Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Русская живопись
Коллекция живописи России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находится на хранении Отдела Старых мастеров, Отдела личных коллекций, Галереи искусства стран Европы и Америки и в Мемориальной квартире С. Рихтера. Собрание Отдела личных коллекций включает произведения русской живописи с конца XV до конца ХХ в и художников "русского зарубежья".
Русская живопись в собрании отдела Личных коллекций
Древнерусская живопись представлена иконами из собраний Т.А. Мавриной и М.И. Чуванова. Замечательный график и художник детской книги Т.А. Маврина собрала коллекцию икон XVI в. московской, новгородской школ, а также «северных писем». Жемчужина этого собрания – небольшая по размеру икона «Битва суздальцев с новгородцами» XVI в. Собрание старообрядческих икон М.И. Чуванова складывалось на протяжении многих лет, когда владелец был старостой старообрядческого Рогожского прихода в Москве.
Время создания этих икон, отличающихся особой иконографией, охватывает широкий период – с конца XV до XIX века. Среди них есть иконы, исполненные на высоком художественном уровне – «Спас в Силах» конца XV в., «История Тихвинской иконы Богоматери» конца XVI – начала XVII в., «Воскрешение Лазаря» и минейные иконы XVII в., «Благовещение у кладезя» XIX в.
Обширное собрание И.С. Зильберштейна, включающее около ста картин русских художников конца XVIII – начала XX в., занимает центральное место в экспозиции отдела. Живопись конца XVIII в. представлена произведениями В.Л. Боровиковского «Портрет графа П.А. Толстого» и С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях озера Неми», живопись первой половины XIX в. – работами В.А. Тропинина, братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, А.В. Тыранова, А.Г. Венецианова и редкого художника для музейных и частных собраний И.З. Летунова.
К середине и второй половине XIX в. относятся произведения Л.И. Соломаткина, И.И. Шишкина, значительное место в коллекции занимают картины А.П. Боголюбова – морские пейзажи и вид улицы Волхонки. В экспозиции музея представлены картины, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества И.Е. Репина – «Украинка», «Вид села Варварина», «Летний пейзаж», «На охоте». Живописные работы мастеров «Мира искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева дополняют одну из лучших в России коллекций графики художников этого объединения.
Собрание русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX в., созданное С.В. Соловьевым, включает в себя, главным образом, поздние работы ряда крупнейших художников середины – второй половины XIX в.: В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, Н.Н. Дубовского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, а также произведения участников объединения «Союз русских художников» – С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева.
В собрании находятся редкие для частной коллекции крупноформатные произведения. Среди них – полотно «Дуэль», относящееся к позднему периоду творчества И.Е. Репина, один из вариантов картины В.Д. Поленова «Христос», морской пейзаж Н.Н. Дубовского. Представляет интерес «Портрет Н.Ф. Юсупова» кисти Н.П. Богданова-Бельского.
Небольшая по количеству, но чрезвычайно значительная по качеству произведений коллекция работ русских художников начала ХХ в. из собрания И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского дает емкое представление об искусстве этого периода, называемого «серебряным веком». В собрании представлены произведения художников, связанных с символистским направлением в русской живописи — Н.К. Рериха, А.Я. Головина, К.Ф. Богаевского, Н.П. Ульянова, мастеров круга «Голубой розы» — П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С. Сарьяна.
Работы русских художников, созданные в первой половины ХХ в., составляют коллекцию А.Н. Рамма, - произведения В.А. Серова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, П.П. Переплетчикова, С.Ю. Жуковского, О.Э. Браза, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой. Значительное место в собрании занимают женские портреты и натюрморты В.В. Лебедева, пейзажи и натюрморты французского периода Р.Р. Фалька, ленинградские пейзажи и портреты Н.И. Альтмана.
Произведения Р.Р. Фалька и В.И. Шухаева представлены в мемориальном собрании С.Т. Рихтера.
