Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Псковских икон XII века не сохранилось. Во всяком случае, на сегодняшний день ни одна из них не открыта, хотя известно, что уже в середине XII века заезжие греки, пользуясь помощью местных мастеров, расписывали Спасо-Преображенский собор в Пскове. Самые ранние из известных нам псковских икон («Успение» из одноименной церкви на Пароменье и «Богоматерь Одигитрия» из церкви Николы от Кож; обе в Третьяковской галерее) датируются XIII веком. Это большие иконы (1,35x1 и 1,3x1,02), написанные в традициях XII века.
Тяжелые, грузные формы отличаются неприкрытой примитивностью, невольно заставляя вспомнить о каппадокийских фресках (как, например, роспись старой церкви в Токалы килисе в Гёреме, ранний X век). Однотипные лица с широким разрезом глаз и с крупными изогнутыми носами не имеют в себе еще ничего специфически псковского. Сравнивая «Успение» с аналогичной новгородской иконой из Десятинного монастыря, легко убедиться, что Псков отставал в своем развитии от Новгорода и что в его ранней живописи очень сильна архаическая струя.
Более тонким исполнением отличается «Деисус» в Русском музее, вывезенный из псковской церкви Николы от Кож. Он также датируется ХIII веком. К сожалению, первоначальная живопись на лицах почти полностью утрачена, так что на них сохранена поздняя запись. Но силуэты фигур, форма богато разделанного трона, характер драпировок остались нетронутыми. В трактовке одеяний широко использованы излюбленные псковскими художниками золотые ассисты, излишне дробящие плоскость и переключающие ритм складок в план чисто декоративного узора.
В этом отношении особенно показательна обработка плаща и хитона Христа, где мы находим самое иррациональное сочетание прямых, как струна, резко ломающихся под углом, плавно изогнутых и как бы подражающих рыбьему скелету линий. Автор иконы явно имел перед глазами хороший византийский образец, но он переиначил его на свой лад, предельно нейтрализовав объемное начало. В колорите он также пошел своим путем, использовав столь ценимый псковичами интенсивный зеленый цвет и оранжево-красный.
Самой значительной среди ранних псковских икон является житийная икона Ильи Пророка (Третьяковская галерея), в которой местные черты настойчиво пробиваются наружу. Здесь мы находим часто встречающийся в работах псковских художников прием — смелое сочетание в пределах одной доски различных тем, лишенных внутренней связи. Наверху изображен полуфигурный Деисус с ангелами и апостолами, явно навеянный иконами, стоявшими на архитраве алтарной преграды. Посередине и внизу представлены пророк Илья в пустыне и двенадцать (?) сцен из его жизни; иначе говоря, мы видим здесь житийную икону.
Илья, прислушивающийся к божественному голосу, запечатлен не в тот момент, когда ворон приносит ему пищу, а когда после сильного ветра, землетрясения и огня до него доходит «веяние тихого ветра» и в нем Господь (3-я Книга Царств, XIX, 11–12). Монументальная и спокойная фигура пророка имеет тот оттенок патриархального добродушия, которым так любили наделять своих святых псковские художники. Илья изображен в окружении гор, еще лишенных обычной для икон второй половины XIV века стилизации. Эти горы поражают изысканностью расцветки — розовато-красная, жемчужно-серая, фиолетовая, оранжево-красная.
Илья облачен в густого тона лиловое одеяние, поверх которого наброшен серебристо-зеленый плащ, перекликавшийся с некогда серебряным фоном, утратившим от окисления былой блеск, и с голубовато-белыми волосами. В клеймах помимо этих красок использованы плотные вишневые, коричневые, темно-синие, охряные и белые цвета. Хотя они даны в довольно резких сопоставлениях, красочный строй иконы обладает общим серебристым тоном, настолько индивидуальным, что икону невольно хочется приписать выдающемуся колористу.
Житийные клейма имеют спокойные разреженные композиции с простыми архитектурными кулисами и строгими пейзажными фонами. Контуры горок умело использованы для обрамления фигур, они оттеняют их движение, создают необходимые интервалы. В совсем плоско трактованных зданиях нет и намека на объем. Весь рассказ выдержан в мягких тонах и овеян большой человечностью. Особенно хороша сцена «Исцеление сына сарептской вдовицы». Илья наклоняется к лежащему на ложе мальчику и любовно заключает его в свои объятия. Тут чувствуется та же задушевность, что и в псковских летописях, где слово «дети» обычно дается в ласкательной форме (например, «избиша... жены и малые детки»).
Не исключена возможность, что житийная икона Ильи была выполнена уже в начале XIV века, хотя она еще крепко связана с традициями XIII столетия. Ранним XIV веком следует датировать также монументальную икону Николая Чудотворца, написанную с большой тщательностью. Фигура святого, фланкированная крохотными полуфигурами Христа и Богоматери, дана на золотом фоне; густого вишневого цвета одеяние, тщательно разделанное золотыми ассистами, эффектно контрастирует с массивным белым омофором, украшенным черными крестами, и голубым воротом; темная карнация с зеленоватым оттенком усиливает выражение известной сумрачности, хотя общий тип лица по сравнению с иконами XII века явно смягчен. Если графическая обработка карнации с помощью сильно стилизованных линий восходит к традициям более раннего времени, то несколько вытянутая форма самой головы уже указывает на приближение новой эпохи.





























Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)