Иллиберализм в международных отношениях
Борьба между однополярным миропорядком и многополярным представляет собой столкновение Идей
Реализм в Международных Отношениях
В теориях Международных Отношений есть две главные школы – реализм и либерализм.
Реалисты считают, что человеческая природа изначально порочна (наследие антропологического пессимизма Гоббса, а еще глубже - отголоски христианских представлений о грехопадении – lapsus на латыни) и поправить ее кардинально нельзя.
А значит, эгоизм, хищничество и насилие неискоренимы. Из этого делается вывод о том, что сдержать и упорядочить человека (который другому человеку, по Гоббсу, - волк) можно только с помощью сильного государства. Государство неизбежно и является носителем высшего суверенитета.
При этом, на государство проецируется хищная и эгоистическая природа человека, поэтому национальное государство имеет свои интересы. И эти интересы принимает во внимание только само свое государство. А воля к насилию и алчность делают возможность войны всегда открытой.
Так было и будет всегда, считают реалисты. Международные Отношения поэтому строятся только на балансе сил между целиком и полностью суверенными сущностями. Никакого мирового порядка долгосрочно существовать не может, есть лишь хаос, который меняется по мере того, как одни государства слабнут, другие усиливаются.
При этом, термин «хаос» в этой теории не несет в себе ничего плохого – это лишь констатация фактического положения дел, вытекающего из самого серьезного отношения к понятию суверенитета.
Если существует несколько, по-настоящему, суверенных держав, то между ними не может быть установлен какой-то наднациональный порядок, которому все подчинились бы.
Если бы такой порядок существовал, то суверенитет не был бы полным, а по сути, его вообще не было бы, и суверенным была бы только сама эта наднациональная инстанция.
Школа реализма традиционно очень сильна в США, начиная с первых ее основателей – американцев Ганса Моргентау, Джорджа Кеннана и англичанина Эдварда Карра.
Либерализм в Международных Отношениях
Реалистам противостоит школа либералов в Международных Отношениях. Они опираются не на Гоббса с его антрополигическим пессимизмом, а на Локка с его предcтавлениями о человеке как чистой доске (tabula rasa) и отчасти на Канта с его пацифизмом, вытекающим из моральности практического разума и его универсальности.
Либералы в Международных Отношениях считают, что человека можно изменить путем перевоспитания и переобучения.
Это и есть проект Просвещения: превратить хищного эгоиста в разумного и толерантного альтруиста, готового считаться с другими и относиться к ним рассудочно и терпимо. Отсюда теория прогресса.
Если реалисты считают, что природу человека изменить нельзя, то либералы убеждены, что можно и нужно. Но и те, и другие полагают, что человек – это бывшая обезьяна.
Реалисты это принимают как неотменимый факт (человек-волк), а либералы уверены, что общество в силах изменить саму природу бывшего зверя написать на его «чистой доске» все, что угодно.
Но если так, то государство нужно лишь для просвещения. На этом его функции заканчиваются, и когда общество станет достаточно либеральным и гражданским, государство можно распустить. Суверенитет поэтому не несет в себе ничего абсолютного – это временная мера.
А если государство не стремится сделать из своих подданных либералов, то оно вообще становится злом. Только либеральное государство может существовать, так как «демократии друг с другом не воюют».
Но и эти либеральные государства должны постепенно отмереть, уступив место Мировому Правительству. Подготовив гражданское общество, они упраздняются. Такая постепенная отмена государств есть безусловный прогресс.
В современном Евросоюзе мы видим именно эту логику. А американские глобалисты, к числу которых относятся Байден, Обама или промоутер «открытого общества» Джордж Сорос, уточняют, что в ходе прогресса Мировое Правительство будет сформировано на основе США и их прямых сателлитов, – это и есть проект Лиги Демократий.
В техническом смысле либерализм в Международных Отношениях, противопоставленный реализму, часто называется «идеализмом».