Отдел обладает крупнейшим в мире собранием работ художников А.М. Родченко и В.Ф. Степановой – лидеров русского художественного авангарда первой трети 20 века, широкий диапазон деятельности которых включает живопись, оригинальную и печатную графику, коллажи, работы для театра, пространственные конструкции, рекламные плакаты, производственный дизайн, экспериментальную фотографию.
Художественное наследие этих мастеров, представленное в музее, отражает основные периоды и эволюцию их творчества – от стилистики символизма через абстрактно-геометрическую живопись, графику и скульптуру к конструктивизму.
В экспозиции Отдела находится и наследие русских художников середины – второй половины ХХ в.: Д.М. Краснопевцева и других.
Д.М. Краснопевцев – художник-«шестидесятник», чье искусство развивалось независимо от официального искусства социалистического реализма, представитель «метафизического направления» в живописи. Экспозиция зала наследия Д.М. Краснопевцева передает атмосферу мастерской художника, которая была особым пространством, предназначенным для творчества и созерцания.
В мастерской на равных соседствовали античные сосуды, икона XVI века «Спас мокрая борода», медные образки, посеребренный шандал, ржавая корабельная цепь, морские раковины, глиняные сосуды, книги, сухие букеты, собственные картины. В своих выдуманных натюрмортах-метафорах художник всегда изображал предметы из своего необычного собрания.
Коллекция И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского
В начале 2004 года в музей личных коллекций поступило собрание русской живописи и графики начала XX века, завещанное Инной Витальевной Корецкой (1921 -2004), филологом, много лет проработавшей в Институте мировой литературы Академии наук СССР, специалистом по истории русской журналистики начала XX века и творчеству поэтов-символистов. Начало коллекции было положено в конце 1940-х годов мужем Инны Витальевны – Борисом Васильевичем Михайловским (1899 - 1965), известным литературоведом и искусствоведом, профессором МГУ, знатоком литературного процесса периода символизма.
Это небольшое по объему, но значительное по качеству собрание – своего рода миниатюрный музей, который дает целостное представление об искусстве серебряного века. Состав его свидетельствует не только об отменном вкусе его владельцев, но и о научности примененного ими подхода в процессе формирования коллекции.
В собрании представлены произведения художников «Мира искусства» - А. Бенуа, М. Добужинского, Н. Рериха, А. Головина, К. Богаевского, Н. Ульянова, мастеров «Голубой розы», связанных с символистским направлениям в русской живописи, - П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, М., Сарьяна, а также К. Юона и А. Кравченко.
Просты и реалистичны по духу акварельные пейзажи А. Бенуа Берег моря в Бретани и Часовня в Бретани, написанные летом 1906 года в период его жизни в приморском местечке Примель, которое он называл «божественным». К периоду путешествия по Италии в 1911 году относится работа М. Добужинского Уголок Неаполя, о котором художник позже вспоминал, сравнивая этот южный итальянский город с Испанией. Итальянские впечатления нашли отражение в натурном этюде гуашью Н.Ульянова Мост ангелов в Риме (1913) и рисунках тушью и сангиной А. Кравченко Пинии Рима и Над Тибром (оба - 1911).
Художники символистского толка представлены в собрании более последовательно. «Скорбный, утонченный Богаевский» -художник, выросший на «печальной земле» Киммерии, рисует «рай, который существовал до сотворения человека». Его картины Ночь.Судак (1908) и Жертвенники очень точно соответствуют эпитетам, приведенным М. Волошиным.
Как и Богаевский, представителем «архаической линии» в русской живописи был Н. Рерих. В двух эскизах декораций к балету «Весна священная» на Музыку и. Стравинского (постановка 1913 года для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже) и к спектаклю «Принцесса Мален» (1912 года) по пьесе М. Метерлинка Рерих показал свое ощущение древности и средневековья. Русская архаика предстает в обобщенных формах декораций с упругим и четким внутренним ритмом. Эскиз декораций к «Принцессе Мален», изображающий каменистый спуск в подземелье старинного замка, является уникальным обращением художника к творчеству бельгийского драматурга – теоретика символизма.
