Эффекты и локоны
Если эпоха Екатерины была золотым веком русской придворной жизни, то Николаевская эра - золотой век русской культуры. Не будучи гуманитарием, император прекрасно чувствовал слог, стиль, смысл, возвышая и привечая отменные таланты. Брюллов - один из многих. Он создавал славу России, будучи известен в Европе, как мастер совершенных линий
«...Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой...»
Александр Пушкин.
Карл Брюллов, пожалуй, один из самых известных и - копируемых в России художников. Его «Итальянский полдень» лихо цитируют все, кому дано хоть сколько-то умения рисовать. Земной и - тонкий образ. Грань миров и ощущений. Пышные плечи, обласканные солнцем и - пронизанный светом виноград - хрестоматийный вариант; его любят заказывать господа из провинциального «миддл-класса» в свои забавные особняки.
Я знавала одного умельца - он клепал «итальянку» все девяностые и, как ему казалось, даже превзошёл самого Брюллова. Иногда его просили сделать декольте поглубже, а девушку - постройнее. Грубые нравы! Ужасное поветрие! Впрочем, интерес к брюлловским чаровницам - это родом из детства - из советского детства!
Развороты иллюстрированных журналов, постеры, календари - везде была неизменная «Всадница», которую безуспешно пытались срисовывать девочки-пятиклассницы. Локоны выходили чудесными, рукава - умопомрачительно-широкими, только лошадь стояла криво, косо и почему-то с дурацкою улыбкой.
Фрейлины, княгини, барыни - с нежными чертами и холёными пальцами - трактовались, как «музы» и «лики прошлого», а в журнале «Работница» помещался портрет какой-нибудь придворной капризницы в бархатном наряде. Брюллов знал толк в кружевах и отборном жемчуге, равно как в буклях, атласе и бриллиантовых застёжках.
Его героини - сплошь из благоуханно-блистающего мира: «Сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты...» и все итальянские простолюдинки смотрятся, как расслабленные гурии. Первый поход в Третьяковку - и снова Брюллов. Он - знаком, привычен, понятен. В любом возрасте. Всегда. Это и есть - классика.
В Государственной Третьяковской Галерее - небольшая, но примечательная выставка - экспонируются портреты Карла Брюллова из частного петербургского собрания. Это - ещё одна возможность дополнить наши знания и представления о творчестве художника.
Если эпоха Екатерины была золотым веком русской придворной жизни, то Николаевская эра - золотой век русской культуры. Не будучи гуманитарием (он говорил о себе: «Мы - инженеры!»), император прекрасно чувствовал слог, стиль, смысл, возвышая и привечая отменные таланты. Брюллов - один из многих.
Нерусский по крови (его отца звали Paul Bruleau) - он создавал славу России, будучи известен в Европе, как мастер совершенных линий. На выставке мы замечаем его автопортрет начала 1830-х годов - правильные черты в античном духе, тип романтического героя. Да. Он нравился своим заказчицам - пресыщенным дивам, а с графиней Юлией Самойловой его связывал многолетний роман.
Поговаривали, что он льстит клиенткам, выписывая эталонные лица, руки, плечи. Так, великая княгиня Елена Павловна - сестра императора - в реальности не слыла настолько чарующей красавицей, как сие увековечил мастер. Её портрет (1829) в чёрном бархатном наряде и с модной куафюрой а-ля шинуаз - истинная жемчужина экспозиции.
Настоящих жемчугов здесь тоже предостаточно - зритель сначала видит массивное ожерелье, а потом уже - «зимние» нордические глаза и чистейшую - бледно-розовую кожу щёк. Современники были восхищены тем, как живописец умел передавать игру материала - чёрный бархат сложен в отображении.
Вот - изображение молодой женщины подле фортепиано (1838). Предположительно, это портрет пианистки Эмилии Тимм - жены художника, брак с которым, увы, продлился весьма недолго. Светское общество обеих столиц по привычке обвиняло мужа - он ветрен, как все гении-красавцы, да и графиня Самойлова продолжала маячить на горизонте.
Сам Брюллов тактично молчал, ибо существовала и другая - куда как более точная версия разрыва: именно юная супруга оказалась нечиста, притом изначально! Как бы там ни было, портрет очарователен - схвачено всё: и осиная талия, и дивная шея, и белое платье - символ ...ожидаемого целомудрия. «Её овально круглившееся личико, её тоненький, тоненький стан...
Казалось, она вся походила на какую-то игрушку, отчётливо выточенную из слоновой кости; она только одна белела и выходила прозрачною и светлою из мутной и непрозрачной толпы», - исключительный символ красы, подмеченный Гоголем в описании губернаторской дочки и прочих молодых девушек, но никому не пришло бы в голову называть сей тип «гоголевским», как ни обидно за автора. Конкретно - брюлловским!
