Цвет - музыка для глаз
Выставка в Музее Василия Тропинина
«Цвета - это звуки краски»
Василий Кандинский
Солнечно-жёлтый виноград «Итальянского полдня» Брюллова, белое перо на шляпке «Неизвестной» Крамского, зелёная роща Куинджи, алые вихри Малявина, чёрный квадрат Малевича - цвет в живописи едва ли не значительнее сюжета.
Он играет колоссальную роль - тут заключены вкусы, идеалы, мечтания. На протяжении столетий менялось понимание гармонии - то, что почиталось прекрасным в XV столетии, явно не годилось для XVIII века.
Долгое время бытовала символика цвета, и картины становились поистине «говорящими». В этой связи по-разному будет читаться и жёлтый, и красный, и чёрный. Свой символизм есть у иконописи, и начертать синим там, где требуется золотое - немыслимо.
Русские супрематисты и вовсе решили очистить цвет от формы и смысла, вернувшись, как они это называли «к изначальному ритму вселенной». Абстракционисты же ратовали за синтез искусств, где каждая краска будет звучать, как музыка.
Была, да и остаётся мода на цвета. Так, рококо благоволило к розово-голубым оттенкам и нежной бледности, тогда как воспоследовавший за ним классицизм - к благородно-белому.
Серебряный век, вопреки своему названию, тяготел к чёрному и, хотя, тогда всем грезилось буйство красок, все мастера так или иначе, склонялись к траурному колеру - словно бы отмечая гибель старого мира, который вот-вот будет сметён огневой - алой - революцией.
Всё тот же розовый считался то благородным, то – пошло-мещанским, а серый вызывал целую гамму чувств - от полнейшего отторжения, как цвет безнадёги до столь же тотального принятия, как «стильный» оттенок.
Если проследить историю живописи, то становится ясна эволюция восприятия - то популярны «сильные» локальные цвета, то - сложные, оттеночные. Чувство колорита - продукт эволюции, а средневековый мастер «видел» ярче, но скуднее, чем, например, гении позднего кватроченто.
Ни для кого не секрет, что цвет на картинах отличается от цветов природы, пусть даже автор и решил блеснуть гиперреализмом. Человек никогда не сможет повторить природу с помощью охры, краплака и кадмия. Тем не менее он в состоянии написать шедевр, заставляющий трепетать сердца.
Все эти мысли возникают на выставке «Язык мечтаний», проходящей в Музее Василия Тропинина, что расположен в особнячке меж Ордынкой и Полянкой. Поль Гоген когда-то воскликнул: «Цвет! Что за глубокий и таинственный язык. Язык мечтаний». Отсюда - наименование проекта, посвящённого палитре.
На первый взгляд всё выглядит, будто кураторы явили нам случайные экспонаты из недр своего музея, однако, здесь всё изящно, смело. Каждую картину приходится расшифровывать с точки зрения её ведущих оттенков.
Точкой сборки является книга Василия Кандинского «Маленькие миры» - на витрине можно увидеть один из её разворотов. Кандинский был теоретиком цвета, говоря о каждом, как о психологическом факторе.
Нас встречает «Осенний пейзаж» (1907 г.) Станислава Жуковского, тихого «певца» усадеб - все нюансы коричневого цвета, определяемого Кандинским, как «…жёсткий, мало склонный к движению цвет, его главная функция - сдержка».
Коричневый - мало эмоционален, а ноябрь - самый скучный месяц года. Картина смотрелась бы уныло, если бы не свет в окошке - жёлтый сполох буквально врывается в коричневую темень, создавая чувство умиротворения.
Для Кандинского жёлтый -«…земной, светлый, неглубинный, эксцентричный, предельно активный» и наиболее экстравертный, то есть направленный вовне. Благодаря жёлтому, картина становится уютной - мы достраиваем фабулу и словно бы наблюдаем за жизнью в доме, где тепло и радостно.
На выставке широко представлены возможности цвета - его способность возжечь, притушить, обрадовать и опечалить. Перед нами - портрет Василия Энева (1820-е гг.), крупного реставратора александровской и николаевской эпох, вольноотпущенника князей Касаткиных-Ростовских.
Энев был другом Василия Тропинина, и этот портрет - его кисти. Коричневое одеяние и - коричневый же фон. Тропинин играет цветом, создавая ощущение той самой «сдержки».
По-иному раскрывается коричневый цвет в сочетании с оранжевым. На картине Алексея Кравченко «Площадь в городе» (1910-1911 гг.) мы наблюдаем городскую толчею где-то на юге Европы - художник долго жил и работал в Италии, Греции, на Капри.
Коричневые стены домов интересно сочетаются с оранжевыми одеяниями смуглых женщин. Солнечный день рождает приподнятое настроение. Оранжевый по Кандинскому - это соединение беспокойно-красного и торжествующе-жёлтого, да кроме того - «ощущение исключительного здоровья».
От жёлто-коричнево-оранжевого колорита мы переходим к синему. Кандинский вообще любил эту краску, считая её многоликой. Согласно его учению, это «…небесный цвет, зовущий в бесконечное, сверхчувственное;
глубинный, концентрический, стремящийся внутрь себя, вызывает чувство покоя, доходящее до нечеловеческой печали».
Исключительно богатый цвет! Перед нами - «Распятие» (конец XVIII в.) самого Владимира Боровиковского.
Синий покров Богоматери контрастирует с одеяниями участников сцены. Оплакивание Христа - центр композиции. В данном случае синий - это цвет высшей чистоты, и на иконах Богородица часто изображалась именно в синем покрове.