Среди станковых работ для театра – большой эскиз декорации, исполненный А.Головиным для постановки в 1925 году в Академическом театре драмы трагедии Софокла «Царь Эдип». Он воссоздал древнегреческий пейзаж с белым дворцом, высеченным в черных скалах, с ведущей к нему лестницей и курящимся жертвенником. Другая работа Головина – лирический пейзаж Петровско-Разумовское. Осень (1909) носит также оттенок театральности за счет чисто декоративных приемов построения композиции с помощью орнаментальных форм и насыщенности цвета.
Подлинными жемчужинами коллекции являются Портрет актрисы О. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы, написанный С. Судейкиным в 1910 году, а также бухарские и самаркандские пейзажи П. Кузнецова Акация в песках Бухары (Дерево пустыни) 1909 года и Утро в степи (Дождь) 1912 года.
Актрису Ольгу Глебову-Судейкину художник изображает в костюме ее героини, «души старинного водевиля». Образ построен на сочетании откровенной театральной «мишурности» отороченного горностаем плаща, которым окутана фигура, с нежной женственностью лица и внутренней одухотворенностью. Это одновременно и изображение театрального персонажа и реального человека, по воспоминаниям современников, предстающего существом пленительным, волшебным.
Пейзажи Кузнецова относятся к периоду высших достижений живописца, концу 1900-х – 1910-м годам. Все построено по законам чистой декоративности, но полно великолепной свободы и высокой поэзии и гармонии, где уравновешено величие природы и обыденная жизнь человека.
Завершающая часть коллекции – графические портреты художников и поэтов. Портрет В.Брюсова был создан Н. Сапуновым, возможно, в 1908 -1909 годах. Листы с набросками портрета и эскизы композиций находятся в Третьяковской галереи. Данный рисунок, вероятно, окончательный вариант авторских поисков.
Исполненный Н. Ульяновым в 1920 году карандашный Портрет Вяч.Иванова, творчество которого являлось предметом научных исследований владельцев коллекции, оказался чрезвычайно характерным благодаря выразительной позе и взгляду.
Ю. Анненков выполнил тушью в 1921 году Портрет Ал. Бенуа, который был использован им для иллюстрирования собственных мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий», изданных в Нью-Йорке в 1966 году. Воспроизведение этого рисунка в книге Анненкова предваряет его эссе о Бенуа, в котором приведен анализ творчества художника и его роль как выдающегося деятеля искусства. Оригинальный рисунок из цикла портретов Анненкова является абсолютной редкостью для частного собрания.
Коллекция Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского
Люди, когда-то покинувшие Россию и ныне живущие за рубежом, не остались равнодушными к идее создания Музея личных коллекций. Первым откликнулся Н.Д. Лобанов-Ростовский, принадлежащий известному русскому княжескому роду. Он родился в Болгарии в 1935 году. После второй мировой войны, еще подростком, пройдя сквозь многие бедствия и лишения, он покинул Болгарию и уехал на Запад.
В 1958 году Лобанов-Ростовский окончил Крайстчерч-колледж Оксфордского университета, получив степень бакалавра и магистра геологии. В 1960 в Колумбийком университете в США — степень магистра экономической геологии, в 1962 — степень магистра банковского учета в Нью-Йорском университете. После недолгой службы в Южной Аргентине с 1961 года живет в США, а в 1980 году переезжает в Лондон.
Лобанов-Ростовский был крупным специалистом в области экономики и банковского дела, советником фирмы «Де Бирс» по добыче и продаже алмазов, но одновременно он — директор Ассоциации театральных музеев в Лондоне, член Совета благотворителей музея Метрополитен в Нью-Йорке, член правления Института современной русской культуры в Лос-Анджелесе и многих других советов и ассоциаций, связанных с русской культурой.