Мол, реалисты в Международных Отношениях считают, что человечество обречено оставаться таким, каким по существу было всегда, а либералы в Международных Отношениях «идеалистически» верят в прогресс, в то, что возможно изменить саму природу человека.
Гендерная теория и постугманизм относятся именно к такому типу идеологии – они вытекают из либерализма.
Марксизм в Международных Отношениях
Стоит упомянуть еще об одном направлении в Международных Отношениях – марксизме. В этой области под «марксизмом» не совсем то, что было основной внешней политики в СССР.
Тот же классик реализма в Международных Отношениях Эдвард Карр доказательно продемонстрировал, что внешняя политика СССР – прежде всего при Сталине – была построена на принципах чистого реализма.
Сталин исходил в практических шагах из принципа полного суверенитета, который он соотносил не столько с национальным государством, сколько со своей «красной Империей» и ее интересами.
То, что называется «марксизмом в Международных Отношениях», скорее, представлено в троцкизме или теориях мир-системы И.Валлерстайна. Это тоже идеализм, только «пролетарский».
Здесь весь мир представляется единой зоной социального прогресса, в результате которого капиталистической системе предстоит стать глобальной. То есть, все дело идет именно к созданию Мирового Правительства при полной гегемонии мирового капитала, который интернационален по своей природе.
Здесь сущность человека как и у либералов зависит от общества, а точнее от отношения к собственности на средства производства. Поэтому природа человека - классовая.
Общество отменяет в нем зверя, но превращает в социальный механизм, полностью зависимый от классовой структуры. Человек не живет и не думает, сквозь него живет и думает класс.
Но в отличие от либерализма в Международных Отношениях, марксисты в Международных отношениях считают, что на создании Мирового Правительства и полной интеграции человечества без государств и культур история не закончится.
После этого (но никак не до, и в этом состоит главное расхождение с советской системой, со «сталинизмом») классовые противоречия достигнут кульминации и произойдет Мировая Революция. Причем ошибкой сталинизма здесь считается попытка построения социализма в одной стране, что приводит к левой версии национал-социализма.
Только после того, как капитализм завершит свою миссию по уничтожению государств и отмене суверенитетов, возможна настоящая интернациональная пролетарская революция.
А пока надо поддерживать капитализм – и прежде всего массовую миграцию, идеологию прав человека, все виды меньшинств и прежде всего сексуальных.
Современный марксизм преимущественно таков: пролиберальный, глобалистский и акселерационистский.
Реализм в Теории Многополярного мира
Но здесь следует задаться вопрос: а к чему ближе Теория Многополярного Мира? К реализму или к идеализму?
Напомню, что в этой теории субъектом выступает не классическое буржуазное национальное государство Нового времени (в духе Вестфальской системы и теории суверенитета Маккиавели-Бодена), а Государство-Цивилизация (Чанг Вэйвэй) или «Большое пространство» (К. Шмитт). Набросок такого многополярного мироустройства проницательно сделал еще в начале 90-х годов ХХ века Самуил Хантингтон.
Несколько Государств-Цивилизаций, осуществив региональные интеграционные процессы, становятся независимыми центрами мировой политики. Эту тему я и развил в «Теории Многополярного Мира».
На первый взгляд, в Теории Многополярного Мира речь идет о суверенитете. А значит, о реализме.
Это так, но с очень важной поправкой: здесь носителем суверенитета выступает не просто национальное государство, представляющее собой совокупность отдельных граждан, но Государство-Цивилизация, в которой объединяются целые народы и культуры под началом высшего горизонта – религии, исторической миссии, Идеи-правительницы (как у евразийцев).
Государство-Цивилизация – это новое чисто техническое название для Империи. Китайской, исламской, Российской, Османской, и конечно, Западной. Такие Государства-Цивилизации и определяли баланс планетарной политики в до-Колумбову эпоху.
