Балакирев Милий Алексеевич (1837-1910), композитор
В историю музыкального искусства Милий Алексеевич Балакирев вошел не только как композитор, но и как признанный глава и основатель творческого содружества, «русской пятерки» или «Балакиревского кружка».
Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Игре на фортепиано обучался под руководством матери, несколько уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Музыкальному развитию мальчика способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме которого он знакомился с музыкальной литературой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На музыкальных вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались первые выступления Балакирева как пианиста и дирижёра. В 1853—55 Балакирев жил в Казани, где состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. Все это время он продолжал концертировать, давал фортепианные уроки.
В конце 1855 года Балакирев переехал в Петербург. Это очень важное событие в жизни музыканта. Там он познакомился с М. И. Глинкой, последователем творчества которого он станет позже. В 1856 Балакирев дебютировал в Петербурге как пианист и композитор. Он блестяще исполнил концерт для фортепиано с оркестром, и сразу же обратил на себя внимание музыкантов и слушателей. В 1856 завязалась дружба с композиторами Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетических позиций не только самого Балакирева, но и всех членов его кружка, который окончательно сформировался в начале 60-х гг., XIX в., и с легкой руки Стасова в шутку был назван «Могучая кучка». Так это название в последствие закрепилось более, чем официальное «Новая русская музыкальная школа».
Милий Алексеевич пользовался большим авторитетом у членов кружка благодаря своей целеустремленности и художественной инициативе, а так же творческому и исполнительскому опыту. Его все уважали и считали своим учителем, так как Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков изначально имели военное образование, а Бородин – химическое. Впрочем, в то время еще и не могло быть другого образования, потому что в России еще не было высших музыкальных учебных заведений, и открытие Московской и Петербургской консерватории еще предстояло осуществить.
В это время созданы «Увертюра на тему испанского марша» (1857), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858), музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858—61), увертюра «1000 лет» (1864), романсы, фортепианные пьесы. Все эти произведения развивают традиции Глинки, особенно его симфонической музыки.
В 1862 Балакирев совместно с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую центром массового музыкального образования и просвещения. Там устраивались постоянные концерты, в которых пропагандировались сочинения русских (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана).
Во 2-й половине 60-х гг. Балакирев по приглашению чешских музыкантов посетил Прагу, где руководил постановкой оперы «Руслан и Людмила», дирижировал оперой «Жизнь за царя» (1867). В 1867—69 был главным дирижёром Российского Музыкального Общества, изменив прежний консервативный характер его концертных программ.
Расцвет музыкальной деятельности Балакирева связан с 60-ми гг. С его именем связано рождение жанра русской эпической симфонии (начало работы над 1-й симфонией). Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова, в совместных творческих исканиях этих композиторов вырабатывались принципы эпического симфонического развития.
Балакирев работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфоническая поэма «Тамара» (закончена около 1882, начата в 60-е гг.), по одноименному стихотворению М. Ю. Лермонтова, посвящена Ф. Листу. Построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера, «Тамара» стилистически родственна программным симфоническим поэмам Ф. Листа — создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки («Восточные танцы» из оперы «Руслан и Людмила»).
В 70-е гг. композитор пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его музыкально-общественной деятельности и в личной жизни. Члены его кружка становятся зрелыми художниками и больше не хотят находиться под авторитарным давлением Балакирева, который не мог признать своих бывших учеников самостоятельными музыкантами. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших сестрах. Всё это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре отошел ото всех музыкальных дел и поступил мелким чиновником в одно из правлений железных дорог.
Балакирев отошел от БМШ, перестал сочинять, выступать как исполнитель, порвал дружеские связи с членами кружка. Одновременно он сблизился с церковными кругами Петербурга, проявил несвойственную ему ранее религиозность. Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горячо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев оставил без ответа эти дружественные призывы. И когда через много лет он все же вернулся к музыке, это был уже другой человек. В начале 80-х гг. музыкальная деятельность Балакирева утратила прежний размах и боевой «шестидесятнический» характер.
В 1881—1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883—94) состоял директором Придворной певческой капеллы. Его выступления как пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных музыкальных вечерах). В 1880—1900 созданы 2 симфонии (1-я — 1897, начата в 60-е гг.; 2-я — 1908), много романсов, фортепианных произведений, «Кантату памяти Глинки» (1904, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произведения свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о некотором угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Балакирева — яркая национальная характерность. Народные образы (бытовые или эпические), картины русской жизни, природы проходят через большинство его произведений. И в этом он продолжил принципы Глинки. Композитора отличает также интерес к теме Востока (точнее, Кавказа) и народным музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Балакирев постоянно изучал фольклор, особенно русский. Богатый материал дала его поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи народных песен. Результатом её явился сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано», выпущенный в свет в 1866. Второй сборник — «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Русского географического общества.
Балакиреву-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирические созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом. Он широко использовал в фортепианной музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его произведений выделяется восточная фантазия «Исламей» (1869), отличающаяся оригинальным тематическим материалом (подлинные восточные темы), широтой и симфоничностью замысла, сочетанием европейского концертного стиля со специфическими чертами восточного инструментального колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса — важнейшая веха в развитии русского пианизма.
По сравнению с другими представителями «Могучей кучки» достижения Балакирева оказались более скромными, тем более что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симфонических сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет его значения как основателя «Новой русской музыкальной школы», как автора произведений, вошедших в русскую музыкальную классику 19 века.
Умер композитор 29 мая 1910 года в Петербурге.