С начала 1960-х годов Никита Дмитриевич вместе с супругой Ниной Лобановой-Ростовской стал собирать коллекцию русского театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX веков. Теперь, по прошествии сорока лет, она насчитывает около тысячи произведений и является одним из самых значительных собраний русского искусства за пределами России. Коллекция Лобановых-Ростовских дважды демонстрировалась в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — в 1988 и 1994–1995 годах.
В 1987 году Никита Дмитриевич передал в дар Музею личных коллекций 80 произведений русской графики из своего собрания.
Накануне открытия Музея личных коллекций в 1994 году Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский передал в дар музею свое собрание фарфора первой трети XX века. Фарфор является сферой научного внимания и коллекционирования Нины Лобановой-Ростовской. Переданные предметы были созданы на Государственном фарфоровом заводе в Ленинграде, бывшем Императорском. В тот период художественным руководителем завода был С.В. Чехонин, художник, реализовавший свой многогранный талант не только в прикладном, но и в графическом и театрально-декорационном видах искусства.
В число подаренных произведений входят предметы, расписанные по рисункам самого Чехонина и М.В. Добужинского, известного графика, участника художественного объединения «Мир искусства». По предметам, показанным на выставке, можно составить представление о некоторых характерных для первой трети XX века чертах развития искусства фарфора. Художники, работавшие с этим материалом, стали свободнее обращаться с традиционными формами росписи, смелее использовать графические решения.
Так к примеру, Чехонин обращается к изысканному колористическому акценту на белом фоне в сервизе Три розы, а мастер Талабер оригинально обыгрывает контраст черного и красного в росписи лотка с изображением головы барана. Среди произведений есть и образец, относящийся к знаменитому агитационному фарфору. В этом случае роль важного элемента декора приобретает шрифт, нанесенный с учетом особенностей поверхности предмета.
На донышке расписанной Чехониным чашечки Две розы можно увидеть соседство клейм Императорского завода, поставленных во времена правления Николая II, с серпом и молотом — клеймом уже советского времени — явление, типичное именно для данного периода в истории отечественного фарфора. Объясняется это использованием в советском фарфоровом производстве старых заготовок (белья), расписанных уже после революции 1917 года.
Коллекция Татьяны Алексеевны Мавриной
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева), заслуженная художница, иллюстратор и ее муж, художник Николай Васильевич Кузьмин (1890–1987) вместе собирали русские иконы и образцы декоративно-прикладного искусства. В 1996 году Маврина передала Отделу личных коллекций уникальную коллекцию икон, а также ряд предметов декоративно-прикладного искусства и несколько десятков собственных работ.
Ядро коллекции Мавриной — это 22 иконы высокого художественного уровня, в большинстве своем созданные в XVI веке. Все они представлены в экспозиции. Жемчужиной собрания специалисты единодушно называют небольшую икону Битва суздальцев с новгородцами (Новгород, начало XVI века). В основу иконописного сюжета легло одно из самых ранних событий русской истории: спасение новгородцев от нашествия суздальского войска в 1169 году.
Вынесенная за стены городская святыня — икона Богоматерь Знамение чудесным образом ослепила нападавших и суздальское войско было повержено. Как правило, иконография этого сюжета состоит из трех частей: осада Новгорода, вынос иконы и бегство суздальцев.
Икона из собрания Мавриной уникальна тем, что ее композиция состоит только из двух частей: вынос иконы и сражение. Четкое ярусное членение, выразительность силуэта, колористическая насыщенность, усиленная золотым фоном — все это позволяет назвать икону Битва суздальцев с новгородцами из собрания Мавриной одним из шедевров древнерусской живописи.
Кроме икон северного письма, в собрании находятся и произведения, которые можно отнести к московской школе: это поясные образы Архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина.
В коллекции представлены предметы декоративно-прикладного искусства: прялки, глиняные игрушки, а также предметы, которые сама художница расписывала в стиле народных росписей. Такова выполненная Мавриной копия знаменитого лубка Кот Казанский — ум астраханский; старинный жестяной поднос и штофы, расписанные художницей. Эти предметы наглядно демонстрируют тот творческий метод, которым пользовалась художница — сближение традиции русского примитива и живописных исканий первых десятилетий ХХ века. Этот метод оказался органичен и плодотворен для нее.
