Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Поэт и музыкант Игорь Сивак
Источник: Яндекс картинки
15:18 / 15.12.2023

Десять лет войны
"Из цикла песен, посвящённого этой войне, я бы не стал выделять какую-то отдельную песню. Все эти образы, строки, сюжеты рождены из реальных событий. Каждая строчка подкреплена фактурой. Может быть, что-то удалось больше, но это уже история. Я девять лет пою их, глядя в глаза идущим в бой. А их не обманешь. Что касаемо дополнения к дискографии. Я записал за 9 лет всего пять песен"

Юбилейная беседа на неюбилейные темы с известным автором-исполнителем Игорем Сиваком.

- Игорь, наша первая беседа состоялась в конце 2011 года. Повторить обычный человеческий вздох о беге времени «как вчера было» - точно не получится: произошли глобальные события. Чем стали эти годы для вас? С каким настроением встречаете юбилей?

2012-й - последний мирный год на бывшей Украине. 2013-й уже смело можно называть годом начала гражданской войны, начавшейся на майдане. А после пирровой победы майдана украинское государство для меня, да и для миллионов граждан, прекратило своё существование. Сегодняшнее государство-химера сохранило только название.

Всему виной майданофашистский переворот, именно так я его определяю, потому что агрессивное меньшинство, именующее себя патриотами, объявило себя сверхлюдьми, которые решают куда двигаться стране, в какие альянсы вступать, на каком языке разговаривать, каких героев чтить, кому где жить, а потом и кому жить или умереть.

Насилие и угроза насилием - нехитрые инструменты цветных революций, инспирированных западными спецслужбами под всеми возможными прикрытиями.

Мы с вами познакомились после выхода моего альбома «Нехолодная война 1945-1991». Вопросы, связанные с локальными конфликтами, цветными революциями и обеспечением безопасности Советского Союза в недавнем прошлом стали фундаментом этого альбома.

Когда погружён в эту тематику, глядя на настоящее, невольно видишь аналогии.

Коллективный Нильс с западным дипломатическим паспортом заиграл на дудочке сладкую песню о «светлом будущем», собрал всех крыс на Козьем болоте и утопил их в крови, точнее - продолжает топить. Увы, не только крыс.

Большей частью кровь принадлежит людям, не имевшим отношения к этому непотребству.

С самого начала я пытался достучаться, хотя бы до тех, кого я знал, говорил им, что Украину превращают в поле боя. Вне зависимости от того, кто победит: Запад или Россия, Украине точно ничего не светит.

Можно посмотреть мои посты в ЖЖ за 2014 год. Я так и писал. Они смеялись над моими словами. Они радовались, когда бандеровцы разграбили первые арсеналы МВД, СБУ и ВСУ на западной Украине и привезли оружие в Киев.

Теперь многих из них нет в живых. Но я не злорадствую, это действительно трагедия.

В марте 2014-го я впервые вышел на сцену Куликова поля, спел несколько песен и продолжал выходить до конца апреля. 2 мая моего участия не планировалось. Дружины собирались по своим соображениям и не для мероприятия на площади.

Утром 3 мая, когда сотрудники МЧС выводили последних куликовцев с крыши, я уже был там.

Дальше, в силу того, что я имел некоторую публичность и лично знал волонтёров, которые по зову сердца помогали нашим раненым, я с друзьями организовал сбор помощи и контролировал этот процесс.

Через месяц, когда первая помощь раненым и обожжённым была оказана, мы закрыли сбор. Конечно, в тех условиях это было больше похоже на подпольную работу, чем на гуманитарную деятельность.

Светиться было нельзя, но мы справились. Через месяц, по отработанной схеме, при поддержке ЖЖ-блогеров, мы организовали помощь Первому Добровольческому медицинскому отряду ДНР и больнице № 2 в Горловке.

