Космическая перспектива: как и зачем исследуют Землю с высоты
Раньше водителям приходилось учить карты городов наизусть, а сегодня любой мегаполис со всеми своими проспектами и переулками «упакован» в нашем телефоне - в навигаторе. Это все благодаря тысячам спутников, которые «следят» из космоса за нашей планетой.
С их помощью мы можем изучать карты любой местности, смотреть сквозь облака, расследовать преступления и даже получать уникальные произведения искусства! Как же выглядит наша планета из космоса и причем тут нейросети?
Как «ловили» фотопленку, которую сбрасывали первые космические аппараты из космоса? И почему деревья на спутниковых снимках до сих пор красные? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.
Сейчас вылетит птичка
Фотографии нашей планеты из космоса начали делать еще в 1946 году. Во второй половине сороковых годов удалось сделать более тысячи таких кадров с высоты более 160 км - с борта ракет и других летательных аппаратов.
А вот первым спутником, который заснял нашу планету, стал Explorer 6 - он сделал исторический кадр в 1959 году.
Чуть позже, в 1961 году советский космонавт Герман Титов на борту аппарата Восток-2 провел первую ручную космическую киносъемку - космонавты любили снимать нашу планету с орбиты.
Некоторые из их работ даже попадали в газеты и журналы. Журналисты оставляли под ними подписи: «Как Земля будет выглядеть для посетителей с другой планеты, прибывающих на космическом корабле».
Но, если ручная съемка распространялась в изданиях, спутниковые снимки часто лишь пылились в архивах - их обычно использовали военные, а сами аппараты были в основном «разведчиками».
Из-за этого первые системы открытого мониторинга вышли на орбиту лишь спустя несколько лет - в 1970-е годы.
Идея вселенского масштаба
Идея мониторить нашу планету с неба - проводить дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) появилась давно. Эта технология начала зарождаться еще до освоения космоса.
Прародительницей ее была авиафотосъемка - с воздушных шаров, аэропланов и самолетов. Тогда с их помощью составляли карты местности. Но, безусловно, космические технологии оказались в разы эффективнее - поэтому они быстро вытеснили своих предшественников.
«Как правило, спутниковая съемка ведется выше ста километров над земной поверхностью. Все, что ниже - это аэрофотосъемка.
Такой вид наблюдений сейчас по-прежнему используется, если нужно, например, оперативно организовать наблюдения в конкретном регионе, к тому же он дает более детальные снимки.
Однако в труднодоступные районы такие устройства отправить сложнее, да и спутники сейчас пытаются конкурировать с ними по качеству снимков и высокой детализации», - рассказывает главный конструктор российской космической компании-разработчика суборбитальных и орбитальных ракет-носителей, малых космических аппаратов и спутниковых группировок SR Space Петр Кудряшов.
Ожидаются осадки… в виде фотопленок
Первые спутники делали из алюминиево-магниевого сплава, затем инженеры перешли на конструкции из титана - более легкого материала. Но и это не предел.
Современные летательные аппараты делают также из углепластика - он весит примерно на 30% меньше, чем его алюминиевые аналоги.
«Раньше это были громоздкие и многотонные аппараты. Для их систем и электроники нужно было больше места, а сама технология была не такая совершенная. С развитием микроэлектроники ситуация изменилась.
Сейчас у нас есть, в том числе и миниатюрные аппараты - кубсаты - у которых такое же разрешение, как и у больших спутников.
Допустим, с кубсата, который весит 20 килограмм и по габаритам составляет 20 на 20 на 50 сантиметров, можно получить снимок с высоты пятьсот километров, с разрешением полтора метра на пиксель», - объясняет эксперт.
Следуя трендам, более компактными становятся и фотоспутники. Однако их технологическая «начинка» только совершенствуется - новая оптика, пусть и весит меньше, позволяет делать намного более качественные снимки.
Так, разрешение объектива такого космического аппарата в среднем - около полуметра. То есть каждый пиксель на спутниковой фотографии - это квадрат на поверхности Земли с гранью 50 сантиметров.
В начале своей истории спутники, безусловно, не могли передавать такие точные фотоданные. Более того - они делали не цифровые снимки, а фотографии на пленку. И их разрешение было минимально - оно позволяло составить только карту ландшафта.
Сегодня на высокоточных снимках мы можем различить разметку на дороге, машины, людей. И современный снимок ценен только тогда, когда мы каждый его пиксель можем показать на карте.
До появления цифровой фотографии съемки велись на фотопленку и сбрасывались в специальной капсуле. Это был один из быстрых способов получить данные.
Капсулы из прошлого были оборудованы специальным радиомаяком, который позволял обнаружить их после «приземления». Пленку проявляли в лабораториях - тогда эти фотоснимки печатались даже в специальных журналах.
Были и особые фоторегистраторы на поверхности Земли - это магнитные ленты длинной около полукилометра. На них записывались снимки - по зашифрованной информации, которую пересылали спутники.
