Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), поэт
«Общество, – утверждал Аксаков, – объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства»
Иван Сергеевич Аксаков русский поэт, публицист, редактор-издатель, критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т. Аксакова, брат К.С. Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в селе Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. В 1826–1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование.
После окончания петербургского Училища правоведения в 1842–1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847–1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия Жизнь чиновника (1843; опубликовано 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губернии до своего прошения об отставке в феврале 1851).
В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В. Гоголя. В марте 1853 рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855–1856, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала).
Путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с А.И. Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись...»), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858–1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, – фактическим редактором журнала А.И. Кошелева «Русская беседа».
С этого времени Аксаков – ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К.С. Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» – всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию – придаток государственного аппарата – и распространяющей его привилегии «на все сословия».
Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861–1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867–1868), «Русь» (1880–1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И.Ф. и Н.Ф. Мамонтовыми и известным издателем К.Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).
В 1857–1878 Аксаков – глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны).
В 1870–1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Ф.М. Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 – один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления).
Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872–1874 его председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф.И. Тютчева, автор биографического очерка Федор Иванович Тютчев (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я долго не жалел, а также стихотворного рассказа Зимняя дорога, Поэтическая вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга (1846–1850), оказавшей влияние на поэму Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
В 1860–1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С. Аксакова и А.С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России.
Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.
Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».
В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила – «общество», «народ самосознающий» – по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом.
«Общество, – утверждал Аксаков, – объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию.
Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».
Как поэт Аксаков И.С. сформировался в начале 1840-х гг., однако писать стихи он начал рано. Многие юношеские произведения Ивана Сергеевича до нас не дошли, сохранившиеся же свидетельствуют об известной оппозиционности автора существующему строю.
Его «мистерия в трех периодах» «Жизнь чиновника» (1843, опубликовано в 1861 в сборник «Русская потаенная литература XIX столетия»), содержащая выпады против чиновничества, широко распространялась в списках. Лирика его проникнута гражданскими мотивами, пафосом отрицания существующего порядка, где «царит бессмысленная Ложь» («Пусть гибнет все, к чему сурово...», 1849, опубликовано в 1859), «бездушной среды», где «воздух смраден и весь неправдой напоен» («Моим друзьям...», 1851, опубликовано в 1859). Поэтому некоторые стихи Аксакова воспринимались современниками как прямой призыв к борьбе с самодержавием, хотя сам автор от этого был весьма далек.
Для поэзии Аксакова характерны мотивы обличения дворянской интеллигенции, утратившей связь с народом, способной лишь «в роскошно убранной палате потолковать о бедном брате, погорячиться о добре» («Добро б мечты, добро бы страсти...», 1853, опубликовано в 1856).
Однако лирический герой Аксакова пассивен, близок к душевному разладу и отчаянию («Опять тоска! опять раздор!», 1853, опубл. в 1859). Полный сомнений и разочарований, он приходит к выводу, что «подвигов живых, блестящих жертв, борьбы великодушной пора прошла» («Усталых сил я долго не жалел...», 1850, опубликовано в 1856). Став активным проводником славянофильских идей, поэт вообще отказался от былого протеста против действительности. Его лирический герой предпочитает теперь честное исполнение государственной службы тому «далекому грому», который когда-то звал его на «жаркий бой».
Лирика Аксакова И.С. отличается декламационными интонациями, возвышенностью мыслей и чувств. Бытовые черты, жанровые сцепки и сюжетные зарисовки в ней встречаются очень редко («Очерк», 1845, опубликовано в 1846; «Дождь», 1846, опубликовано в 1888, и другие).
У Аксакова-поэта в основном преобладает лексика, соответствующая высокому гражданскому пафосу его стихов.
В середине 40-х гг. он обратился к жанру поэмы. Уже в «Зимней дороге» (1847), имеющей подзаголовок («Поэтическая вольность»), встречаются интересные наблюдения над народным бытом, картины крестьянской бедности и безысходной нужды. Однако поэма лишена художественной цельности и выразительности, основные герои ее — западник Ящерин и славянофил Архипов — во многом условны.
Попытку раскрыть основы крестьянской жизни Аксаков сделал в поэме «Бродяга», над которой он работал в 1846—50. Поэма, названная «очерком в стихах», осталась незаконченной. В основу ее сюжета Аксаков положил скитания беглого крестьянина Алексея, что давало ему возможность с эпической широтой показать самые разнообразные стороны народной жизни и быта.
