Шкатулка с секретом: искусство и технологии палехской росписи
Палехская миниатюра считается одним из самых молодых видов народного художественного промысла. Ее появление относят к началу XX века, но это не совсем так.
Удивительно детализированные изображения с применением сусального золота мастера Ивановской области, где возникла эта живопись, создают уже на протяжении почти четырех столетий. Как появились знаменитые черные шкатулки?
Сколько лака необходимо, чтобы расписать целую комнату? И зачем мастеру нужен волчий зуб? Продолжая серию материалов о народных художественных промыслах, в этот раз мы попытаемся разобраться в особенностях создания палехской миниатюры.
Второе рождение
Этот вид живописи возник в XVI–XVII веках в поселке Палех Ивановской области, где и получил широкое распространение.
По одной из версий, его появление связано с населявшими деревню старообрядцами, чтившими традиции иконописной школы. Такие изображения отличались особой «мелочностью», как тогда говорили.
Мастера умели раскрыть церковный сюжет в мельчайших деталях на фрагментах размером со спичечный коробок.
В начале двадцатого века, после социальных и культурных изменений, произошедших в России, палехским иконописцам важно было сохранить вековые традиции.
В 1924 году художник Иван Голиков и искусствовед Александр Глазунов основали Артель древней живописи Палеха. Так искусство получило новый виток развития.
«Для мастеров потеря ремесла могла стать настоящей трагедией.
Чтобы не допустить этого, на лаковых шкатулках в традиционной стилистике начали изображать действительность того времени, знаковые события, передающие дух эпохи: работники колхозов, аэропланы, а также образы выдающихся ученых, например Сергея Королева, запускающего ракету „Восток“, или Юрия Гагарина на фоне Млечного Пути.
Это был настоящий авангард в сфере искусства, когда художники экспериментировали с сюжетами и деталями», - рассказывает заместитель директора компании «Палехские художественные мастерские» Александр Колыгин.
От шкатулок до целой комнаты
Классический образец палехского искусства: маленькая черная шкатулка (и красная внутри) из папье-маше размером 10 на 15 сантиметров, с яркой и детальной прорисовкой, и золотым орнаментом по краям.
Самый маленький ларец может составлять 2 на 2 сантиметра, а самый большой - 40 на 50 сантиметров. Более внушительные примеры таких изделий - панно с палехской росписью, размеры которого могут достигать 2 на 4 метра.
«Однажды нашим мастерам поступил заказ на создание целой комнаты со стенами, украшенными панно с лаковой росписью. На такую работу ушло около 50 литров лака», - делится специалист.
Помимо шкатулок и панно, расписывают украшения, письменные приборы, предметы декора, елочные шары, пасхальные яйца и мебель (столы, комоды).
Среди наиболее популярных сюжетов в палехской росписи - народные былины и сказки, бытовые сюжеты (например, чаепитие), хозяйственные темы (сбор урожая).
«В среднем, стандартное изделие, допустим, ту же шкатулку, создают примерно за два месяца. За это время необходимо пропитать маслом, просушить и покрыть лаком заготовки. Но многое зависит от художника: на сложный сюжет может уйти и 6-8 месяцев», - говорит Александр Колыгин.
Золотой стандарт
Конечно, это далеко не единственный вид народной росписи: своими шедеврами славятся борецкая, городецкая, жостовская, гжель и многие другие.
Неподготовленному зрителю, скорее всего, будет трудно отличить палехскую миниатюру от родственных ему холуйской и мстерской родом из соседних центров лаковой живописи в Ивановской области. Однако характерные черты есть.
«Особенность заключается в росписи про?белов - высветлениях, придающих деталям объем. В отличие от других видов лаковой живописи, использующих для этих целей цвет, мы расписываем про?белы золотом.
Такой способ делает изображение ближе к традиционным, отсылая к иконописным миниатюрам», - объясняет эксперт.
Никаких дефектов
Чтобы выяснить, как создают палехские художественные изделия, заглянем в одну из мастерских. По словам Александра Колыгина, несмотря на долгую историю лаковой миниатюры, до сих пор в ремесле нет единственно верной технологии, и всегда есть место экспериментам с материалами.
Традиционно шкатулки для росписи делают из папье-маше - пропитанного картона, который наматывают во много слоев на деревянную заготовку. Материал снимают, режут на детали, формируют из них стенки и крышку шкатулки.
Затем пропитывают в льняном масле и высушивают, получая прочный материал.
«Пропитка папье-маше подразумевает варку материала в горячем масле. Это сложный и опасный технологический процесс. Температуру масла нужно постоянно увеличивать.