Татьяна Алексеевна родилась в семье педагога и литератора А.И. Лебедева. Училась в Москве, во Вхутемасе-Вхутеине (1921–1929) у Н.В. Синезубова и Р.Р. Фалька. Была одним из членов художественного общества «Рост», в котором и начала свою выставочную деятельность (1928–1929), позже участвовала в выставках художников группы «Тринадцать». Маврина — это фамилия матери художницы, которая стала творческим псевдонимом.
Один из ярких и талантливых членов объединения «Тринадцать», Т.А. Маврина впоследствии смогла соединить свойственный этой группе «вкус к зарисовке острого мига жизни» с увлечением древнерусским и народным искусством. Она создала свой неповторимый стиль, в котором ей удалось сочетать графику свободного рисунка и экспрессивную декоративность народного примитива.
Татьяна Алексеевна работала в живописи, графике, занималась плакатом, эскизами декораций для театра, кино, диафильмов. Так, работа Букет с городецкими конями (1965) наглядно показывает желание художницы «связать воедино два типа крашения» — чистые краски русской иконописи и точный, натуралистичный цвет осенних листьев и цветов. Выполненные в «мавринском» стиле иллюстрации и композиции по мотивам русских сказок, многочисленные альбомы зарисовок путешествий по русским городам снискали широкое признание.
На одной из предварительных зарисовок середины 70-х годов, совмещающей пейзаж и букет, Маврина написала изречение Кирилла Туровского, златоуста XII века, «Небо и земля тебе служат, оно влагою, а си плодом; тебе ради солнце служит светом и теплотою...». Эти славословия могут стать эпиграфом к творчеству художницы последних десятилетий.
В 1970-е годы Маврина работала только в жанре натюрморта, особенное предпочтение отдавая его разновидности — букету на окне. Ее излюбленными материалами в эти годы окончательно стали бумага и гуашь. Особо следует сказать о ее работах 1980 — начала 1990-х годов. В самом конце своего творческого пути Татьяне Алексеевне удалось достичь высочайшей ступени цветовой экспрессии.
В Отделе личных коллекций находится шесть холстов ее работы периода 1930-х годов и несколько десятков графических произведений, в том числе рисунки, гуаши, путевые зарисовки, иллюстрации. Несколько таких ее листов можно увидеть в постоянной экспозиции.
Т.А. Маврина снискала известность и как иллюстратор, оформив более 200 книг. За свою деятельность в области книжной графики она была награждена серебряными медалями на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1960, 1965, 1977), первой премией на Международной выставке книжной графики в Брно (1966), дипломом имени Ивана Федорова, в 1975 году стала лауреатом Государственной премии СССР. Одной из немногих российских художников, ей была присуждена Международная премия Г.?Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг (1976).
Коллекция Семена Васильевича Папкова
В 1989–1990 году ГМИИ им. А.С. Пушкина для ОЛК получил в дар из Америки от Семена Васильевича Папкова (1902–1993) 26 произведений графики Александра Бенуа через общество дружбы с соотечественниками за рубежом «Родина».
После революции 1917 года семья Папковых, будучи вынуждена уехать из России, некоторое время жила в Югославии. Высшее образование из всех детей смог получить только старший сын (он стал архитектором), а младший, Семен, получил специальность инженера-строителя и занимался строительными подрядами.
Как патриот России С.В. Папков в годы немецкой оккупации участвовал в народно-освободительном движении вместе со своей женой Юлией, которую фашисты приговорили к смертной казни, но она была освобождена партизанами. Позже ухудшение отношений между СССР и Югославией отразились и на судьбе Папковых: семья была выслана, Семен Васильевич арестован.
После скитаний по миру Папковы оказались в Америке и поселились в Сан-Франциско, где семья завела небольшую пекарню (Семен Васильевич после жестоких пыток, которым он был подвергнут в югославской тюрьме, уже не мог заниматься прежней профессией). В Сан-Франциско у С.В. Папкова был свой дом, в котором он и прожил вплоть до смерти в 1993 года.