Колонизация и возвышение Запада в Новое время изменило этот баланс в пользу Запада. Теперь же наступает определенная историческая коррекция. Не-Запад снова заявляет о себе. Россия бьется с Западом на Украине за контроль над важнейшим лимитрофом.
Китай конкурирует за доминацию в мировой экономике. Ислам ведёт культурно-религиозный джихад с западным империализмом и гегемонией.
Индия вырастает в полноценного мирового субъекта. Ресурсный и демографический потенциал Африки делает ее автоматически важнейшим игроком в ближайшем будущем. Латинская Америка также заявляет права на независимость.
Новые субъекты – Государства-Цивилизации и пока только цивилизации, все больше задумывающиеся о своей интеграции в суверенные могущественные блоки, «большие пространства», - мыслятся как новые фигуры планетарного реализма.
Но в отличие от обычных национальных государств, созданных по выкройкам европейских буржуазных режимов Нового времени, Государства-Цивилизации уже заведомо нечто большее, чем случайное объединение агрессивных эгоистических животных, как мыслят себе общество западные реалисты.
Государство-Цивилизация в отличие от обычных государств, строится вокруг миссии, Идеи, вокруг системы ценностей, которые имеют далеко не только практический и прагматический характер. А это значит, что здесь в полной мере нельзя применить принцип реализма, который не учитывает это идеальное измерение.
То есть, мы имеем дело с идеализмом, в корне отличном от либерального, поскольку либерализм является доминирующей идеологией только одной из цивилизаций – западной.
Все остальные же, будучи самобытными и опираясь на собственные традиционные ценности, ориентируются на иные идеи. Поэтому мы можем назвать такой идеализм поднимающихся незападных цивилизаций, формирующий многополярный мир, иллиберальным.
Государства-Цивилизации в Теории Многополярного Мира, таким образом, одновременно принимают элементы и реализма, и либерализма в Международных отношениях.
Из реализма они берут принцип абсолютного суверенитета, отсутствия какой бы то ни было обязательной инстанции на планетарном уровне. Каждая цивилизация полностью суверенна и не подчиняется никакому Мировому Правительству.
Таким образом, между Государствами-Цивилизациями существует условный «хаос», как в теориях классического реализма.
Но в отличие от этих теорий мы имеем дело с иным субъектом - не с национальным государством, сконституированным по принципам европейского Нового времени, но с принципиально иной системой, опирающейся на автономное представление о человеке, Боге, обществе, пространстве и времени, вытекающее из особенностей конкретного культурного кода - евразийского, китайского, исламского, индийского и т.д.
Такой реализм можно назвать цивилизационным, и он основан отнюдь не на логике Гоббса, обосновывающей существование Левиафана изначально порочной и агрессивной природой человеко-зверей, а на вере больших обществ, объединенных единой традицией (чаще всего сакральной) в верховенство тех идей и норм, которые они считают универсальными.
Эта универсальность ограничена «большим пространством», то есть пределами конкретной Империи. Внутри такого «большого пространства» она признается и является конститутивной. На этом и основывается ее суверенитет. Но в данном случае он не является эгоистическим и материальным, а сакральным и духовным.
Идеализм в Теории Многополярного Мира
Но в то же время, мы видим здесь вполне и идеализм. Это не идеализм Локка или Канта, так как нет никакого универсализма, никакого представления о том, что есть какие-то «всечеловеческие ценности», которые являются общеобязательными и ради которых надо пожертвовать суверенностью.
Этот идеализм цивилизаций совсем не либерален, и даже более того – иллиберален.
Каждая их цивилизаций уверена в абсолютности своих традиционных ценностей, и все они существенно отличаются от того, что предлагает современный глобалистский Запад. И религии разные, и антропологии разные, и онтологии разные.
И политология, которая сводится к американской political science, где все строится на оппозиции «демократий» и «авторитарных режимов», полностью перечеркнута. Идеализм есть, совсем не в пользу либеральной демократии, как «цели и вершины прогресса».