Светские дамы желали, чтоб их писал душечка-Брюллов. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина - жена российского посланника в Риме - по отзывам современников княгиня отличалась умом, образованностью и щедростью души. Художник гостил на вилле Гагариных - Grotta Ferata. Перед нами - групповой портрет - с сыновьями Евгением, Львом и Теофилом (1824).
Посетители выставки обращают внимание на то, что младший сын одет в девичье платьице и его локоны завиты, как у барышни. Дело в том, что примерно до начала XX столетия крошечных мальчиков одевали, ...как девочек, показывая, тем самым, что ребёнок ещё не вошёл в суровый мужской мир, являясь по сути неполноценным (женщину - пусть знатную и премудрую - долгое время полагали существом более низкого порядка).
Да и воспитание до трёх-шести лет было сугубо дамским - тому пример многочисленные нянюшки и бонны. Затем происходило «ритуальное» переодевание, и отрока принимались муштровать, как будущего вельможу, воина, помещика - одним словом, хозяина бытия.
Ещё эта картина изумляет своей пестротой и перегруженностью (как и многие работы Брюллова). С конца 1810-х годов начал формироваться стиль бидермайер - замысловато-манерное ответвление романтизма.
На смену помпезному, но лаконичному ампиру пришли завитушки, вазоны с розанами, коврики, салфеточки, рюши и как сказал по этому поводу всё тот же Гоголь: «-Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».
Переход к тотальным «фестончикам» был постепенным - классицистические интерьеры обрастали миленькими излишествами, вроде цветастых канапе, статуэточек и небольших картин с итальянскими видами, а в женскую моду опять вошли сложные причёски, воланы, банты, рукава с буфами (и да - фестоны). Холодноватый ампир - надоел. От него устали. Хотелось безвкусного, но тёплого уюта.
На портрете семьи Гагариных мы видим не только идеальные личики, но и тщательно прорисованную меблировку. Тут и камин, и подсвечник, и массивная ваза с цветами, и, разумеется, знаковая деталь бидермайера - напольный ковёр с орнаментом. Брюллов, будучи невероятно талантливым, умел создавать гармоничные композиции - даже в условиях «кудрявого» стиля, и, как вопросил Пушкин: «К чему бесплодно спорить с веком?»
Эталонная грация - Аврора Карловна Демидова (1837). Мощные и - лилейные плечи, туго стянутая диво-талия, взбитые рукава и - томный взор. Чудесную головку венчает убор à la turque - тюрбан, скрученный из привозной восточной ткани. В те годы пользовалась успехом ориентальная тематика (что, кстати, отражено и в творчестве Карла Крюллова - его бесконечные перепевы гурий и одалисок).
Светская львица из скандинавского рода Шернваль, она в 1836 году вышла замуж за богача и мецената Павла Демидова - ей тогда было уже под тридцать, что по меркам XIX столетия считалось поздним браком (именно такой возраст впоследствии назовут «бальзаковским»!)
Она слыла богиней - Карамзин посвятил ей стихи, где назвал «соименницей зари», причём играло роль не столько само имя, но - изумительная свежесть и нега: «Всех румяным появленьем оживи и озари!» Томление «в девицах» было вызвано тем, что все женихи Авроры ...скоропостижно умирали. До финала дошёл только Демидов, да и он почил в 1840 году, а «соименница зари», перенеся траур, сделалась мадам Карамзиной.
Рок преследовал богиню - Андрей Карамзин погиб в ходе Крымской войны. Однако же лета и беды никак не сказывались на дивной Авроре - она выглядела всё так же моложаво, крепко. Прожила долго и наполненно, скончавшись в 1902 году, в царствование последнего императора - Николая II. Правда, уже в Финляндии, сделав для развития этой «имперской окраины» много полезных нововведений и занимаясь до конца дней благотворительностью.
Зато в России остался её портрет, писаный Брюлловым. Вспоминала ли богиня утренней зари балы своей молодости? «Они неслись, увитые прозрачным созданием Парижа, в платьях, сотканных из самого воздуха; небрежно касались они блестящими ножками паркета и были более эфирны, нежели если бы вовсе его не касались...»
Есть на выставке и мужские портреты. Например, изображение аббата (конец 1830-х). Картина, скорее не характерная для кисти Блюллова - здесь шло явное подражание Ренессансу, а потому всё внимание - к глазам и мыслям. Обычные же брюлловские вещи - это роскошный облик при полном нежелании автора вторгаться в потайной, внутренний мир. Да кто бы ему позволил? Ни заказчики, ни - ...сам стиль бидермайер.