Сквозь полную трудностей и превратностей судьбу Семен Васильевич пронес унаследованный от отца, резчика по дереву, интерес к искусству. Коллекционированием он смог заняться только после 1972 года. На протяжении многих лет С.В. Папков вел переписку с дочерью Александра Бенуа Анной Александровной Бенуа-Черкесовой и собрал около четырехсот произведений А.Н. Бенуа и художников его круга.
Экспонаты для своей коллекции он покупал также и у Н.Д. Лобанова-Ростовского, с которым вел переписку с 1974 года. Вдали от родины приобретение произведений русских художников давало Семену Васильевичу ощущение своей причастности к русской культуре, своей непрерываемой связи с нею.
Личность Александра Бенуа имеет особое значение для русской культуры начала XX века. С 1926 года он постоянно жил во Франции, и в течение ряда лет под его художественным руководством проходили знаменитые дягилевские «Русские сезоны» в Париже. Позже Бенуа занимался оформлением множества спектаклей в театрах Лондона, Нью-Йорка, Милана, Вены, Копенгагена. Театральные проекты давали мастеру возможность полноценно выразить его исключительную способность художественного воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и впечатлений.
Эскизы костюмов и декораций, представленные в экспозиции, были созданы художником уже во Франции в 1920–1950-е годы. Как и все оформительские замыслы Бенуа, они изысканны, декоративны и одновременно исторически точны в каждой детали. Это великолепные эскизы: пышного малинового занавеса-декорации к Вальсу (1928) Равеля, костюм венецианского гостя для спектакля Садко (1930) Римского- Корсакова, и полных юмора персонажей сказки Шварца Голый король (1940).
Большие акварели с изображением Интерьера мастерской художника и Пейзажей Нормандии были написаны с 1928 по 1948 годы. Эти работы свидетельствуют об особом таланте Бенуа как акварелиста, а также дают зрителю возможность ощутить очарование одного из самых привлекательных уголков Франции.
Отдел личных коллекций располагает обширным собранием работ художников «русского зарубежья». В фондах музея находятся произведения многих живописцев и графиков первой волны эмиграции. Художники русской эмиграции принадлежали различным творческим направлениям, зародившимся в искусстве Серебряного века, и раннеавангардистским течениям.
В составе различных коллекций, переданных в дар музею, представлены работы таких известных художников конца XIX и первой половины XX века как Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, К.И. Горбатов, М.В. Добужинский, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, З.Е. Серебрякова, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, С.В. Чехонин, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев и других.
Большое количество работ происходит из коллекции И.С. Зильберштейна, оно включает графику многих известных мастеров объединения «Мир искусства», покинувших Россию – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, З.Е. Серебряковой, К.А. Сомова – а также Ю.П. Анненкова, Д.Д. Бушена, А.М. Ремизова и других. Отдельные произведения были получены коллекционером во время его поездок за границу и в процессе поддерживаемого исследователем общения со многими представителями русской эмигрантской среды.































Государственный Русский музей. Часть III
Государственный Русский музей. Часть II
Государственный Русский музей. Часть I
Государственный Эрмитаж. История
Государственный Эрмитаж. Древнерусская живопись
Государственный Эрмитаж. Русская живопись
Государственная Третьяковская галерея. Часть I
Государственная Третьяковская галерея. Часть II
Государственная Третьяковская галерея. Часть III
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Ист...
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Рус...
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Рус...
Музей Николая Рериха в Нью-Йорке (Nicholas Roerich Museum)
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Киевский национальный музей русского искусства
Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi)
Художественный музей имени М.С. Туганова
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Пермская государственная художественная галерея
Нижегородский государственный художественный музей
Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Новосибирский государственный художественный музей
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
Приморская государственная картинная галерея
Дальневосточный художественный музей