Идеал в каждой цивилизации свой. Где-то совсем не схожий с западным. Где-то схожий, но только отчасти. В этом и состоит иллиберализм – тезисы современной западной либеральной цивилизации в качестве универсальной модели отвергаются.
И на их месте каждая их цивилизаций предлагает свою систему традиционных ценностей – русскую, китайскую, исламскую, индийскую и т.д.
В случае Государств-Цивилизаций идеализм сопряжен с конкретной Идеей, которая отражает цели, основы и ориентации этой цивилизации. Здесь речь идет не просто о опоре на историю и прошлое, но о проекте, требующем концентрации усилий, воли и значительного интеллектуального горизонта.
Эта Идея имеет иную природу, нежели простой расчет национальных интересов, которым ограничивается реализм. Наличие высшей (в каком-то смысле трансцендентальной) цели определяет вектор будущего, путь развития в соответствии с тем, что каждая цивилизация считает благом и ориентиром своего исторического бытия.
Как и в либеральном идеализме речь идет о стремлении к должному, которое и определяет цели и средства движения в будущее.
Но только сам идеал здесь принципиально отличается: вместо предельного индивидуализма, материализма и совершенствования чисто технической сферы общества, что либеральный Запад стремится утвердить в качестве общечеловеческого критерия, но что на самом деле, отражает лишь историко-культурный тренд самого Запада эпохи Постмодерна, каждая из не-западных цивилизаций выдвигает свою собственную форму.
Эта форма вполне может содержать в себе претензию на то, чтобы в свою очередь стать универсальной, но в отличие от Запада, Государства-Цивилизации признают легитимность иных форм и считаются с ними.
Многополярный мир строится изначально на признании Другого, который находится рядом и вполне может не совпадать ни по интересам, ни по ценностям.
То есть, многополярность признает плюрализм Идей и идеалов, считается с ним и не отказывает Другому в праве на бытие и отличие. Именно в этом и состоит главное противоречие между однополярностью и многополярностью.
Либеральный Запад исходит из того, что у всего человечества есть только один идеал и один вектор развития – западный. Все, что относится к Другому, что не совпадает с идентичностью и ценностной системой самого Запада рассматривается как «враждебное», «авторитарное» и «нелегитимное».
В лучшем случае, как «отставание от Запада», которое требуется исправить. Поэтому либеральный идеализм в его глобалистском выражении на практике совпадает с культурным расизмом, империализмом и гегемонией.
Государства-Цивилизации в многополярной модели противопоставляют этому «идеалу» свои собственные представления и ориентации.
Версии иллиберальной Идеи
Россия традиционно старалась обосновать континентальную евразийскую державу с опорой на ценности коллективизма, солидарности и справедливости и на православные традиции. Это совсем иной идеал.
Вполне иллиберальный, если соглашаться с тем, как современный западный либерализм сам себя определяет.
При этом и в русской цивилизации (в русском мире) есть свой особенный универсализм, проявляющийся как во вселенском характере православной Церкви, так в советский период – в вере в победу социализма и коммунизма в мировом масштабе.
Китайский проект «сообщества единой судьбы человечества» (???????)» Си Дзиньпина или теория Тьян ся (??) представляют собой масштабированный принцип традиционного конфуцианского идеала Поднебесной, Китайской Империи, находящейся в центре мира и предлагающей окружающим народам китайский культурный код в качестве этического, философского и социально-политического идеала.
Но и китайская мечта – как в ее коммунистической и открыто антибуржуазной, антииндивидуалистической, так и в традиционно конфуцианской версии, очень далеко по своим основаниям от западного либерализма, то есть по сути иллиберальна.
Исламская цивилизация также имеет свои собственные непоколебимые принципы и ориентирована на распространение ислама в миром масштабе – как «последней религии».
Нормальным для этой цивилизации является основывать социально-политическую систему на принципах шариата и верности основополагающим религиозным установкам. Это, в свою очередь, - иллиберальный проект.
