Никола, со святыми на полях (1150-1250)
Плечи Николы как бы сжаты полями доски, а боковые части фигуры срезаны ими. Это увеличивает значительность продолговатой с высоким лбом головы Николы и его покрытого морщинами аскетического лица. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты.
Вохрение жидкой охрой по светло-охряному санкирю. Темно-красные и оливково-зеленые тени приплеснуты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин - красновато-коричневые. Губы темно-красные. Волосы исполнены белильными мазками (почти не сохранились), лежащими поверх зеленоватой рефти. Фелонь темно-коричневая, с черными описями складок и серебряным ассистом, расходящимся лучеобразно от сплошных серебряных пятен-бликов. От живописи белого омофора уцелели следы.
Сохранились также фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез его киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку. На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия.
Эту живопись нужно отнести к новгородской школе. Вохрение без санкиря желтой охрой с красной подрумянкой и белыми мазками-движками. Вверху поясные „Казна" и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника.
Первыми представлены князья: слева - Борис, справа - Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева -"Флур", справа - "Лавр", в синих и красных одеждах. Внизу слева - преподобная "Овдокия" в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее - зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа - мученица До[мн]а (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе.
На нижнем поле слева - поясная Параскева (?) в красном мафории, справа - поясная "Фотинниа", в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные. Доска липовая. Древние набивные торцовые шпонки утрачены. Их заменяют более поздние шпонки, скрепляющие планки. Кроме того, на обороте четыре более поздние врезные короткие шпонки, из которых одна утрачена.
Паволока, левкас, яичная темпера. 140 X 93. С доделками 145 X 94. Происходит из Новодевичьего монастыря в Москве, куда по монастырскому преданию икона Николы была привезена из Новгорода Иваном Грозным вместе с иконой Ярославской Богоматери 1564 года, и теперь находящейся в этом монастыре.
Икона Николы раскрыта в 1919 году в Комиссии И.И. Сусловым, В.А. и М.И. Тюлиными, В.К. Тарыгиным и П.И. Цепковым. В Государственную Третьяковскую галерею поступила в 1930 году из ГИМ.
По-видимому, икона Николы, написанная в ХII веке киевским мастером, была реставрирована в ХIII веке в Новгороде. Именно тогда были добавлены изображения на полях.


















9201.jpg






















Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)