Я находился в городе, Алексей Муратов, майор запаса, связист, ветеран двух чеченских, писатель и мой друг, координировал процесс. В Горловке и Донецке на связи с нами был хирург Михаил Богомаз.

Он чудом выводил средства, обеспечивал больницу и ополчение медикаментами, перевязочными материалами и т. д. Михаил, на сегодня, продолжает службу в военно-полевом госпитале одного из прославленных подразделений.

Я почти каждый день с ним созванивался, когда Горловка была осаде. За месяц Михаил принял несколько сотен раненых. Настоящий Герой Донбасса.

Летом 2014-го мне ещё казалось, что мрак падёт и народ прозреет. К сожалению, после 2 мая наши политики мирного времени, координирующие митинги и марши в Одессе, не смогли организовать сопротивление.

Да и около 500 человек актива антимайдана, включая раненых и арестованных, были выведены из строя. Я, как и миллионы единомышленников, надеялся на более решительные шаги России по защите Донбасса и исторической Новороссии.

Ну а мы были готовы поддержать. Ожидание затянулось.

В марте 2015-го мне поступил конкретный сигнал, что надо ехать в Россию, а иначе меня ждут застенки СБУ. Полагаю, мне, как и многим другим, дали возможность уехать, не считая опасными противниками.

В каком-то смысле украинские спецслужбы были правы. Политическая эмиграция из Украины не смогла организовать должным образом информационную работу, консолидироваться и как-то влиять на процессы на Украине.

«Комитет спасения с Украины» - так мы шутили.

Уловив, что к чему в среде бывших украинских политиков и ЛОМов, я перешёл на автономное существование. С лета 2015-го я регулярно выезжаю в Донбасс, пишу песни об этой войне, выступаю у военных и гражданских.

В общей сложности я провёл там и на освобождённых территориях пару лет. Сам себе нарезаю задачи - сам их решаю. Хотя не всегда, уже полгода, как я являюсь артистом Херсонской филармонии.

Впервые за 9 лет этой войны мой статус обрёл осязаемую форму. А что касаемо юбилея, так я его встречаю в пути. На дороге к дому. Под британские крылатые ракеты. Не самый приятный салют на праздник. А значит, праздника и нет.

- Не могу удержаться от личного впечатления. В октябре 2012 года я на три дня попал в Одессу. Если бы мне ещё в августе того года сказали, что через два месяца я, да ещё с женой, поеду в Одессу - ни за что бы не поверил: домашняя ситуация не представляла такое возможным.

Но если бы мне в октябре 2012 года сказали, что через полтора года случится 2 мая - я бы не поверил ещё больше. Одесса производила сильное, спокойное впечатление.

Это был город Империи, где обо всех коллизиях, даже вековых, не говоря уж про последние тридцать лет, напоминали только гривны и отголоски вялой предвыборной компании. А что для вас как для одессита «2 мая»?

2 мая - момент истины, точка невозврата. В этот день сгорели не только люди, сгорел миф Одессы как южного дружелюбного гостеприимного города, в котором живут добрые люди.

По инерции одесситы не вполне осознавали, какое будущее готовит Украина для города. Казалось, что никто не будет ломать уклад и традиции. «Бандерлоги» в деле украинизации города были не особенно успешными.

Ну а горожанам казалось, что мы всегда сможем договориться. Город успешно переваривал и ассимилировал новых жителей. Так было всегда. Но не в этот раз.

Часть гостей Одессы просто мимикрировала, притворилась лояльными к городу людьми, а в нужный момент достала из схронов своих гнилых душ западенские топорики и машиненгеверы.

И когда произошло массовое убийство одесситов, преступление против человечности, вся эта нечисть весело скакала на телах убиенных.

Я знал многих куликовцев. Это были настоящие одесситы, гордость города: представители творческой интеллигенции, предприниматели, инженеры, научные работники, преподаватели, простые работяги, моряки, портовые грузчики и бывшие силовики.

