Обречённая на спасение
К 80-летию со дня рождения Светланы Григорьевны Семёновой
Когда Светлану Семёнову в детстве спрашивали о том, кем она хочет быть, она неизменно отвечала: «Дипломатом или философом».
Осуществлением философского призвания стала вся её жизнь, где были и издание сочинений московского Сократа Николая Фёдорова, и исследования по философии русского космизма, и работы о метафизике русской литературы, и собственные философские книги, которые культуролог Георгий Гачев называл явлением женского Логоса.
Сегодня о Светлане Семёновой вспоминают поэты Олеся Николаева и Инна Кабыш.
Одна из всех
При первой же встрече Светлана Григорьевна произвела на меня ошеломительное впечатление. Я только-только поступила в Литературный институт – а она там работала заведующей кафедры иностранных языков – и сразу попала к ней в ученицы французского.
Эффектная, словно написанная яркими красками и, как сейчас говорят, харизматичная, прежде всего она меня поразила своей особостью: я таких женщин никогда раньше не видела.
Про неё в институте студенты поговаривали, что преподавать она сюда пришла в силу жизненной необходимости и для неё это – так, временно, а на самом деле она – философ, учёный. Да вот, вынуждена заниматься такой подёнщиной: учить нас, дураков, французским языковым тонкостям....
На моём курсе было всего пять человек, которые выбрали французский язык, и мы занимались со Светланой Григорьевной в маленькой комнате, где было всего два стола.
За одним сидели трое, которые начинали с нуля, а я и ещё один студент, оба «продвинутые» во французском, занимали другой – главный стол. Пока новички учились писать буквы, мы уже с восхищением слушали, как наша преподавательница вдохновенно читает нам Бодлера:
«Qui aimes-tu le mieux, homme enigmatique, dis?»
Так и пошло. Мы, продвинутые, учили французский по Бодлеру, Верлену, Рембо, Гюго и Камю, а начинающие выполняли задания по французской грамматике.
Но самое удивительное было слушать комментарии дорогой нашей преподавательницы, которыми она сопровождала чтение литературы, попутно поднимая то экзистенциальные, то собственно литературоведческие вопросы.
Потом кто-то мне сказал:
– Ну как же! У вас же там преподаёт гениальная Светлана Семёнова. А ты знаешь, что у неё муж – ещё более гениальный? Георгий Гачев.
И я подумала: вот это жизнь! И тоже захотела стать философом. В первые же каникулы я попросила отца купить мне путёвку в Малеевку и оказалась, как взрослая, в Доме творчества писателей, с тоской и вдохновением в груди.
Первым делом я направилась в библиотеку и взяла себе Гегеля. С этим Гегелем меня и встретила в коридоре Светлана Григорьевна, которая тоже выбралась сюда во время каникул, чтобы поработать.
– Олеся, вы что – Гегеля читаете? А о Фёдорове вы что-нибудь слышали? Фёдоров. – начала она прямо с места и закончила уже у меня в номере.
– Я вижу, вы как-то не восприняли главную идею Фёдорова, – немного обиженно сказала она после того, как прочитала мне целую лекцию о «Философии общего дела». – Напрасно вы так упираетесь. А я уже даже Гачева склонила понемногу, а он поначалу сопротивлялся.
Потом Светлана Григорьевна ушла с работы, я закончила институт, и мы с ней виделись редко, случайно, на бегу, в каких-то присутственных местах, но всегда – с радостью. А потом вдруг оказались соседями по Переделкину и прожили так бок о бок лет двадцать.
Счастье было приходить в гости к Светлане и Георгию Дмитриевичу или приглашать их к себе, подвозить на машине с какого-нибудь литературного вечера или, наоборот, вместе ехать туда; встречать их на улице или в сельском магазине; гулять по переделкинским дорожкам. Читать их книги! Но и спорить – тоже было счастьем!
Светлана всё хотела обратить меня в свою «веру» и иногда говорила:
– Какая вы упрямая, Олеся! Мне кажется, вы не вполне прониклись идеями этого философа! Ну почему вы не хотите стать последовательницей Фёдорова? Что вам мешает?
Наконец, когда мы долго-долго ехали сквозь метель на конференцию по Достоевскому и Светлана особенно настойчиво меня спрашивала, я ответила:
– Апокатастасис. Если воля человека действительно непререкаемо свободна, то не может такого быть, чтобы человек, не желающий спасения, всё-таки был обречён на него.
И вообще – вот весь этот гуманизм, что преображение жизни может произойти снизу, путём постепенного улучшения человеческой природы через осознание премудрости, целесообразности да каких угодно человечески полезных вещей...
В это я не верю, увы! Я убеждена в метафизической природе зла, существование которого недаром попущено Богом.
Светлана начала было мне возражать – очень экспансивно и убедительно, да мы уже приехали и пора было выгружаться. Зато я получила ответ на том круглом столе, на котором Светлана делала доклад.
Там же, до неё, выступала и моя дочь Александрина с эссе о Пастернаке, и, прочитав его, она села к нам с Сергеем Чуприниным.
