Аренский Антон Степанович (1861-1906), композитор
Антон Степанович Аренский русский композитор и педагог родился 30 июня (12 июля) 1861 в Новгороде. Учился в Петербургской консерватории в классе Римского-Корсакова и по ее окончании в 1882 году был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармониии и контрапункта, в последствие стал одним из выдающихся профессоров по этим предметам и по теории композиции. За время преподавания Аренский опубликовал теоретические труды «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки»), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. В его классе занимались А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Р.М. Глиэр и другие.
В 1895 Аренский стал управляющим петербургской Придворной певческой капеллой, сменив на этом посту М.А. Балакирева. Творчество Аренского сформировалось под влиянием русских юмпозиторов и прежде всего П.И. Чайковского. Аренский no-преимуществу лирик, для его музыки характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А.Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (ел. Д.М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т.Л. Щепкиной-Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы.
Его миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт фа минор (1882), фантазия на темы И.Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для двух фортепиано. (4 сюиты, лучшие из них — 2-я и 3-я).
Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фортепианных трио, 2 квартета, фортепианный квинтет), наиболее популярно среди них трио ре минор (1894), посвященное памяти виолончелиста К.Ю. Давыдова. В опере «Сон на Волге» (по А.Н. Островскому, 1888); Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода», где более всего ему удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом так же и одноактная опера «Рафаэль» (1894).
Склонность Аренского к лиричности и камерности проявилась и в его симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) — преобретает черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений чаще всего исполняется оркестровая сюита соль минор (1886).
В последний раз Аренский выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: «Был у Христа младенца сад». Последние годы жизни подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - «Буря» (по У.Шекспиру), опубликовано уже после смерти автора фирмой Юргенсона, издавшей почти все его сочинения. Похоронен Аренский на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Творческое наследие Аренского не столь значительно, как сочинения его великих современников Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем несправедливо было бы преуменьшать значение наиболее удачных его сочинений, которые по праву вошли в золотой фонд русской музыки.

































Стравинский Игорь Фёдорович (1882-1971), композитор
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953), композитор
Мясковский Николай Яковлевич (1881-1950), композитор
Асафьев Борис Владимирович (1884-1949), композитор
Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор
Глазунов Александр Константинович (1865-1936), композитор
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (1859-1935), композитор
Кастальский Александр Дмитриевич (1856–1926), композитор
Кюи Цезарь Антонович (1835-1918), композитор
Андреев Василий Васильевич (1861-1918), композитор
Танеев Сергей Иванович (1856–1915), композитор
Скрябин Александр Николаевич (1871-1915), композитор
Лядов Анатолий Константинович (1855-1914), композитор
Балакирев Милий Алексеевич (1837-1910), композитор
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор
Аренский Антон Степанович (1861-1906), композитор
Калинников Василий Сергеевич (1866-1901), композитор
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894), композитор
Чайковский Пётр Ильич (1840-1893), композитор
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), композитор
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881), композитор
Серов Александр Николаевич (1820–1871), композитор
Львов Алексей Федорович (1798-1870), композитор
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869), композитор
Верстовский Алексей Николаевич (1799–1862), композитор
Гурилев Александр Львович (1803-1858), композитор
Глинка Михаил Иванович (1804-1857), композитор
Алябьев Александр Александрович (1787-1851), композитор
Варламов Александр Егорович (1801-1848), композитор
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825), композитор