Да кого там только не было! В голове не укладывается, хотя общая схема произошедшего давно понятна.

И если до Второго мая я ещё смотрел на противников как на оппонентов, заблудших братьев, то с этого момента я понял, что битва будет не до первой крови, а до самой смерти, как у Галича поётся. Сразу развелся ещё один миф, майдановский.

Как мы помним, они все уши прожужжали про европейские ценности. И вот мы увидели все эти ценности в реале.

Презумпция невиновности, права человека, свобода слова, тайна приватной информации, ну, в общем, весь гейский наборчик так называемых либералов, а на деле - фашистов, в самом примитивном исполнении.

- Саму трагедию можно было бы попытаться объяснить, если бы после в обществе воцарилось горестное молчание, ужас, а дальше - панихиды, памятники, размышления. Но царило веселье.

При всём отвращении к российской «либерде» - такого после Октября-93 не было. Были оправдания, объяснения а-ля «не было иного пути», но не было глума. Хотя и соцсетей тогда не было - сделаю оговорку.

Тем не менее, что случилось с украинским обществом? Когда это случилось?

У них была возможность отречься от убийц. Потребовать от власти справедливого расследования. Но нет. Вы правильно говорите, они шутили про одесские шашлыки, скакали от счастья. Я не знаю, что с ними случилось.

Можно попытаться объяснить это, пользуясь научным методом, и, наверное, такое объяснение существует в рамках изучения психологии масс, коллективного подсознательного. Но я не психиатр.

Полагаю, что на большинство ваших вопросов я ответил в своих песнях. В художественной форме мне проще выразить свои эмоции и мысли.

Ещё одно важнейшее следствие этой трагедии - она послужила побуждающим мотивом для большинства добровольцев Донбасса первой волны. А для жителей будущих ДНР и ЛНР стало предельно ясно, что их ждёт.

К тому же, именно 2 мая началась войсковая операция в Славянске. То есть, спецоперация СБУ в Одессе и операция ВСУ координировались из одного центра. Армию связали кровью. МВД вынудили к преступному бездействию.

А между тем, большинство военнослужащих и милиционеров ненавидели майдан и его приспешников.

- Недавно прошла информация, что погиб боец ВСУ с позывным «Буба». Некогда он был активным сторонником идеи «Одесса - русский город!».

Будучи фанатом «Черноморца», прославился, тем, что как-то во время матча во Львове вывесил на секторе русский имперский флаг. Но после 2014-го он радикально трансформировался.

Понятно, что люди меняются, но всё равно в голове не укладывается.

Я думаю, что для большинства молодых украинских фанатов имперская идея, символика Новороссии были частью субкультуры. Вроде хиппи, панков и т. д.

Майдан дал им возможность в полной мере безнаказанно выплеснуть свою агрессию, подняться по социальной лестнице, заработать денег и искупаться в лучах славы. Вот молодёжь и потянулась.

Выжили, как говорит один из их вождей с отбитой башкой, не только лишь все.

- Вы часто бываете в зоне СВО. Есть какие-то эпизоды, которые произвели на вас большое впечатление.

Каждый день в зоне боевых действий приносит такие истории. А СВО для меня - часть большой войны, которая длится почти десять лет. И, может быть, к большому сожалению, - не заключительная. Мне бы хотелось поделиться двумя историями.

Первая касается судьбы одной песни - «Донецкая гимнастика». Это песня про девочек-гимнасток, которые тренируются под обстрелами. Написал я её в конце 2015 года и с тех пор пел, где приходилось, в том числе на позициях.

В 2022 году был приглашён на слёт операторов БПЛА «Дронница», организованный Координационным центром помощи Новороссии. В последний день на закрытии я исполнил эту песню для участников слёта на Рюриковом городище.

Через некоторое время на меня вышел Иван Петрин, участник слёта, а по совместительству - организатор соревнований по художественной гимнастике в Москве. И говорит мне: «Найди этих девочек, я их на турнир приглашу и всё обеспечу!»

