Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Творчество русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) отличалось редкостной разносторонностью. Исторический живописец и пейзажист, портретист, автор картин на бытовые сюжеты, он был еще и незаурядным архитектором, театральным декоратором, графиком, занимался прикладным искусством.
Основой для такой разносторонней художественной деятельности служила редкостная талантливость художника в разных областях искусства. Универсализм Поленова питался также воспитанием художника, его происхождением. Поленов родился 20 мая (I июня) 1844 года в Петербурге, в старинной дворянской семье, сохранявшей давние традиции русской дворянской интеллигенции, восходившие еще ко второй половине XVIII века.
Рано проявившиеся художественные наклонности Поленова культивировались в семье, где художницей-любительницей была мать – Мария Алексеевна, известным археологом и библиографом, страстным любителем искусства отец – Дмитрий Васильевич.
Кроме живописи здесь с увлечением занимались музыкой, пением, литературой. Эти занятия, хотя и носили любительский характер, но были достаточно серьезными. Отсюда берет начало та широта художественных интересов Поленова, которые позволят ему впоследствии легко входить в разные области искусства.
Он получил глубокое и разностороннее образование, учась одновременно в Петербургском университете и Академии Художеств. В 1871 году, закончив оба учебных заведения и получив в Академии художеств Большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира», а вместе с ней право на пенсионерскую командировку, он выехал за границу.
С 1872 по I876 год – время пенсионерства Поленова. Он побывал в Германии, Италии и Франции, где интенсивно учился, восприняв новейшие достижения западноевро¬пейской живописи. Особенно плодотворными для него были годы, проведенные во Франции. Здесь им были написаны картины на исторические сюжеты «Право господина» и «Арест гугенотки», близкие к западной академической исторической живописи.
Осваивал он и пленэр, живопись на открытом воздухе. Результатом его полуторамесячной работы в 1874 году в местечке Вёль на севере Франции в Нормандии явилась серия пленэрных этюдов – «Белая лошадка. Нормандия», «Рыбацкая лодка. Этрета, Нормандия», «Старые ворота. Вёль», множество его «Приливов». В 1876 году, представив в Совет Академии художеств в качестве отчета шесть картин и пятьдесят этюдов, художник получил звание академика.
Еще будучи пенсионером, Поленов решил переехать для работы в Москву. Но, вернувшись в Россию, побывал сначала в составе русской добровольческой армии на сербско-турецком фронте. За участие в боевых действиях он был награжден медалью и орденом, а его впечатления нашли отражение в этюдах и рисунках. К батальной теме Поленов вновь вернулся в I877 – I878 годах, когда состоял в качестве штабного художника на болгарском фронте Русско-турецкой войны. Но, как и в Сербии, самыми интересными были рисунки и этюды маслом, изображающие будни походной жизни и местные типы.
В июне 1877 Поленов переехал в Москву. Начинается работа над картиной «Пострижение негодной царевны», замысел которой возник еще в Петербурге. Картина не была осуществлена, но в связи с ней художник написал множество этюдов кремлевских соборов и теремов, в которых сказалось его мастерство в пленэрной живописи, а также интерес к передаче архитектурных форм, который ощущался уже в «Аресте гугенотки» и «Праве господина».
В кремлевских этюдах – «Успенский собор. Южные ворота», «Теремной дворец», «Верхнее золотое крыльцо», в изображениях интерьеров – «Выход из покоев на золотое крыльцо», «Золотая царицына палата. Окно» архитектура, органично вписываясь в своей декоративной многоцветности в лазурь неба, играя рефлексами солнечного света, сама как бы наполнена светом, воздухом.
В это же время Поленовым был выполнен первоначальный вариант «Московского дворика», написанный из окна снятой им квартиры в Трубниковском переулке. В нем отразились впечатления художника от Москвы с ее старыми уютными улочками, памятниками национальной архитектуры, патриархальным укладом жизни. Пейзаж стал прообразом одноименной картины, ставшей популярнейшим произведением русского искусства второй половины XIX века.
В «Московском дворике» Поленов передал ощущение простоты и безмятежности спокойно и неторопливо протекающей обыденной жизни людей, органично связанных с окружающим пейзажем, чувство радости от погожего летнего утра.
