Архангел Михаил (1299-1300)
Архангел с красным мерилом и большим голубым зерцалом в руках поставлен строго фронтально. На зерцале сохранились следы изображения Еммануила. Коричневые далматик ангела со стилизованным растительным орнаментом исполнен светлой охрой. Широкий лор более светлог...

Читать далее
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Икона происходит из Владимира. Сохранность неудовлетворительная, много утрат. В свое время икона стояла во владимирском Успенском соборе над гробницей митрополита Максима. Как читается в надписи над гробницей, икона была написана в память «видения»...

Читать далее
Никола Липенский (1294)
Новгородские иконы XIII века замыкает большая икона святого Николая. Она сохранила надпись от 1556 года, когда ее «обновили». В этой надписи воспроизведен текст и более древней утраченной надписи, согласно которой икона была написана в 1294 году не...

Читать далее
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в...

Читать далее
Царские врата (1275-1299)
Царские врата — центральные двухстворчатые двери иконостаса, ведущие в алтарь. Наиболее распространенным видом царских врат были врата деревянные с иконописными изображениями. На створках врат писали: вверху Благовещение (на одной створке архангел Гаврии...

Читать далее
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах — ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В ...

Читать далее
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
О своеобразном бунте против византийской традиции наглядно говорит большая краснофонная икона в Русском музее, на которой представлены в рост Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Все они даны в неподвижных, застывших позах, напоминая резанные из дерева и раскра...

Читать далее
Собор Архангелов (1250-1299)
Икона из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге, основанного в 1212 году (собор архистратига Михаила был освящен в 1216 году). Сохранность хорошая. Вставки нового левкаса на левой фигуре (от правого плеча вдоль одежды), на правой фигуре (на верхней ...

Читать далее
Мученица Ульяна (Около 1250)
В XIII веке стала все сильнее пробиваться наружу народная струя, для которой характерно тяготение к более простым и примитивным формам. Византийское наследие подвергается здесь такой радикальной переработке, что от него сохраняется, строго говоря, один иконогр...

Читать далее
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Икона происходит из Зверина монастыря в Новгороде, откуда в 1913 году была вывезена. Находилась в собрании А.И. Анисимова. В 1930-е перешла в коллекцию П.Д. Корина. Рассматривая икону В.И. Антонова проводит следующие параллели с другими произведениями др...

Читать далее
Николай Чудотворец (Около 1250)
В отношении постепенного отхода от Византийской традиции особенно интересна икона Николая Чудотворца в Русском музее, написанная ближе к середине XIII века. Ее автор, несомненно, отлично знал живопись предшествующего столетия. Лик святого во многом сохранил ви...

Читать далее
Спас (Около 1250)
В 1237 году Ярославль, как и многие другие русские города, подвергся нападению татар, но не был разрушен. Это дало ему возможность довольно быстро оправиться от удара, и при князе Федоре Ростиславиче Черном (1259–1299), умевшем ладить с Ордою, вновь наст...

Читать далее
Деисус (Около 1250)
Происходит из церки Николы от Кожи в Пскове (XIX век, на месте бывшего монастыря), куда попала из какого-то более древнего храма. Вывезена экспедицией ЦГРМ в 1926 году. К сожалению первоначальная живопись на лицах почти полностью утрачена, так что на них сохра...

Читать далее
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Фигура Богоматери поясная, чуть повернутая вправо к младенцу, сидящему на ее левой руке. Правой рукой младенец благословляет, в левой держит свернутый красный свиток. Вохрение коричневое (плохо сохранилось), по очень темному оливковому санкирю. Мафорий Богомат...

Читать далее
Успение (Около 1250)
Из церкви Успения на Пароменье в Пскове, построенной в 1444 году. Очевидно, данная икона попала сюда из старого сгоревшего либо разрушенного храма. Сохранность плохая. Много тщательно затонированных утрат верхнего красочного слоя и олова фона. Лучше всего сохр...

Читать далее
Страницы