При помощи моих донецких друзей, семьи спортсменов Людмилы и Вадима Десятерик (Вадим, к тому же, пишет хорошие стихи и песни), мы вышли на эту ДЮСШ. Об этих девочках из песни узнали Ирина Винер и Светлана Хоркина.

Спортсменки выступили на турнире, собрали много медалей, кроме того, для них была организована экскурсия по Москве, а потом по приглашению Ирины Винер они посетили представление во дворце гимнастики.

Нужно было видеть слёзы счастья этих девочек на пьедестале. В результате организация Ивана Петрина начала сотрудничать со всеми спортивными секциями ДНР и ЛНР - множество юных спортсменов Донбасса получили возможность развития.

Для меня памятная золотая медаль по художественной гимнастике - самая дорогая награда и знак того, что наше слово может ощутимо влиять на реальность.

Вторая история такая. Выступал я перед офицерами одной из бригад после совещания командного состава подразделений. Прежде я бывал в этой бригаде, но довольно давно. Командный состав сменился, и меня никто не знал.

Может, какие-то песни слышали. Поначалу, как всегда в таких ситуациях, я ловил на себе скептические взгляды с немым вопросом: зачем ты сюда приехал? В процессе товарищи офицеры изменили своё отношение и в конце даже попросили ещё пару песен.

Комбриг попрощался и оставил меня на попечение молодого офицера, начальника разведки или что-то в этом роде. Предложили солдатский обед, я не отказался. Сидит он, значит, напротив меня и с хитрым прищуром спрашивает: «Не желаете ли съездить на сафари»? Я не понял, переспрашиваю - куда?

- Ну на сафари, пострелять, поселфиться на передке, на джипе погонять.

Я отвечаю: нет. Я не готов, фотоаппарата у меня нет, я всегда езжу с кнопочным телефоном, а лазить по позициям - ещё подставлю кого-то, мы уедем, а ребятам прилетит. Я бывал на передовой, но в других обстоятельствах. Самоутверждаться мне уже поздновато, не за тем приехал. Можете считать, что струсил.

- Ну то, что вы здесь, уже не характеризует вас как труса, понял.

Разговор пошёл на отвлечённые темы. И хитрого прищура больше не было. Только потом, в пути, я понял, что таким образом он меня проверял, тестировал. Видимо, натерпелся он всяких праздношатающихся и таким образом проверял на вшивость, заодно и развлёкся.

- Какие песни последних лет вы можете выделить в своём репертуаре. И какое-то пополнение в дискографии произошло?

Из цикла песен, посвящённого этой войне, я бы не стал выделять какую-то отдельную песню. Все эти образы, строки, сюжеты рождены из реальных событий. Каждая строчка подкреплена фактурой.

Может быть, что-то удалось больше, но это уже история. Я девять лет пою их, глядя в глаза идущим в бой. А их не обманешь. Что касаемо дополнения к дискографии. Я записал за 9 лет всего пять песен.

Аранжировал их мне Алексей Иовчев - лидер-гитарист группы «Зверобой», потрясающий музыкант. Да и вся группа состоит из музыкантов мирового уровня. К сожалению, рассчитывать приходится только на свои силы и ресурсы.

Помогают иногда друзья, но, видимо, я не настолько убедителен, чтобы привлечь инвесторов. Да и прибыли никакой не будет. Не тот формат. Записываю под гитару.

Осваиваю видеомонтаж. Интернет и прогресс компьютерной техники открыли много возможностей для развития.

- Как вы определяете свой стиль?

Здесь всё просто. Авторская песня. Я понимаю это так: человек пишет песни и сам их исполняет. Мне бы, конечно, хотелось раздвинуть музыкальные рамки, я пытаюсь как-то экспериментировать, развиваться.

