Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Василий Козьмич Шебуев русский художник, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор живописи и ваяния Императорской Академии художеств (1832), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма. Отец его был дворянин и занимал место вахтера при кронштадтских магазинах Адмиралтейств-коллегии. Обнаружив ранние художественные способности ребенка, в сентябре 1782 года, когда В.Шебуеву было всего еще 5 лет, родители отдали его на учебу в петербургскую Академию художеств.
Учился он в Академии художеств с 1782 по 1797 гг., где получил блестящую школу академического рисунка и живописи. Уже в 1787 Шебуев выходит в число первых учеников. Учителями его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов. В 1794 году, в первый год своего пребывания в академии, Шебуев был уже награжден второй серебряной медалью за рисунок с натуры, а три года спустя — второй золотой медалью за картину «Смерть Ипполита».
После окончания обучения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев со званием художника ХIV-го класса, как один из способнейших по выпуску, был оставлен при Академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе, а год спустя, сверх того, ему было поручено преподавание рисования на младших возрастах академического училища, в 1803 г. для совершенствования своего искусства, отправлен в Рим, где упражнялся копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.
В 1806 г. художник был отозван в Россию для работы по живописному и скульптурному украшению строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе, изображения трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Вся жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в Академии Художеств: начинал он в звании академика (с 1807) по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832).
За картину огромного размера «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В 1812 году он был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 году сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823-м, за исполнение обширного плафона в церкви царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 года — ректор академии, а впоследствии, с 1842 года — заслуженный ректор живописи и ваяния; в 1836 году он выполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии Художеств, работал над оформлением Троице-Измайловского собора в Петербурге (в 1837); наконец, в 1844 году он был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора.
Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии («Антропометрия», 1830—1831) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ («Торжество на Олимпе», 1832).
В.К. Шебуев исполнял, в основном, произведения на исторические и религиозные темы, отмеченные мастерством строгого академического рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен, интересом к национальной истории — «Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами» (1839, находится в Русском музее), плафон в зале заседаний Совета (в петербургской АХ, 1833), образа «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение сына наинской вдовы», «Спаситель в доме Лазаря» и «Христос, благословляющий детей» в Исаакиевском соборе; образа «Святая Екатерина», «Святой князь Александр Невский» и «Тайная Вечеря» в иконостасе домовой церкви Академии Художеств. В некоторых произведениях он был близок к романтическим и реалистическим тенденциям («Гадание. Автопортрет», 1805, Третьяковская галерея и др).
Реалистическими устремлениями живописца отмечены его поздние портретные работы «Портрет отставного экспедитора И.В. Швыкина» (1833, Русский музей), «Портрет неизвестной в коричневом платье» (1837), «Портрет жены» (середина 1840-х). Был избран почетным членом Московского Общества художеств. В качестве сначала преподавателя и потом руководителя преподаванием живописи в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова , А. А. Иванова , Ф.А. Бруни , П.В. Басина.
Василий Козьмич Шебуев скончался в Петербурге 18-го июня 1855 года, на 79-м году от рождения, похоронен на Смоленском кладбище.

































Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)