Индия в последние десятилетия все очевиднее обращается к основам своей ведической цивилизации – и отчасти к системе каст (варн), а также к освобождению от колониальных моделей философии и утверждения индуистских принципов в культуре, образовании, политике.
И Индия также считает себя центром мировой цивилизации, а свою традицию – вершиной человеческого духа. Косвенно это проявляется через распространения упрощенных прозелитических форм индуизма – таких как йога и облегченные духовные практики.
Очевидно, что философия Веданты вообще не имеет ничего общего с установками либерального глобализма. В глазах традиционного индуиста современной западное общество – это крайняя форма вырождения, смешения и переворачивания всех ценностей с ног на голову, что характерно для темной эпохи – кали-юги.
На африканском континенте назревают свои собственные цивилизационные проекты, чаще всего в форме панафриканизма. В их основе лежит антизападный вектор и призыв коренных народов Африки обратиться к своим доколониальным традициям.
В панафриканизме существует несколько направлений, по-разному трактующих африканскую Идею и пути ее реализации в будущем. Но все они единодушно отвергают либерализм, а значит, и Африка ориентирована в иллиберальном ключе.
То же самое характерно для стран Латинской Америки, стремящихся обосновать свое отличие как от США, так и от Западной Европы.
Латино-американская Идея строится на сочетании католицизма (угасающего или полностью выродившегося на Западе, но вполне живого в Южной Америке) и возрожденных традициях автохтонных народов. Это еще один случай цивилизационного иллиберализма.
Столкновение цивилизаций – борьба Идей
Таким образом, русская, китайская и исламская Идея имеет в себе ярко выраженный универсальный потенциал. За ними следует Индия, а Африка и Латинская Америка пока ограничивают свои проекты пределами соответствующих континентов.
Хотя широкое распространение африканцев в мире порождает у некоторых теоретиков проект создания – прежде всего в США и Евросоюзе – африканских автономных самоуправляемых зон по принципу бразильских киломбу.
Рост латино-американского населения в США также в перспективе смог бы существенно повлиять на северо-американскую цивилизацию и доминирующую систему ценностей, которая в силу католической основы и сохранившейся связи с традиционным обществом, безусловно, рано или поздно вступила бы в противоречие с либерализмом, имеющим протестантские и ярко выраженные англо-саксонские основания.
Поэтому борьба между однополярным миропорядком и многополярным представляет собой столкновение Идей.
С одной стороны, либерализма, пытающегося отстоять свои доминирующие позиции в глобальном масштабе, а с другой стороны, сразу нескольких версий иллиберализма, который становится все более ясно выраженным в странах, составляющих многополярный блок.
Видео на канале YouTube "Авторы ЗдравствуйРоссия.Рф"
Интервью, доклады, выступления А.Г. Дугина
Лекции А.Г. Дугина
Видео на канале YouTube "Философы на ЗдравствуйРоссия.Рф"






























Гегель и четвёртая политическая теория
Русский народ и русское государство в будущем
Академик РАН Анаников: за фотокатализом будущее каталитических техноло...
Член-корреспондент РАН Полилов: на планете не описано еще от 3 до 7 мл...
Академик РАН Тыртышников: свои исследования я определяю как "борьбу с ...
На пути к пассажирскому сверхзвуку
Мамлеев
Ненаписанная история далёкого прошлого
Основа гармоничного развития
Иллиберализм в международных отношениях
Антицивилизация
Теперь и в Санкт-Петербурге
Обаяние синкретизма
Незападный мир: возможности и роль России
"Будем лопать пустоту", или наше завтра от Сбербанка
Вулканология - наука дисциплинированных
"Южные птицы стали переселятья на север"
"Кто понял жизнь, тот больше не спешит..."