В традициях «натуральной школы» Иван Сергеевич рисует бедственное положение крестьян, терпящих притеснения сельской бюрократии и чиновничества, артельных рабочих, ремесленников. В то же время он не видит основного социального конфликта в деревне, а причины существующего зла усматривает в явлениях морального порядка.
Лучшие стихи Аксакова Ивана Сергеевича, отражающие поиски новых путей в жизни, проникнутые высоким гражданским пафосом, прочно вошли в историю русской литературы.
Умер Аксаков в Москве 27 января (8 февраля) 1886.





































Ахматова Анна Андреевна (1889–1966), поэтесса
Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), писатель
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), поэтесса
Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938), поэт
Есенин Сергей Александрович (1895-1925), поэт. Часть II
Есенин Сергей Александрович (1895-1925), поэт. Часть I
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), поэт
Блок Александр Александрович (1880-1921), поэт
Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893), поэт
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892), поэт
Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889), поэт
Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), поэт
Вяземский Пётр Андреевич (1792-1878), поэт
Огарёв Николай Платонович (1813-1877), поэт
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877), поэт
Толстой Алексей Константинович (1817-1875), поэт
Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873), поэт
Кукольник Нестор Васильевич (1809-1868), поэт
Никитин Иван Саввич (1824-1861), поэт
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), поэт
Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), писатель
Крылов Иван Андреевич (1768-1844), поэт
Боратынский Евгений Абрамович (1800–1844), поэт
Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842), поэт
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт
Одоевский Александр Иванович (1802-1839), поэт
Давыдов Денис Васильевич (1784-1839), поэт
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт. Часть II
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт. Часть I
Дмитриев Иван Иванович (1760-1837), поэт
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829), поэт
Бунина Анна Петровна (1774-1829), поэтесса
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), писатель
Новиков Николай Иванович (1744-1818), писатель
Державин Гаврила Романович (1743-1816), поэт
Лопухин Иван Владимирович (1756-1816), писатель
Гагарин Гавриил Петрович (1745-1808), писатель
Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), поэт
Радищев Александр Николаевич (1749-1802), писатель
Фонвизин Денис Иванович (1745-1792), писатель
Майков Василий Иванович (1728-1778), поэт
Сумароков Александр Петрович (1717-1777), писатель
Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769), поэт
Поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Д.С. Лихачёв (1950-1986)
Поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Н.А. Заболоцкий (1946-19...
Поэтические переводы «Слова о полку Игореве». В.А. Жуковский (1817-181...
Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Часть II
Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Часть I
Священная история в познавательных произведениях Древней Руси
Русская правда. Пространная редакции (1100-1133). Часть II
Русская правда. Пространная редакции (1100-1133). Часть I
Русская Правда. Краткая редакция (1030-1072)
Берестяные грамоты
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 37-38
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 35-36
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 34
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 33
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 31-32
Слово об успении Богородицы (400-500)
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 29-30
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 27-28
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 23-26
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 20-22
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 15-19
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 12-14
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 11
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 9-10
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 5-7
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 1-4
Слово Даниила Заточника (1199)
Слово о полку Игореве (1199)
Летописные повести о походе князя Игоря (1186-1190). Часть II
Летописные повести о походе князя Игоря (1186-1190). Часть I
Слово о князьях (1175)
О чудесах Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1163-1164)
Повесть об убиении Андрея Боголюбского (1174-1177)
Переводная литература в развитии литературы домонгольской Руси. Часть ...
Переводная литература в развитии литературы домонгольской Руси. Часть ...
Чудеса Николы Мирликийского. Часть II
Чудеса Николы Мирликийского. Часть I
Из Пролога (975-1025)
Житие Мефодия (885)
Житие Константина-Кирилла (869-882). Часть III
Житие Константина-Кирилла (869-882). Часть II
Житие Константина-Кирилла (869-882). Часть I
Величие древней литературы
Поучение Владимира Мономаха (1117)
Поучения и молитва Феодосия Печерского (1070-1074)
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть IV
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть III
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть II
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть I
Сказание о Борисе и Глебе (1089-1115). Часть II
Сказание о Борисе и Глебе (1089-1115). Часть I
Память и похвала князю русскому Владимиру (ок. 1095)
Повесть временных лет (по Ипатьевскому списку 1420-х годов). Часть XV ...
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть XIV...
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть XII...
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть XII...