Любая недосушенная деталь изолируется от кислорода, из-за чего не сможет полностью высохнуть, могут появиться пузырьки. К тому же, при полимеризации масло может воспламениться.
Поэтому мы стараемся использовать двухкомпонентные пропитки, грунты и краски. С их помощью легко исправить дефекты, если что-то пойдет не так», - делится специалист.
Краски, кисти, волчий клык
На следующем этапе за дело берется художник. Сначала он рисует эскиз, а затем с помощью кальки - полупрозрачной бумаги - переносит изображение на шкатулку, которую предварительно натирает пемзой, чтобы сделать поверхность матовой.
Силуэт рисунка наносится на шкатулку с помощью специальной затупленной иглы - цировки.
Для палехской миниатюры мастер использует кисти из натурального беличьего ворса, а также темперные краски, которые традиционно создают на основе желтка и разбавленного в воде уксуса.
Уксус служит консервантом, а желток - связующим, клейким веществом. В полученную смесь добавляют цветные пигменты.
В палитре художника для росписи одного сюжета используют 15-20 разных цветов. Некоторые из них могут быть природного происхождения (например, перетертый в порошок минерал лазурит или малахит), другие - продукты химических реакций.
Например, для получения черного пигмента могут использовать газовую сажу, для зеленых оттенков - окись хрома. Пигмент смешивают с яичной эмульсией и хранят в холодильнике. Срок годности у красок составляет до двух недель.
Сам процесс росписи - многослойный и состоит из множества стадий. Области, где будет рисунок, покрывают белым цветом (этот этап называется белильной подготовкой), а уже потом расписывают цветом.
Таким образом цвета получатся более яркими. Постепенно в изображение добавляют различные элементы и мелкие детали.
На финальном этапе изображение покрывают лаком и пемзуют, а затем расписывают сусальным золотом. Для полировки золота художник использует необычный инструмент - волчий клык.
И это не образное выражение, как можно было бы подумать, а самый настоящий зуб хищника, с помощью которого придают металлу красивый блеск.
«Дело в том, что раньше волчий клык был побочным продуктом охоты (как, кстати, и перья, которыми художник смахивал остатки пемзы с поверхности).
Это был наиболее доступный и при этом идеально гладкий, крепкий материал для полировки поверхности. Сейчас его найти сложнее. На замену обычно берут отполированный камень в форме клыка, например, агатовый зубок», - объясняет эксперт.
Когда роспись готова, а золото отполировано, изделие отправляют на финальную лакировку. Для этого используют специальные двухкомпонентные лаки, которые хорошо ложатся на натуральные краски и закрепляют цвета. Затем изделие сушат в печи при 45 градусов по Цельсию.
Больше, чем промысел
Палехская миниатюра - больше искусство, чем промысел, уверен специалист.
За свою историю у этого вида художественной росписи, с одной стороны, сформировались уникальные черты, а с другой - постоянно менялась техника и методы производства. В этой сфере всегда есть место для профессионального диалога.
Неизменным остаются кропотливый труд мастеров и детальность проработки изображений. Вероятно, в этом и кроется главный секрет знаменитой шкатулки и других образцов палехской росписи.
Богатый сюжет, созданный из множества мелких штрихов, высокая детализация, необычный набор красок и золотая ажурная нить, обрамляющая рисунок, делают такие изделия по-настоящему сказочными.






























Заседание попечительского совета МГУ
Генная терапия и искусственный интеллект
Космическая перспектива: как и зачем исследуют Землю с высоты
Дизайн белков, ИИ-биотехнологии и исследования ДНК
Аналитики и мечтатели: кто такие интроверты и как их вычислить в толпе
Инженерная революция и потрясающие результаты
Пересадить жизнь: как развивается современная трансплантология
Шкатулка с секретом: искусство и технологии палехской росписи
Не выходя из комнаты: как Юрий Кнорозов разгадал тайну языка индейцев ...
По следам Семёнова-Тян-Шанского, или взгляд из прошлого в будущее
Эмоции на Луне. Завершён годовой изоляционный эксперимент SIRIUS-23
Умный коровник: как новые технологии хотят изменить сельское хозяйство...
"Сфера" высоких технологий: как и для чего разрабатывается "Русский St...
Покоритель Луны и Венеры: что известно о проектах Георгия Бабакина
Наедине с космосом. История экспериментов, моделирующих длительные кос...
"Полгода плохая погода, полгода - совсем никyда"
Нити времени: сочетание традиций и инноваций в балахнинском кружеве
Угроза спутниковой связи на Земле? О возможных последствиях разрушения...