Так мы и оказались втроём прямо перед Светланой Григорьевной, которая принялась говорить тихо, очень спокойно, сдержанно – такое largo и lento, которое всё усиливало звук, наращивало темп, становясь всё более grave, пока не зазвучало allegro, forte – ardente! agitato! amoroso! Что говорить – сюи spirito, con espressione!
Особенно пронзительным было её рассуждение о страданиях людей, которые они претерпевают в жизни, о муке существования, об изначальном его трагизме, обречённом на умирание и смерть. А потом ещё за это и адский огонь.
И всё это было бы просто мучительством и насмешкой, если бы Господь не покрывал нас Своей любовью и милосердием.
Спасение было бы невозможно, если бы оно не было всеобщим: знать, что ты удостоен его в то время, как твой ближний осуждён, это ли не мука, это ли не обречённость. И далее она говорила о Фёдорове, о воскрешении мёртвых.
Мы, все трое, сидели не шелохнувшись, объединённые общим чувством, которое можно назвать восхищением, превышающим все возможные возражения.
Хотелось кричать «браво», когда Светлана поставила точку. Да, кажется, и крикнули: хлопая, все участники круглого стола поднялись со своих мест. Кто-то в кулуарах сказал:
– Я так и вижу Светлану Григорьевну во главе широкого религиозного движения. Она по натуре харизматический лидер.
Олеся Николаева
Переделкино – Царство Небесное (ежедневно, со всеми остановками)
Скажу без преувеличения: встреча со Светланой Семёновой была для меня тем же, чем (по её словам) была для неё самой встреча с наследием Фёдорова: обретением личной «философии жизни», той «особой оптики», благодаря которой изменился мой взгляд на мир, природу, человека.
Мы познакомились в Переделкине. Я, предварительно позвонив и назвав имя-пароль нашего общего знакомого, пришла на дачу Гачевых. Впрочем, дачей называть это место смешно, ибо я пришла, как очень скоро стало мне понятно, в одну из духовных точек России – и мира.
Светлана Григорьевна приняла меня на веранде. Именно «приняла», потому что сразу напомнила Екатерину Великую: статью, достоинством, мощью.
Говорили, как это почти всегда бывает у русских, о главном: о жизни, смерти, литературе. Незаметно появившийся из своей комнаты Гачев естественнейшим образом, как будто мы были знакомы сто лет, присоединился к беседе, в то же время внимательно читая принесённую мной книжку стихов.
«Света! – вдруг как бы некстати произнёс Георгий Дмитриевич. – Тут стихи!»
Так мы и познакомились (лично, человечески).
А потом было чтение трудов С. Семёновой и Г. Гачева, участие в Фёдоровских чтениях, встречи в ИМЛИ и ЦДЛ.
В Светлане Семёновой меня – навсегда! – поразили три вещи.
Первая. Умение кратко и главное – доходчиво говорить о высоких (самых высоких!) материях.
Однажды Светлана Григорьевна пригласила меня на Фёдоровские чтения в ИМЛИ. Я сидела в зале. Выступающие сменяли друг друга. У всех был регламент – двадцать минут. Вела заседание Светлана Семёнова. И вот на трибуну поднялся человек, тема выступления которого, означенная в программе, звучала как «Сущность Троицы».
Выступавший в течение пятнадцати минут сетовал на лимит времени и доказывал, что за столь смехотворно короткое время нельзя даже приблизиться к предмету его выступления.
Светлана Семёнова заметно нервничала. И вот, когда у оратора оставалось пять минут, она решительно встала и, не смещая троицеведа с трибуны, со своего места за эти оставшиеся пять минут рассказала о Троице: её единосущности, нераздельности и прочем.
Это был урок.
И не только религиоведения.
Это был урок того, как, сконцентрировавшись, можно предельно лаконично сказать о, казалось бы, невыразимом.
Он, этот урок, пригодился мне и как поэту, и как учителю.
И второе – на всю жизнь поразившее, запомнившееся, ставшее руководством к действию – сочетание в Светлане Семёновой высокой, я бы сказала, высочайшей духовности, мощного интеллекта и женской ответственности.
Что я понимаю под последним, ибо с первыми двумя всё ясно?
Светлана Григорьевна всегда осознавала себя прежде всего женой, матерью, бабушкой.
Бывая у неё в Переделкине, я часто заставала её (Екатерину Великую! Сократа в юбке, как называл её муж!) что-то помешивающей в кастрюле, моющей посуду, развешивающей бельё.
За гачевско-семёновским столом всегда было чисто, просто, сытно.
При этом любая картошка со знаменитой гачевской (сам собирал, шинковал, квасил!) капустой превращались в неизменный симпозиум, что в переводе с греческого, как известно, означает «пир» (от себя добавим – ума и духа).
Я знаю, как умирала Светлана Григорьевна, эта активная врагиня смерти.
Умирала, как жила: трудно, мужественно, высоко.
То есть воистину по-христиански.
И это третий, последний и, может быть, главный её урок – мне, нам, извините за пафос, человечеству.