Однако это была недолговечная установка - со временем материал высыхал, начинал сыпаться и трескаться, из-за чего ухудшалось качество снимков. Цифровые технологии полностью устранили эту проблему.
«Сейчас системы продолжают совершенствоваться, скорость передачи данных постоянно растет. Если раньше снимок могли ждать по 30-40 часов, то сейчас это вопрос нескольких минут», - говорит специалист.
Красные деревья и взгляд сквозь облака
Современные спутники делают свои фотографии в разных спектрах - например, видимом, ультрафиолетовом и инфракрасном. Все зависит от аппарата и его задач.
Но сегодня большинство из них умеют делать снимки сразу в нескольких спектрах. Кроме того, спутники не только делают снимки - они также проводят спектрометрические и координатные измерения.
Спектральная съемка позволяет делать снимки поверхности планеты в любую погоду - например, «смотреть» сквозь облака. В видимом спектре мы будем непременно наблюдать облачность, а вот волны других спектров просто «пройдут» сквозь тучи.
«Данные со спутников принимает центр управления космическими аппаратами. Есть специальный наземный комплекс приема, обработки и распространения снимков. В зависимости от задачи, аппарат может вести съемку на постоянной основе по заданной циклограмме.
Если нужно оперативно получить какую-то определенную информацию по региону, делают следующим образом: когда спутник проходит через зону видимости радиосвязи с центром управления полетами, он получает задание.
Затем выполняет его, делает снимки и передает их в том районе, где находятся приемные станции. Время на всю эту логистику зависит от каждой конкретной ситуации», - поясняет Петр Кудряшов.
При этом все фотографии обязательно обрабатываются - с полученной со спутников информацией обязательно работают специалисты. И цветные снимки - на тех же онлайн-картах - получаются при совмещении нескольких каналов.
Например, спутник фиксирует волны красного, зеленого и синего цветов. И только при их смешивании получаются знакомые нашему глазу изображения.
Если вместо одного из них берется иной канал - например, набор данных с длинами волн, которые находятся вне видимого диапазона, за ним все равно закрепляется определенный цвет из трех базовых.
Тогда получаются изображения в ложной цветопередаче. Но именно такие снимки позволяют выявить уникальные особенности Земли или атмосферы - и все они могут быть просто не видны в привычном для нас цветовом решении.
Высокое искусство
Спутниковые снимки применяются во всех сферах - от сельского хозяйства и геологии до строительства. Причем их делают как спутники из государственных космических группировок, так и частые системы.
К последним могут получить доступ практически все желающие. Пользователям предлагают разные услуги - например, они могут получить фотоснимки своего участка земли - той же фермы, - чтобы следить за ней.
Также кадры из космоса помогают следователям - при необходимости можно заказать судебную экспертизу по снимкам со спутников.
Например, с их помощью можно отследить процесс возникновения незаконной свалки, строительства дома, незаконную добычу ресурсов и многие другие нарушения.
Интересно, что даже художники используют кадры из космоса в своих работах. Так, немецкий фотограф и дизайнер Том Хеген в своих фотосериях исследует влияние человека на нашу планету.
Он показывает, как добыча полезных ископаемых и глобальное потепление меняют земные ландшафты. Для своих экспозиций использует фотографии из космоса и Катрин Гансер.
Американский фотограф Дэниэл Лейвик делает коллажи из множества спутниковых снимков - это его авторская интерпретация, которая также рассказывает про нашу планету.
А вот автор Клемент Валла собирает коллекцию спутниковых снимков дорог, которые деформировались из-за ошибок программного обеспечения.
Он напоминает, что все технологии не могут отразить реальность достаточно достоверно - они создают лишь виртуальный иллюзорный мир, пусть иногда и максимально приближенный к знакомой нам действительности.
Спутники и нейросети
Если когда-то спутники использовали только в разведывательных целях, сегодня эти данные покупают и используют компании практически в любой сфере.
Причем люди постоянно находят им новое применение - появляются новые запросы у общества, новые профессии, которым необходима эта информация.
Постоянно совершенствуется и сама технология создание и расшифровки снимков из космоса - их начинает обрабатывать ИИ.
«Высших учебных заведений, обучающих специалистов по спутниковым коммуникациям, много. Среди них: Московский государственный университет геодезии и картографии, Казанский федеральный университет.
Можно получить дополнительное образование в Университете „Сириус“, Московском авиационном институте, Московском энергетическом институте, Дальневосточном федеральном университете.
Все эти направления связаны с дистанционным зондированием и картографией», - поделился ученый.
Другими словами, с помощью спутников мы можем постоянно следить за нашей планетой - и вовремя решать те или иные прикладные задачи. Так или иначе всем иногда нужен «взгляд со стороны» - и Земля не исключение.
Анна Шиховец, Полина Казакова