От дел небесных - на грешную землю, а мы переходим к небольшой картине великого мариниста Ивана Айвазовского, где изображён парусник (1850-е гг.). Типичное для матера любование морской стихией. Тут совсем иной синий цвет - неспокойный, граничащий с тёмно-серым и даже чёрным.
Чуть выше расположен этюд «Выезд на охоту» (1911 г.) Сергея Герасимова. Дивная гуашь будущего соцреалиста Сергея Герасимова, автора «Колхозного праздника» и «Матери партизана»! В 1910-х он искал стезю, попеременно заглядывая то к Мирискусникам, то к футуристам-кубистам.
Герасимов выступает, как продолжатель форм Бенуа-Сомова-Лансере и переносится в XVIII столетие с его пудрой, камзолами и столь пышными экипажами, что они напоминали гигантские шкатулки с драгоценностями.
Интенсивная синь кареты - на неё всё внимание, потому фигуры охотников как бы отступают на задний план, а контрастом звучит насыщенное золото отделки.
Далее - сказочный и тёплый «Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна» (1930-е гг.) Павла Кузнецова - мирискусника и одного из организаторов «Голубой розы», а при Советской Власти - преподавателя Строгановки, ВХУТЕМАСа, деятеля МОСХа. Кузнецов любил синий цвет и буквально наслаждался сочными красками.
Цветы и фрукты рядом с кобальтовой синевой чашки - как это изысканно и сильно. Чуть поодаль - «Клубника» (1950-е гг.) Ольги Малютиной, выпускницы ВХУТЕМАСа и создательницы прекрасных натюрмортов.
Синяя драпировка выступает, как спокойный фон для алеющей ягоды, а на переднем плане - снова кобальтовая чашка, и она кажется куда как ярче клубники. Малютина играет с синим цветом, показывая его безграничные возможности.
А вот - «Девочка, смотрящая в стереоскоп» (1860-е гг.) Ивана Подключникова, потомственного художника и реставратора, из крепостных графа Дмитрия Шереметьева. Тёмно-синее платье подчёркивает свежесть юного лица героини - девочка одета строго, просто и благородно.
Стереоскоп в середине XIX века был чудом техники, дорогостоящей игрушкой, поэтому легко сделать вывод, что юница - из благородного дома, и на её капризы тратятся немалые деньги.
Синий бархат на портрете Натальи Еропкиной кисти Евгения Плюшара (1840 г.) - это уже репрезентативный вариант. Красивая дама изображена в нарядном, декольтированном платье с модной причёской а-ля Изабо де Бавьер – две косы, уложенные по сторонам лица, в духе Средневековья.
Итак, синий бывает не только по-домашнему скромным, но и пышным, праздничным. Евгений Плюшар- петербуржец французского происхождения был видным портретистом, и его часто звали в богатые дома – он умело подчёркивал достоинства своих моделей, не забывая о тонкой лести.
А как же другие цвета? Например, зелёный - его Василий Кандинский называл «спокойным» цветом: «Он ничего не требует, он никуда не зовёт». Хотя, мэтр различал весеннюю зелень, в которой есть движение и - летнюю, благодушную, когда «…природа преодолела весну - время бури и натиска - и погрузилась в самодовольный покой».
На картине Владимира Маковского «Весенний паводок» (1901 г.) - зелень юная и бодрая. Буквально ощущается запах леса, воды, весны.
Владимир, младший брат именитого Константина Маковского, вошёл в историю живописи, как непревзойдённый колорист. Он остро чувствовал цвет, и его картины - это, прежде всего, атмосфера. Маковского называют академическим реалистом, но ближе всего он к импрессионизму - именно по настроению.
Прекрасен портрет Прасковьи Мятлевой, написанный неизвестным художником из круга Фёдора Рокотова (1780-е гг.) Урождённая Салтыкова, жена сенатора, Мятлева не была пригожа в тогдашнем понимании - чересчур волевое лицо, а потому розовые аксессуары платья и причёски лишь подчёркивают это несоответствие идеалам рококо.
Фантастические розы - непременный атрибут Галантного века - они прикреплены к корсажу белого наряда. Статс-дама выглядит самодовольной и при том -благодушной.
Розовый, переходящий в лиловость - на картине Василия Пукирева, творца жанровых сцен - «Вид подмосковного имения Давыдково на Москве-реке» (1860-е гг). Лето. Прозрачен предвечерний воздух и буквально ощущается ласковое тепло, исходящее от земли, деревьев, самого неба.
Розовый тут - растворение в тихом счастье, которое наступает после жаркого дня. По Кандинскому розовый цвет - это «красный, разбавленный белым», когда от первого остаётся порыв, но он гасится «чистым безмолвием» второго, но в результате остаётся приятная мягкость.
Какой же разговор о цвете без сиреневых феерий Петра Кончаловского? Мы говорим: «Кончаловский», подразумеваем «сирень». Пожалуй, ни один мастер не был так предан Цветку - в этой извечной любви есть что-то средневеково-французское или персидское. «Сирень в корзине» (1933) г. - одна из таких кончаловских сиреней.
Рассказать обо всех экспонатах в рамках статьи - немыслимо, ибо тут представлены и Сильвестр Щедрин с неаполитанской набережной, и Наталия Гончарова с авангардными зарисовками, и Абрам Архипов с «Радоницей». Пейзажи, виды, портреты, имена и даты.
Также можно увидеть посуду разных оттенков - в частности севрскую розовую тарелку 1900-х с дамой Галантного века, в память о маркизе де Помпадур. По объёму выставка невелика, зато информативна и требует глубокого осмысления. Что такое цвет? Музыка для глаз.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...