Вот уж где не привычной скороговоркой, а с полным пониманием произносимых тобой слов хочется сказать:
Царствие Небесное!
Инна Кабыш






























Гегель и четвёртая политическая теория
Русский народ и русское государство в будущем
Академик РАН Анаников: за фотокатализом будущее каталитических техноло...
Член-корреспондент РАН Полилов: на планете не описано еще от 3 до 7 мл...
Академик РАН Тыртышников: свои исследования я определяю как "борьбу с ...
На пути к пассажирскому сверхзвуку
Мамлеев
Ненаписанная история далёкого прошлого
Основа гармоничного развития
Иллиберализм в международных отношениях
Антицивилизация
Теперь и в Санкт-Петербурге
Обаяние синкретизма
Незападный мир: возможности и роль России
"Будем лопать пустоту", или наше завтра от Сбербанка
Вулканология - наука дисциплинированных
"Южные птицы стали переселятья на север"
"Кто понял жизнь, тот больше не спешит..."
Применение газов в медицинских целях
Утраченное сокровище Карелии
"Нас ожидает революция в использовании искусственного интеллекта"
Неиссякаемый родник
В Басовом ключе
Пророчества Николая Данилевского
Из истории русской мысли. Часть III
Из истории русской мысли. Часть II
Из истории русской мысли. Часть I
Русь соборная и имперская Церковь. Часть IV
Запад как идеология и наш русский ответ
Время Z на часах истории
Национализм: преступная фикция и идеологический тупик
Русь соборная и имперская Церковь. Часть III
Русь соборная и имперская Церковь. Часть II
Русь соборная и имперская Церковь. Часть I
След биохакеров
"Это всё действительно искусственное: и начало, и конец"
Попова: "Сегодня на национальной платформе больше 40 тыс. геномных пос...
Михаил Ковальчук: "Человека по жизни ведёт любознательность"
В России привито от ковида 39 миллионов взрослых, 7 миллионов переболе...
"Самое главное - не пропустить интересного учёного, который работает в...
В прекрасном и яростном микромире
Глава РАН: надо уметь оперативно перестраивать производство вакцин - в...
Право заниматься наукой
Обречённая на спасение
Углеродная нейтральность - главный тренд в мировой экономике
Путь к термоядерной энергетике
Жаркий климат станет нормой
Дельта - это не другой штамм, а множество схожих штаммов
"Игра в бисер"
Владимир Аннушкин: "Каков язык, таково и общество"
Наталья Уфимцева: "У нас другой, соборный тип культуры"
"Для врага и берёза - угроза"
Как победить старость?
Щит и меч Земли
Вакцинация не вызывает постковидного синдрома
Имперский Ренессанс
"Сопротивление - это вы!"
"Построим снова и ещё лучше"
Наша задача - понять, как работает мозг
Жизнь у нас под ногами
А нюх, как у собаки…
Ген в короне?
Сподвижники Ермака и их потомки в Сибири в XVII в. Часть II
Сподвижники Ермака и их потомки в Сибири в XVII в. Часть I
"Удалённый режим может уничтожить человечество как социум"
Геном в режиме редактирования
"Ковид чем-то похож на радиацию"
"Создание расы постлюдей - это не философия, а стратегия"
"Много званых, но мало избранных"
Фёдоров: "Род человеческий не достиг ещё совершеннолетия"
Бостром: "Трансчеловек - некто, активно готовящийся стать постчеловеко...
Магнус Хиршфельд и "третий пол"
На вопрос о Боге Курцвейл ответил: "Его пока нет"
Время деколонизации Латинской Америки
Четвёртая политическая теория и элиминация модерна
Путин: "Предлагаю создать Национальную базу генетической информации"
Сечин: "Генетические данные наших сотрудников и членов их семей имеют...
"У нас есть литература, но нет литературного процесса"
"Истинное искусство и духовная мобилизация должны остановить деградаци...
"Детей перехватывают другие центры влияния, другие генераторы смыслов ...
"Надо же, сколько старья!"
"Вы апостолам предъявите карточку Mastercard или Visa?"
"Россия сама должна создать собственное человечество"
"Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней ми...
"Человек призван быть не уничтожителем, а покровителем всего живого"
"Собственность должна перестать быть предметом розни, борьбы, передела...
"Жить, словно овощ, не творя и не преодолевая себя - постыдно"
"Россия провозгласит возвращение к культуре массового чтения"
Союз большой евразийской Тройки
"Кроткие наследуют землю..."
"Положительное зерно консерватизма - отношение к культуре, чести и иер...
"Возвышая свой голос и утверждая свою правду, можно спасти будущие пок...
"Грех человека влечёт кару для всего живого на земле"
Русский космизм как синтез религиозной веры, научного знания и искусст...
"Необычайная будущность России в наступающей эпохе"
"Нас ждёт наступление эры новых пандемий"
"Человеческое в человеке испытывается на излом"
"Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской з...
"Создание сплошной серой массы, погружённой в бурлящий хаос собственны...
Trans Trip Trap: стать Богом по доверенности