Сумароков Александр Петрович (1717-1777), писатель
Алексанр Петрович Сумароков русский писатель, поэт, драматург. Родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, который называли «Рыцарской академией». Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А.Разумовского.
В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки («Негде, в маленьком леску» и др., всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г. Белинский писал, что автор «не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности». Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».
Работа в жанре эклоги способствала тому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.
В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В. Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а «приятной». В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.
Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, «идеальный монарх», потворствовал собственным страстям – подозрительности и недоверчивости. «Тиран на престоле» становится причиной страданий многих людей – такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.
Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии. После вынужденного ухода в отставку в 1761 (высокопоставленные придворные чины были недовольны Сумароковым) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.
В конце царствования императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося образа правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество. В 1759 он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный жене наследника престола, будущей императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по истинно нравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, из-за чего он был закрыт через год после основания.
Оппозиционность Сумарокова не в последнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти тоже объясняются этим обстоятельством. Приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей. Собственное положение Сумароков охарактеризовал в трагедии Димитрий Самозванец: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен».
В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).
По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.
Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 издал две из них – Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке он писал: «Прекрасный наш язык способен ко всему». Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.
Творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Н.Новиков брал эпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», «Опасно наставленье строго, / Где зверства и безумства много» и др. Радищев называл Сумарокова «великим мужем». Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.
При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).
Умер Сумароков в Москве 1 (12) октября 1777.




































Ахматова Анна Андреевна (1889–1966), поэтесса
Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), писатель
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), поэтесса
Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938), поэт
Есенин Сергей Александрович (1895-1925), поэт. Часть II
Есенин Сергей Александрович (1895-1925), поэт. Часть I
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), поэт
Блок Александр Александрович (1880-1921), поэт
Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893), поэт
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892), поэт
Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889), поэт
Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), поэт
Вяземский Пётр Андреевич (1792-1878), поэт
Огарёв Николай Платонович (1813-1877), поэт
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877), поэт
Толстой Алексей Константинович (1817-1875), поэт
Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873), поэт
Кукольник Нестор Васильевич (1809-1868), поэт
Никитин Иван Саввич (1824-1861), поэт
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), поэт
Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), писатель
Крылов Иван Андреевич (1768-1844), поэт
Боратынский Евгений Абрамович (1800–1844), поэт
Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842), поэт
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт
Одоевский Александр Иванович (1802-1839), поэт
Давыдов Денис Васильевич (1784-1839), поэт
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт. Часть II
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт. Часть I
Дмитриев Иван Иванович (1760-1837), поэт
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829), поэт
Бунина Анна Петровна (1774-1829), поэтесса
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), писатель
Новиков Николай Иванович (1744-1818), писатель
Державин Гаврила Романович (1743-1816), поэт
Лопухин Иван Владимирович (1756-1816), писатель
Гагарин Гавриил Петрович (1745-1808), писатель
Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), поэт
Радищев Александр Николаевич (1749-1802), писатель
Фонвизин Денис Иванович (1745-1792), писатель
Майков Василий Иванович (1728-1778), поэт
Сумароков Александр Петрович (1717-1777), писатель
Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769), поэт
Поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Д.С. Лихачёв (1950-1986)
Поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Н.А. Заболоцкий (1946-19...
Поэтические переводы «Слова о полку Игореве». В.А. Жуковский (1817-181...
Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Часть II
Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Часть I
Священная история в познавательных произведениях Древней Руси
Русская правда. Пространная редакции (1100-1133). Часть II
Русская правда. Пространная редакции (1100-1133). Часть I
Русская Правда. Краткая редакция (1030-1072)
Берестяные грамоты
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 37-38
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 35-36
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 34
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 33
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 31-32
Слово об успении Богородицы (400-500)
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 29-30
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 27-28
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 23-26
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 20-22
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 15-19
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 12-14
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 11
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 9-10
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 5-7
Киево-Печёрский патерик (1200-1233). Слово 1-4
Слово Даниила Заточника (1199)
Слово о полку Игореве (1199)
Летописные повести о походе князя Игоря (1186-1190). Часть II
Летописные повести о походе князя Игоря (1186-1190). Часть I
Слово о князьях (1175)
О чудесах Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1163-1164)
Повесть об убиении Андрея Боголюбского (1174-1177)
Переводная литература в развитии литературы домонгольской Руси. Часть ...
Переводная литература в развитии литературы домонгольской Руси. Часть ...
Чудеса Николы Мирликийского. Часть II
Чудеса Николы Мирликийского. Часть I
Из Пролога (975-1025)
Житие Мефодия (885)
Житие Константина-Кирилла (869-882). Часть III
Житие Константина-Кирилла (869-882). Часть II
Житие Константина-Кирилла (869-882). Часть I
Величие древней литературы
Поучение Владимира Мономаха (1117)
Поучения и молитва Феодосия Печерского (1070-1074)
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть IV
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть III
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть II
Житие Феодосия Печерского (1080-1089). Часть I
Сказание о Борисе и Глебе (1089-1115). Часть II
Сказание о Борисе и Глебе (1089-1115). Часть I
Память и похвала князю русскому Владимиру (ок. 1095)
Повесть временных лет (по Ипатьевскому списку 1420-х годов). Часть XV ...
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть XIV...
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть XII...
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку 1377 года). Часть XII...