Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Борис Михайлович Кустодиев русский художник родился в Астрахани в семье преподавателя русского языка и литературы. Отец умер, когда мальчику было полтора года, и мать осталась с четырьмя детьми без средств к существованию. Екатерине Прохоровне Кустодиевой приходилось зарабатывать вышиванием и игрой на фортепиано на вечерах у местных купцов.
Когда будущему художнику было девять лет, в Астрахань приехала передвижная выставка. На ней были такие работы как "Боярыня Морозова" Сурикова, "Утро в сосновом лесу" Шишкина, "Христос и грешница" Поленова, работы Репина. Астраханская интеллигенция восторженно встретила выставку, в городе царило оживление в связи с этим событием, которое захватило и семейство Кустодиевых. Выставка настолько потрясла Бориса, что, уже будучи в зрелом возрасте, он точно помнил, где висела та или иная картина.
Под влиянием выставки мальчик стал рисовать и твёрдо принял решение стать художником. Сочувствуя желанию сына и невзирая на все материальные трудности, Екатерина Прохоровна изыскала возможность отдать мальчика в обучение к художнику П.А. Власову. Кустодиев всегда считал Власова своим самым лучшим и любимым учителем.
В 1896 году по окончании семинарии Кустодиев поехал поступать в Академию художеств в Петербург. Он успешно прошёл вступительные экзамены, несмотря на то, что впервые в жизни рисовал обнажённую натуру собственно на экзамене. В Академии учителем Кустодиева был Репин.
В Академии Кустодиев проявил себя как отличный портретист. За портрет Билибина он был удостоин золотой медали на Международной выставке в Мюнхене.
Кустодиев по приглашению Репина в течение двух с половиной лет работал совместно с ним над колоссальным групповым портретом членов Государственного совета. Это полотно считается самым масштабным в истории мировой живописи рубежа столетий.
В правой части картины, которая была написана Кустодиевым почти самостоятельно, явственно чувствуется его рука. Репин не стал подправлять работу своего талантливого ученика, предоставив ему свободу действий.
В 1905 году художник впервые пробует себя в книжной иллюстрации. Он проиллюстрировал "Мертвые души", "Коляска" и "Шинель" Н.В. Гоголя, "Песню про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечку" Л.Н. Толстого.
Художник увлёкся лубком и народной картинкой, он пристально изучает вывески, росписи ставен, сундуков, подносов и т. д. Это чувствуется в его работах, в сочном, открытом цвете, в лёгкой ненавязчивой стилизации, во внимании к деталям быта и одежды.
Некоторые критики, ориентированные на западное искусство, называли Кустодиева "русофилом". Когда министр искусств Италии в 1910 году попросил Кустодиева, Репина и Серова написать свои автопортреты для флорентийской картинной галереи Уффици, Кустодиев написал себя чисто по-русски - на фоне соборов и стен Лавры.
Для того, чтобы полнее окунуться в быт средней России, Кустодиев купил участок земли недалеко от Кинешмы, где построил дачу-мастерскую. Там он обычно проводил лето.
Кустодиев сблизился с Е. Лансере и Мстиславом Добужинским, начал рисовать для революционных сатирических журналов. В 1907 году он стал членом Союза русских художников, в 1911 - "Мира искусства".
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи.
В 1911 у художника появились симптомы туберкулёза позвоночника. По совету врачей он едет в Швейцарию. Кустодиев оформил постановку пьесы Островского "Горячее сердце" в московском театре Незлобина. В эскизы костюмов и декорации художник привнёс любимые им декоративные национальные мотивы. Спустя два года художнику предлагают оформить постановку этой пьесы и для Московского Художественного театра.
Болезнь Кустодиева всё прогрессировала. Но это не сломило художника: его работы становятся ещё более декоративными, красочными и стилизованными.
В них столько радости и ощущения счастья, что невозможно представить, будто они написаны тяжело больным человеком. Наиболее любимая публикой работа тех лет была "Красавица". Кустодиев делал три повтора этой картины.
В 1916 Кустодиев перенёс операцию, после которой семь месяцев пролежал в клинике. По его состоянию врачи запретили ему рисовать, но он всё равно рисовал тайком.
Врачи отстояли жизнь Кустодиева, но внезапно наступил паралич ног. Но и тут художник не сдался. Он приспособил своё кресло к работе над большими холстами так, что мог подниматься и опускаться на нужную высоту. У художника онемевали и руки, и только благодаря длительному массажу он мог взять в руки кисть.
Все тяготы и невзгоды стойко делила с художником его жена Юлия. Друзья художника вспоминали:" До крайности ограниченный в своих движениях креслом на колёсах, он создавал в то же время впечатление какой-то особенной подвижности... он везде успевал побывать, всё повидать, всё заметить, набраться впечатлений от жизни и с большим запасом наблюдений вернуться в свою мастерскую, где с лихорадочным упоением наносил их на бумагу, на холст. Столько было жизненности в нём, столько бодрости и ненасытного интереса к жизни, которые никак не вязались, так противоречили его физической немощи".
В 1918 году Кустодиев написал эскизы семи больших панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины октябрьской революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). 1919 появилась картина "Большевик". Исполинская фигура с красным знаменем в руке шагает через улицы Москвы. Первоначально Кустодиев хотел поместить на крыше церкви священника и дьякона, но потом отказался от этой чересчур карикатурной детали.
И после революции Кустодиев продолжает работать в излюбленном им направлении, работая по старым впечатлениям, словно революции и не бывало:
"Купчиха за чаем", "Купчиха с зеркалом". Кроме того, он работал в плакате, оформлял спектакли, например, "Блоху" Е. Замятина во МХАТе. К концу жизни Кустодиев много и блестяще работает в книжной графике. Он в 1923 году проиллюстрировал повесть Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", по заказам Госиздата делал оформление к произведениям Горького, Толстого, Тургенева, Короленко, Некрасова и др.
В 1927 году художник скоропостижно скончался от гриппа в тяжёлой форме. Его жена Юлия ушла из жизни во время блокады Ленинграда.




































Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)