А тут явлен человек с живым, но сдерживаемым воображением. Ещё молодой, но уже - умудрённый. Будто бы желающий выглядеть старше. Надменность и - кротость. Борьба двух начал. Портрет выполнен в процессе одного из путешествий по Италии. Вот - полная противоположность: конный портрет Анатолия Демидова (1852) в экзотическом - восточном костюме.
Персонаж - юн, горяч, активен. Но, как и принято, весь жар души - лишь приглаженная иллюстрация, а главное - это турецкая сабля, бархат, чёрные кудри. И, как в хрестоматийной «Всаднице» - лошадь и собаки. По факту, многие картины Брюллова - это крепкое ремесленничество, где важно припомнить удачную наработку.
Тургенев нелицеприятно высказывался о наследии Брюллова: «Трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…» Что ж? Не мы такие - мода такая! Заказчики - требовали, он - исполнял. Эффектно - что верно, то верно. Экспозицию венчает многоизвестный автопортрет 1848 года, точнее - авторская копия.
Уже иной стиль - никакого любования и прикрас. Мы наблюдаем очень мудрого и - уставшего человека с натруженной кистью. Ему оставалось жить всего четыре года. Нам же достались его творения - локоны, кружева и - эффекты.






























"Я о своем таланте много знаю"
"Одной звезды я повторяю имя"
"Мой дар убог и голос мой не громок"
"Пушкин - генетический код, который всех нас держит и соединяет"
Музы и поклонники
"Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив"
Доказательств не требуется
Рожденные побеждать
Подвиг обречённых
Умение, талант, патриотизм
"Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…"
Наш человек!
Благородный книжник: издатель-реформатор Александр Смирдин
Цвет - музыка для глаз
Сергей Михалков - большой человек с детской душой
Велосипед, коньки, гантели и "Крейцерова соната"
Ярче солнца
Поморы согреваются добротой
Место силы, красоты и вдохновения
"Классическая музыка - гениальна, в которой бесценна каждая нота"
Родное чувство
Поэт одиночества
Петербургский "Руслан" на московской сцене
"Иль нам с Европой спорить ново?"
Больше чем поэт
Бесславный конец аравийских пальм
Пушкин - историк
Спасти и сохранить
"Я русская"
Наше Всё, Тропинин и Москва
Жить ради жизни, она - не черновик
По горло в празднике
"Удовольствие от посещения концерта рублями не меряется"
"Пора нам менять внутреннюю природу"
Мини и макси
Другой Щукин
Главная партия маэстро Емельянова
Памятник семье Аксаковых
Театр не заменить ничем
Гастроли закончились…
Грех художественного театра
"У петербургского театра свой дух"
"Нужно много репетировать - и тогда все будет хорошо"
Шукшинские дни на Алтае
"Один в толпе вельмож он русских муз любил"
Фестиваль "Вдохновение"
Вначале была Русь
"Бахчисарайский фонтан"
Лев Николаевич Толстой - его социальные и религиозные воззрения
Слово о словах. Россию спасет святость
"Главная сила человека…"
Лев Тихомиров - две жизни
"И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят"
Владимир Сергеевич Соловьев: искание социальной правды
Разделить долю пророка. Часть II
Разделить долю пророка. Часть I
Скромный гений
Ананасы в шампанском
Гений формы
В доме со львами
Балаганы Парижа
Мы выстоим!
"Оперный театр для меня, как машина времени"
Триумф за пределами возможного
Танцы победителей
"Я иду домой"
"Запретить русское искусство. Это абсолютная глупость"
Десять веков истории
Знаменитая династия Васнецовых
Истинно русское создание
Деревенские улочки и древние курганы
"Крестьянки, барышни и все, все, все"
Международный день русского романса
Лепить рукой, а не стекой
Музей для курской Мельпомены
От скульптуры до плаката
Белый квадрат
Свет за правым плечом
Время сбрасывать маски
Партитура успеха
Мысль семейная
Тройка, семёрка, Дама
Дом живой истории
Главное - сохранить созидательное начало
История по Пушкину
Всегда с удовольствием можно читать
Уроки от Пушкина
"Чтобы отозвались в уме и сердце"
"Всем валерьянки!"
Чистый душой: основоположник Глинка
"Метель" к 225-летию Пушкина
Вечер отечественных балетных достижений
"Между небом и землей"
Кто здесь "Холопы"?
"Учу тому, во что верю"
Как рождаются мифы
"Кто-то мне оттуда, сверху, руку протянул"
Репин и репинцы
Модест Петрович Мусоргский - рок-звезда
Музей, шагнувший на экран...