Собор Архангелов (1250-1299)
Икона из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге, основанного в 1212 году (собор архистратига Михаила был освящен в 1216 году). Сохранность хорошая. Вставки нового левкаса на левой фигуре (от правого плеча вдоль одежды), на правой фигуре (на верхней части лора и на подоле), на фоне (сверху справа и сверху слева с захватом крыла архангела).
На левом поле оставлен кусочек послойных записей. Икона принадлежит к числу немногочисленных ранних изображений Собора архангелов (фреска церкви Тиграна Оненца в Ани, 1215; мозаика в Сан Марко в Венеции, XIII век; фреска Баптистерия в Парме, около 1270 года, и др.).
Этот иконографический тип встречается и в Грузии. Икона была написана, вероятнее всего, в самом Устюге во второй половине XIII века, уже после освящения собора. Икона несоизмеримо более высокого качества, чем ее собратья по Древнерусскому Северу, в манере письма которой есть уже много такого, что предвосхищает позднейшие памятники «северных писем».
Представленные в строгих фронтальных позах архангелы держат рипиды и медальон с полуфигурой Христа Еммануила. Этот круглый щит восходит к традициям античных imagines clipeatae (лат. щитов с изображениями).
H.П. Кондаков полагал, что он был символом восстановленного после эпохи иконоборчества иконопочитания. Такие imagines clipeatae нередко держат в руках изображенные на миниатюрах борцы за православие. Если подобного рода толкование и верно, поскольку данный сюжет известен нам только по памятникам послеиконоборческого времени, то оно верно лишь отчасти, потому что идея этого иконографического типа глубже. В нем запечатлено в символической форме воплощение Слова Божьего. Иначе говоря, то, о чем идет речь в Евангелии от Матфея (I, 18–25) и книге пророка Исайи (VII, 14).
Зачаточная форма Собора архангелов встречается уже на одной миниатюре эхтернахского Евангелиария в сокровищнице собора в Трире (cod. 61, fol. 9, около 730 года). Но здесь архангелы фланкируют постамент с доскою, на которой размещена латинская надпись со ссылкой на Евангелие от Матфея. Эту доску они придерживают, как позднее станут придерживать медальон с изображением Спаса Еммануила. На иконе из Русского музея Собор архангелов дан во вполне сложившейся форме, обычной для искусства византийского круга в послеиконоборческую эпоху.
«Собор архангелов» не похож по своему стилю ни на одну из дошедших до нас ранних русских икон. Его краски совсем особые — как бы пригашенные. Глухой синий фон сочетается с темно-вишневыми и темно-коричневыми тонами. В этом окружении красный цвет не звучит в полную силу, и колорит в целом производит сумрачное впечатление. Но в этой сумрачности есть что-то очень индивидуальное, далекое от того, что мы находим в иконах XII века. Там краски, даже если они были темными, сияли. Здесь они как бы меркнут на наших глазах.
Отчасти такое впечатление создается из-за крайне жидкой манеры письма. Краски наложены настолько тонким слоем, что они напоминают акварельную технику. Местами, как, например, на одеждах, просвечивает подмалевок. Эти приемы в корне отличны от солидной, сплавленной моделировки икон XII века, делая форму более плоской и бесплотной. В такой манере письма нетрудно заметить снижение добротности отстоявшейся византийской иконописной техники, занесенной на Русь в XI веке.
Но здесь проявляется и какое-то новое качество. Фактура стала более свободной и менее каноничной, верхний красочный слой приобрел особую зыбкость, связанную с неравномерным залеганием краски. Эта живописная традиция найдет себе продолжение в ряде псковских икон и в позднейших «северных письмах».
Есть в иконе Собора архангелов одна деталь, указывающая на проникновение народных вкусов в иконопись. Это богатый орнамент, украшающий позем. Поначалу возникло предположение, что это более позднее добавление. Но в процессе расчистки иконы выяснилась принадлежность орнамента к первоначальной живописи. Здесь иконописец дал волю своей бесхитростной любви к «узорочью», смело нарушив все традиционные каноны. Он не ограничился, как византийские художники, редкими кустиками и ввел гибкие побеги с цветочными мотивами, лишив тем самым плоскость почвы ее функционального назначения.
Размер иконы 165×118 см


















9221.jpg






















Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)