Применение газов в медицинских целях
Утраченное сокровище Карелии
"Нас ожидает революция в использовании искусственного интеллекта"
Неиссякаемый родник
В Басовом ключе
Пророчества Николая Данилевского
Из истории русской мысли. Часть III
Из истории русской мысли. Часть II
Из истории русской мысли. Часть I
Русь соборная и имперская Церковь. Часть IV
Запад как идеология и наш русский ответ
Время Z на часах истории
Национализм: преступная фикция и идеологический тупик
Русь соборная и имперская Церковь. Часть III
Русь соборная и имперская Церковь. Часть II
Русь соборная и имперская Церковь. Часть I
След биохакеров
"Это всё действительно искусственное: и начало, и конец"
Попова: "Сегодня на национальной платформе больше 40 тыс. геномных пос...
Михаил Ковальчук: "Человека по жизни ведёт любознательность"
В России привито от ковида 39 миллионов взрослых, 7 миллионов переболе...
"Самое главное - не пропустить интересного учёного, который работает в...
В прекрасном и яростном микромире
Глава РАН: надо уметь оперативно перестраивать производство вакцин - в...
Право заниматься наукой
Обречённая на спасение
Углеродная нейтральность - главный тренд в мировой экономике
Путь к термоядерной энергетике
Жаркий климат станет нормой
Дельта - это не другой штамм, а множество схожих штаммов
"Игра в бисер"
Владимир Аннушкин: "Каков язык, таково и общество"
Наталья Уфимцева: "У нас другой, соборный тип культуры"
"Для врага и берёза - угроза"
Как победить старость?
Щит и меч Земли
Вакцинация не вызывает постковидного синдрома
Имперский Ренессанс
"Сопротивление - это вы!"
"Построим снова и ещё лучше"
Наша задача - понять, как работает мозг
Жизнь у нас под ногами
А нюх, как у собаки…
Ген в короне?
Сподвижники Ермака и их потомки в Сибири в XVII в. Часть II
Сподвижники Ермака и их потомки в Сибири в XVII в. Часть I
"Удалённый режим может уничтожить человечество как социум"
Геном в режиме редактирования
"Ковид чем-то похож на радиацию"
"Создание расы постлюдей - это не философия, а стратегия"
"Много званых, но мало избранных"
Фёдоров: "Род человеческий не достиг ещё совершеннолетия"
Бостром: "Трансчеловек - некто, активно готовящийся стать постчеловеко...
Магнус Хиршфельд и "третий пол"
На вопрос о Боге Курцвейл ответил: "Его пока нет"
Время деколонизации Латинской Америки
Четвёртая политическая теория и элиминация модерна
Путин: "Предлагаю создать Национальную базу генетической информации"
Сечин: "Генетические данные наших сотрудников и членов их семей имеют...
"У нас есть литература, но нет литературного процесса"
"Истинное искусство и духовная мобилизация должны остановить деградаци...
"Детей перехватывают другие центры влияния, другие генераторы смыслов ...
"Надо же, сколько старья!"
"Вы апостолам предъявите карточку Mastercard или Visa?"
"Россия сама должна создать собственное человечество"
"Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней ми...
"Человек призван быть не уничтожителем, а покровителем всего живого"
"Собственность должна перестать быть предметом розни, борьбы, передела...
"Жить, словно овощ, не творя и не преодолевая себя - постыдно"
"Россия провозгласит возвращение к культуре массового чтения"
Союз большой евразийской Тройки
"Кроткие наследуют землю..."
"Положительное зерно консерватизма - отношение к культуре, чести и иер...
"Возвышая свой голос и утверждая свою правду, можно спасти будущие пок...
"Грех человека влечёт кару для всего живого на земле"
Русский космизм как синтез религиозной веры, научного знания и искусст...
"Необычайная будущность России в наступающей эпохе"
"Нас ждёт наступление эры новых пандемий"
"Человеческое в человеке испытывается на излом"
"Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской з...
"Создание сплошной серой массы, погружённой в бурлящий хаос собственны...
Trans Trip Trap: стать Богом по доверенности