Мясковский Николай Яковлевич (1881-1950), композитор
Николай Яковлевич Мясковский русский композитор, педагог. Родился в Новогеоргиевске (ныне Польша) 8 (20) апреля 1881 в семье кадрового военного. Продолжая семейную традицию, поступил в петербургское Военно-инженерное училище, параллельно занимаясь частным образом музыкой и сочинением.
Успешно окончив училище и начав военную службу, в возрасте 25 лет поступил на композиторское отделение Петербургской консерватории, где занимался у А.К. Лядова и Н.А. Римского-Корсакова и был однокурсником (и впоследствии близким другом) С.С. Прокофьева и Б.В. Асафьева. Окончил консерваторию в 1911; до 1914 регулярно и очень ярко выступал как музыкальный критик на страницах московского журнала «Музыка».
В 1904–1914 создал три симфонии, ряд других симфонических произведений, три квартета, множество фортепианных пьес и романсов. Первую известность принесли ему симфонические поэмы Молчание (по Э.По, 1910) и Аластор (по Шелли, 1913); в этот период Мясковский был активным участником Вечеров современной музыки – «передовой» организации музыкантов, стремившейся к широкому знакомству с достижениями западной культуры.
В 1914 был призван в действующую армию и провел на фронте, на передовых позициях, два года в чине поручика саперной роты. В декабре 1917 был переведен в Петроград, в 1918 – в Москву, где продолжал военную службу (уже в Красной Армии) до 1921. С 1919 начал работать в Государственном музыкальном издательстве редактором и консультантом (до конца 1930-х годов); с 1921 и до конца жизни – профессор класса сочинения Московской консерватории.
С исключительным успехом прошли в Москве премьеры двух «послевоенных» симфоний Мясковского (центральных в его творчестве) – Пятой (1920) и особенно Шестой (1924), которая непосредственно отражает (в том числе с помощью музыкальных цитат) события революции и гражданской войны.
В 1920-е годы музыка Мясковского начала широко исполняться на Западе (во многом благодаря содействию С.С. Прокофьева, высоко ценившего творчество своего друга); композитор был ведущим деятелем Ассоциации современной музыки.
Вся дальнейшая жизнь Мясковского тесно связана с Москвой, где он являлся крупнейшим музыкальным авторитетом, заняв место, которое в первые десятилетия 20 в. принадлежало С.И. Танееву.
Мясковский постоянно и плодотворно работал в разных симфонических, камерно-инструментальных и камерно-вокальных жанрах, но центральное место в его творчестве занимали симфонии, которых он создал 27, причем их премьеры часто становились заметными событиями в музыкальной жизни.
Ныне наибольшей известностью, наряду с ранними Пятой и Шестой, пользуются две поздние симфонии – элегическая Двадцать первая (1940) и драматическая Двадцать седьмая (1949). Огромное значение имела педагогическая деятельность Мясковского, которая способствовала развитию московской композиторской школы; среди композиторов, окончивших его класс, – Г.Г. Галынин, Е.К. Голубев, Д.Б.Кабалевский, А.В. Мосолов, Н.И. Пейко, А.И. Хачатурян, К.С. Хачатурян, Б.А. Чайковский, А.Я. Эшпай.
Жизнь и творчество Мясковского отмечены цельностью, пронизаны чувством долга. Будучи в советское время официально признанным композитором, лауреатом ряда Сталинских премий, Мясковский никогда не шел на компромиссы с собственной художественной совестью.
Стиль Мясковского, тесно связанный с русской классической традицией (в области симфонизма – более всего с Чайковским, но также и с петербургской школой), своеобразен: он отличается некоторой жесткостью, приглушенностью колорита и целомудренностью эмоций, но может быть остро драматическим, а иногда и глубоко трагическим.
Умер Мясковский в Москве 8 августа 1950.







































Стравинский Игорь Фёдорович (1882-1971), композитор
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953), композитор
Мясковский Николай Яковлевич (1881-1950), композитор
Асафьев Борис Владимирович (1884-1949), композитор
Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор
Глазунов Александр Константинович (1865-1936), композитор
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (1859-1935), композитор
Кастальский Александр Дмитриевич (1856–1926), композитор
Кюи Цезарь Антонович (1835-1918), композитор
Андреев Василий Васильевич (1861-1918), композитор
Танеев Сергей Иванович (1856–1915), композитор
Скрябин Александр Николаевич (1871-1915), композитор
Лядов Анатолий Константинович (1855-1914), композитор
Балакирев Милий Алексеевич (1837-1910), композитор
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор
Аренский Антон Степанович (1861-1906), композитор
Калинников Василий Сергеевич (1866-1901), композитор
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894), композитор
Чайковский Пётр Ильич (1840-1893), композитор
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), композитор
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881), композитор
Серов Александр Николаевич (1820–1871), композитор
Львов Алексей Федорович (1798-1870), композитор
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869), композитор
Верстовский Алексей Николаевич (1799–1862), композитор
Гурилев Александр Львович (1803-1858), композитор
Глинка Михаил Иванович (1804-1857), композитор
Алябьев Александр Александрович (1787-1851), композитор
Варламов Александр Егорович (1801-1848), композитор
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825), композитор