Если добираюсь до студии, то пытаюсь сотрудничать с хорошими музыкантами: или с академически образованными, или с самоучками-виртуозами. Мне кажется, что в синтезе разных жанров рождаются интересные вещи.

Что касается текстовой части, то я стараюсь соблюдать правила силлабо-тонического стихосложения, ломаю ритмы, применяю все подвластные мне приёмы.

Ну, и драматургия, принципы построения художественного произведения - универсальны во всех видах творчества и жанрах.

- Кто из коллег - поэтов, музыкантов, которые, если так можно выразиться, в одном строю с вами, - наиболее близок?

Можно ли говорить о целой культуре сопротивления или всё-таки пока это «острова», отдельные люди, проекты? Как, на ваш взгляд, в культуре выражена тема СВО?

В первую очередь, конечно, я ценю творчество тех людей, которые принимали участие в событиях с 2014 года, кто жил в республиках, кто по зову сердца приехал в Донбасс и отразил в своём творчестве все этапы, а не проснулся 24 февраля и начал строчить «нетленки» наперегонки.

Не хочу никого обидеть, но кто в теме, поймёт, о ком речь. Это что касается поэтов и писателей.

А что касается музыкантов, то, конечно же, в первую очередь - группа «Зверобой», для меня честь дружить с Алексеем, Александром, Дмитрием и Сергеем.

Все, кто на протяжении девяти с половиной лет ездил по позициям, госпиталям, в ближнем и дальнем тылу, заслуживают уважения.

Я очень ценю стихи Ольги Старушко. Ольга Викторовна, по моему мнению, на сегодняшний день является ведущим русским поэтом в деле отражения трагических событий последних десяти лет.

В её произведениях даны точные ответы на ключевые вопросы этой войны: Почему мы воюем? С кем мы воюем? Почему мы должны победить?

Академический слог, выверенная драматургия, глубокие образы, исторические параллели, точные детали - словом, все слагаемые высокохудожественной литературы. Именно поэтому я сделал пять песен на её стихи для женского вокала.

«Ангелы» уже записаны Галиной Шапкиной. Остальные на подходе. В порядке творческого эксперимента, я, при поддержке Херсонской филармонии, пригласил Ольгу Викторовну поработать «за лентой» у старшеклассников и студентов.

Дети восемь лет жили под прессом бандеровской пропаганды. И всё сработало. Каждое слово дошло да адресата. Дети росли под нацистские кричалки, в которых их программировали «резать русню».

Но приехала «русня» и при помощи Великого русского слова разбила все навязанные им стереотипы.

Что касается цельной культуры отражения СВО, то её нет, несмотря на все попытки как-то собрать и организовать творческие силы. Главная причина лежит в фундаменте творчества.

Это дело личное и процесс не коллективный - даже в проектах, где задействовано много людей, во главе стоит автор, режиссёр или продюсер. Кино почти не снимают, театральные постановки - для узкого круга, как и поэтические сборники.

А вот если говорить о песенной части, то большинство из того, что я слышал, это какой-то безудержный хайп.

Особенно на первом этапе СВО просто и дня не проходило без новых треков, состоящих из примитивных штампов, фальшивых слёз и откровенного непрофессионализма.

Невозможно измерить патриотизм, но мастерство авторов и исполнителей, вовлечённость в тему вполне поддаются измерению. Соответственно, мы видим степень ответственности тех, кто пишет и исполняет эти песни.

Я вообще терпимо отношусь к чужому самовыражению, но тема подразумевает абсолютную самоотдачу и уважение к тем, о ком или от имени кого вы пытаетесь петь.

Культурная война - война, которую нам предстоит вести ещё долгие годы. Быть может, всегда. И мы обязаны в ней победить. Всё лучшее и главное напишут и снимут участники этой войны.

Не только военные, а все те, кто вовлечён в трагические события последнего десятилетия. Так было всегда. И так будет.

Беседу вёл Андрей Смирнов



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.