Он любуется красотой белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей. Благодаря точности композиционного решения живописного полотна, его световоздушной и цветовой разработке, создается завершенный картинный образ, передающий самобытный национально-исторический облик Москвы, каким он был понят и прочувствован художником. При этом в пейзаже не была утрачена и свежесть первого впечатления. Картиной «Московский дворик» художник дебютировал на VI-ой выставке Товарищества передвижников в 1878 году.
Тему единства человека и природы Поленов продолжает в картине «Бабушкин сад», но расставляет в ней иные акценты. Если в «Московском дворике» преобладает идиллическое настроение, то в «Бабушкином саде» передано состояние лирической созерцательности – та элегичность, которая приобретет широкое распространение в русской живописи 1890-х годов.
С поэтической проникновенностью утверждается здесь нерасторжимая связь времен. Восемнадцатое столетие продолжает существовать в девятнадцатом с доживающими свой век старушками, уютными старинными особняками и тенистыми садами. Глубина созданных художником образов подчеркивается буйной растительностью запущенного парка с вековыми деревьями и пробивающейся молодой порослью.
Возвышенно-мечтательное настроение воплощено Поленовым и в пейзаже «Заросший пруд», в изображении старого парка с неподвижно-задумчивой фигуркой женщины, одиноко сидящей в темной глубине деревьев.
В пейзажах конца 1870-х годов, помимо красоты живописи, в полной мере проявилось своеобразие творчества Поленова, художника точного видения, мастерски владеющего средствами пленэра, и тонкого романтика, умеющего одухотворить природу, заставить ее говорить с человеком.
Эти качества Поленова-пейзажиста послужат основой для Поленова-декоратора, начавшего свою деятельность в области театрально-декорационного искусства на домашней сцене Абрамцевского кружка, основанного промышленником и меценатом, художественно одаренным человеком С.И. Мамонтовым.
Поленов оформляет несколько спектаклей содружества – «Два мира» А.Н. Майкова, «Камоэнс» В.А. Жуковского, «Алую розу» С.И. Мамонтова и другие, внеся в декорационное оформление приемы станковой живописи, но подчинив их сценическим законам.
Помимо работы над оформлением спектаклей художник участвовал в них в качестве актера, режиссера и композитора, что давало возможность выработать стилистическое единство театральной постановки. Позже, в 1885–1900, Поленов примет активное участие в создании спектаклей Русской частной оперы С.И. Мамонтова. Примером единого постановочного решения оперного спектакля станет совместная работа Мамонтова и Поленова над оперой «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
В 1886 году Поленов экспонирует на ХIV выставке Товариществе передвижников картину «Больная», в которой нашло воплощение непосредственное чувство художника, пережившего боль потери близких ему людей, а годом позже он покажет на Передвижной свое центральное полотно на религиозную тему «Христос и грешница».
Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А.А. Иванова «Явление Христа народу», у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».
В начале 1880-х годов Поленов возвращается к замыслу картины. Идя вслед за французским ученым и философом Э. Ренаном, рассматривавшего Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «...и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».
Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деятельностью Христа, Поленов предпринимает в 1881–1882 годах путешествие по Ближнему Востоку и Греции. Результатом явилась серия этюдов, покорявших точностью видения, интенсивностью и звучностью цвета: «Нил у Фиванского хребта», «Харам Эш-Шериф», «Источник девы Марии в Назарете», «Олива в Гефсиманском саду», «Парфенон» и многие другие. Этюды были показаны на XVIII передвижной выставке отдельной коллекцией, что подчеркнуло самостоятельную эстетическую ценность работ.
В картине «Христос и грешница», основной смысл сюжета которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения, Поленов предпринял попытку обновить академическую трактовку евангельских сюжетов достижениями реалистической живописи, заострением нравственной проблематики сюжета. В дальнейшей работе художника над евангельским циклом картин «Из жизни Христа» особенно большую роль в интерпретации евангельских сюжетов играл пейзаж – «На Тивериадском (Генисаретском) озере», «Мечты». «Пределы Тирские» и другие.
