета, а сопровождал меня кортеж Пьеро в костюмах всех цветов радуги».
Академия действительно оказалась центром притяжения, как и мечтала художница. Здесь бывали многие выдающиеся мастера - от Жоржа Брака и Амедео Модильяни до Хаима Сутина и Эрика Сати.
Мария Ивановна была не только приветливой хозяйкой салона, но и весьма одаренной рисовальщицей. На ее ранних работах лежит печать кубизма: вероятно, сказалось влияние приятелей - Пикассо и Брака.
Художница активно выставлялась и в Париже, и в России, где, в частности, участвовала в знаменитой выставке «0,10» (тут был впервые представлен «Черный квадрат» Казимира Малевича).
В годы Первой мировой Мария Васильева открыла в собственной мастерской дешевую столовую для художников, которую, впрочем, также сумела превратить в эпицентр бурной творческой жизни.
«По субботам мы устраивали вечера с музыкой и декламацией, любой артист мог выйти на сцену и попробовать себя в импровизации», - вспоминала устроительница. Многие кутили там всю ночь.
Очевидцы рассказывали: «На стенах висели картины Шагала и Модильяни, рисунки Пикассо и Леже, в углу стояла деревянная скульптура Цадкина... За занавесью находилась кухня, где кухарка Аврелия всего на двух газовых плитах и спиртовке готовила еду на 45 человек.
За 65 сантимов можно было получить суп, мясо, овощи и салат или десерт - все хорошего качества и превосходно приготовленное, и еще кофе или чай; вино стоило дополнительно 10 сантимов».
В те годы Мария Ивановна познакомилась с отцом своего будущего ребенка, «марокканским офицером» Амаром. Их отношения развивались быстро, однако семейная жизнь не сложилась.
Вскоре его перевели в другой город, и, несмотря на обещания помогать деньгами, марокканец навсегда пропал из поля зрения художницы (к тому же, как выяснилось, он был женат).
У нее начались очень трудные времена. После заключения Брестского мира Франция и Советская Россия уже не являлись союзниками.
Мария Васильева стала заложницей «международной обстановки»: когда-то в ее столовую заглядывал Троцкий, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы обвинить ее в «связях с революционерами». В итоге она вместе с сыном оказалась в Фонтенбло, где находился концентрационный лагерь.
Друзья смогли вызволить оттуда ребенка, а судьба самой Васильевой решилась в суде только через четыре месяца. Ее отправили в госпиталь для раненых солдат (лечили от чесотки), спустя полгода окончательно освободили, разрешив остаться во Франции.
Жизненные потрясения сильно повлияли на творчество художницы, особенно пронзительно зазвучали темы детства и семейного счастья. Что же касается стиля, то Мария Васильева в тот период нередко обращалась к примитивизму.
В 1920-е она занялась созданием кукол - больших, изображавших людей ее круга (от Пикассо до Дерена). Эти шаржевые фигуры принесли ей наконец известность.
Мария Ивановна без ложной скромности утверждала: «Я вернула в поле зрения художников куклу, которая в Средние века была объектом творчества, а затем на протяжении веков пылилась в антикварных лавках. Благодаря моим стараниям она вновь превратилась в предмет искусства».
Васильева изготавливала также мебель и прочие предметы быта вроде деревянной лампы, расписанной геометрическим рисунком. Как и многие коллеги, участвовала в оформлении театральных постановок - не «Русских сезонов» Дягилева (с ним сотрудничали многие ее приятели), а Шведского балета.
В частности, шила костюмы для спектаклей «Тростник», «Свинопас», «Одиночный турнир», «Глиняный кувшин». Правда, предложения оформить какую-либо постановку самостоятельно художница так и не получила.
В середине 1920-х в ее творчестве появились религиозные мотивы.
Причиной этого стали, надо полагать, жизненные трудности, с которыми пришлось столкнуться: одна в чужой стране с ребенком на руках, без протекции и даже необходимых для получения гражданства документов (они потерялись за время мытарств), - русской эмигрантке пришлось действительно несладко.
Раев приводит слова очевидицы, которая описала фигуру Божией Матери, увиденную в мастерской Васильевой: «Это самая странная Богоматерь, которую я когда-либо видела. Из натуральной жести, без краски, тщательно... отчеканена, полна тревожащей простоты; мистическая, славянская, красивая».
В 1929 году 45-летняя художница написала воспоминания. Надеялась издать их, придумывала эскизы обложки. Даже отправила старому приятелю (к тому времени превратившемуся в небожителя) Пикассо письмо: «Я была бы счастлива получить от вас небольшой рисунок, сделанный вашей рукой, который будет иллюстрацией к моему роскошному изданию.
Я обращаюсь с такой же просьбой к Браку, Матиссу и Леже и надеюсь, вы не откажетесь, потому что это мое материнское сердце обращается к вашим сердцам художников, прибыль от этой публикации будет полностью посвящена моему замечательному маленькому Пьеро, для образования которого я жертвую всем».
Бывшие друзья не помогли, и мемуары остались неопубликованными. Не оправдал ее робких надежд и сын Пьер, ради которого Мария Ивановна отказывала себе во всем, коим бесконечно гордилась: ведь он, как и его отец, стал офицером.
Молодой человек никак не помог матери, чье финансовое положение с годами только ухудшалось.
Из-за этого она не раз была на грани отчаяния, хотя рук не опускала, всеми силами старалась выбраться из нужды. Когда картины перестали продаваться, Васильева вновь открыла столовую, а потом... музей имени себя, где собирала пожертвования.
Художница об этом писала: «Чтобы люди узнали о нем, я решила устроить праздник. Я разослала около 50 открыток, но так как меня все знали, пришли почти 200 человек». В итоге недовольные шумом соседи написали жалобу в суд, и ей пришлось переехать.
В конце 1930-х она перебралась в Кань-сюр-Мер: проживавшая на Лазурном берегу подруга пригласила у нее пожить. Материальное положение Марии Ивановны по-прежнему было шатким, и она приняла предложение. В Париж вернулась в середине 40-х.
К тому времени у нее наконец появились меценаты - покупавшие ее работы коллекционеры. Однако работать становилось все труднее. В 1951 году Мария Васильева написала заявление с просьбой о принятии ее в Национальный дом для престарелых художников (в Ножан-сюр-Марн).
После долгой переписки, а также публикации в одной из газет материала о бедственном положении художницы прошение было одобрено. Наконец она обрела постоянное жилье. Там даже мастерские имелись, что позволило заниматься творчеством. В 1957 году Мария Ивановна скончалась.
В течение многих десятилетий имя этой русской парижанки почти не звучало на родине, но в конце прошлого года в Московском музее современного искусства прошла ее первая в России монографическая выставка «Возвращение домой».
Хочется верить, что в дальнейшем творчество Марии Васильевой отечественный зритель оценит по достоинству.
Анна Александрова






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...