Нейрогенетика: как ДНК влияет на мозг и его старение
Электрические сны: в чем опасность концепции цифрового бессмертия
Амурские кости: как благовещенский студент-химик стал палеонтологом
Лаборатория «Гжель»: где наука создаёт красоту, а художникам помогают ...
Промышленность высоких технологий: как машины делают машины в России
От коллайдера до редких приц
Будущее энергетики: автономность, эффективность, чистота
Водные беспилотники ИПУ РАН: навигация, исследование глубин, помощ эки...
Газовая колыбель жизни: что происходит с озоновым слоем?
Вычислить гения: о чём говорят тесты на интеллект?
Мозг по-разному распределяет сигналы перед реальным и воображаемым дви...
Физики расширили понимание магнитных вихрей
Важные открытия паразитологии последних лет
Сценарии развития экономики в условиях декарбонизации
Мусор орбитального масштаба
Суверенный прием: в РФ создают антенну для отечественного аналога Star...
Роботизированный Science Art
"Первым делом, первым делом - самолёты"
Виртуальные клоны: как цифровые двойники пациентов помогают врачам
Почему вещи крутятся. Загадки неустойчивого вращения
Центрифуга, инкубатор, 48 яиц
Шелками по золоту
Изменение климата в Арктике может способстовать снижению концентрации ...
Президенты РАН в XXI века: от реформ к технологическому суверенитету
Суперконденсаторы для альтернативной энергетики России
Что общего между рыбками данио и Ван Гогом?
Причиной потепления в полярных регионах являются землетрясения
Изменчивость и гениальность
Значительная часть нейтрино рождается в нашей Галактике
Получение наноразмерных мембран по-новому предложили учёные ЮФУ
Новый взгляд на природу оптической нелинейности
Самый большой линейный ускоритель протонов в Евразии
Коллайдер NICA получил первые элементы для системы электронного охлажд...
В Уфе создан сверхпрочный материал
Методика учёных ИТМО позволит определить подлинность картин
В НИЯУ МИФИ разработали уникальную систему кодирования информации
Каков уровень сейсмической опасности на Горном Алтае?
"Полимеры надо перерабатывать, разлагая на исходные компоненты"
Лень мозга
Археологи СПбГУ обнаружили в Великом Новгороде остатки храмов XII века
Итоги первого дня работы общего собрания Академии наук России
"Мы делаем кремний технологически более высокого качества"
Современное потепление - самое сильное за последние 7 000 лет
Российские учёные сделали важный шаг в разработке будущего термоядерно...
Учёные ГЕОХИ РАН подтвердили факт глобального похолодания начала XVII ...
Погребения XI века под Суздалем
За чёрным силицидом будущее
Ядовитая таблетка Байкала
"Нашего полку прибыло"
Химики раскрыли биохимический механизм неспособности к обучению
Что исследуют в росскийских ЦКП при вузах
Влияние невесомости на организм человека
"Метановая бомба" с часовым механизмом
Исследование нейтрино на Байкале
Существующие критерии головных болей, связанных с инсультом, модернизи...
Томские бетатроны
В безымянном саркофаге Вознесенского собора захоронена дочь Ивана III
Природоподобные соединения для лечения болезни Паркинсона
Создание возобновляемых источников энергии в России
"Похоже, что существует только одно, что люди не боятся потерять, - эт...
Три центра геномных исследований в 2021 году: итоги геномных исследова...
Борьба с пандемией и бедностью
Разработан новый способ диагностики рака и метастазов
Исследования на Таганском холме
Cделан новый шаг к созданию квантового компьютера
От создания кораблей до управления МКС
Двенадцать тезисов американских претензий к Роскосмосу и ответы на них
Новые археологические открытия под Суздалем: "Гнездиловский всадник"
Россия показывает новые возможности управления в дальнем космосе
Определена светимость с рекордной точностью в столкновении пучков LHC ...
Углеродная нейтральность - новый тренд в мировой экономике
Глобальный вызов человечеству
Создан полимерный композит на основе графена, поглощающий волны радаро...
Как научили спутники заглядывать под землю
Физики поняли, как вычислить плотность тёмной энергии
Путин утвердил Стратегию национальной безопасности
Короед-типограф - губитель хвойных лесов России
Термоядерную плазму протестировали в токамаке нового поколения
"В своём болоте и лягушка поёт..."
"Нам здесь всем понятно, что суперкомпьютеры России крайне необходимы"
Сибирские учёные усовершенствовали аэрозольную доставку препаратов
Химики впервые в мире получили пластины на основе серебра и таллия