«Христос и грешница» – кульминационный момент творчества Поленова 1880-х годов. Грандиозное полотно художника как бы затеняет его пейзажное творчество, которое между тем претерпело определенную эволюцию. В 1880-е годы возникла серия деревенских пейзажей – «Зима. Имоченцы», «Старая мельница», «Горелый лес», в которых художнику удалось передать неторопливый и крепкий уклад жизни людей, тесно связанных с окружающей их природой.
Позже, со второй половины 1880-х годов, жанровый момент в пейзажах Поленова стал играть меньшую роль, но при этом ощущение «обжитости» в пейзажах безлюдных – «Деревенский пейзаж с мостиком», «Деревня Тургенево» – возникает не менее явственно, чем в пейзажах, населенных людьми.
Заметны изменения в стилистике «безлюдных» пейзажей. Они отмечены более звучным колоритом, их живописные формы становятся более крупными и обобщенными. Свое завершение этот тип пейзажа получил в большом полотне «Осень в Абрамцеве», работе, отличающейся богатством и разнообразием живописной техники. Поленов достиг здесь той музыкальности живописи, которая будет обуславливать художественные поиски многих мастеров начала ХХ века.
Музыкальные ассоциации вызывает и картина 1890-х годов «Золотая осень». Но здесь слышна уже иная «бесстрастная» и «возвышенная» музыка. В «Золотой осени» художник воплотил свою мечту о высоком искусстве, очищенном от всего прозаического, будничного, о величавых образах, возвышающих душу.
К широким эпическим пейзажам 1890-х годов ведут поиски художником целостного обобщенного образа русской природы, начатые десятилетием раньше. В этюдах, написанных в Имоченцах – «Река Оять», в Абрамцеве – «Река Воря», в Жуковке – «Дали. Вид с балкона. Жуковка», «Река Клязьма. Жуковка», появляются основные элементы сложившегося у художника образа национального пейзажа: река, мерно и величаво несущая свои воды вдоль холмистых извилистых, покрытых лесами, с заводями и луговинами берегов; уходящие к самому горизонту дали.
Реальную возможность для воплощения этого образа Поленов получил, поселившись в 1890 году в имении Бёхово на Оке. Он написал здесь массу пейзажей, среди них – «Ранний снег», «Летом на Оке» и, наконец, «Золотую осень».
Для работ Поленова 1890-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы. Об этом свидетельствуют сами названия картин, представленных художником на выставках Московского Товарищества художников в 1893 – 1900-х годах – «Парит», «Надвигает», «Стынет», «Снег при закате», «Снег тает», «Непогода» и другие.
В 1890-е годы Поленов принял деятельное участие в работе по реорганизации Академии художеств, одновременно продолжалась его педагогическая деятельность в Училище живописи, ваяния и зодчества (1882–1896). Много сил отдал художник организации народных театров, считая свою театральную общественную деятельность «великим культурным делом».
В 1916 году по проекту Поленова и в основном на его средства на Медынке был построен дом для Секции народных театров с декорационными и костюмерными мастерскими и зрительным залом (в 1921 году он получил название «Дом театрального просвещения им. В.Д. Поленова»).
В 1892 году по проекту Поленова в его усадьбе «Борок» на Оке был построен усадебный дом («Большой дом»), который с самого начала предназначался для создания в нем музея и картинной галереи. Этот музей был открыт для широкой публики в начале XX века, и художник любил сам водить по нему экскурсии.
В 1904 году в усадьбе по его проекту были построены «Аббатство», служившее Поленову мастерской, и в 1906 году Троицкая церковь в селе Бехово, близ усадьбы «Борок», около которой художник впоследствии будет похоронен.
Эти сооружения, типичные для архитектуры эпохи модерна одновременно глубоко индивидуальны по осмыслению Поленовым, художником-романтиком, их архитектурных форм. Весь усадебный комплекс, расположенный на высоком берегу Оки, прекрасно «вписан» в окружающие его речные дали. До конца жизни они не переставали вдохновлять художника на создание окских пейзажей в различные времена года.
Поленов был талантливым педагогом, учителем замечательных художников К.А. Коровина, И.И. Левитана, А.Я. Головина, А.Е. Архипова, С.А. Виноградова и многих других. Он теснейшим образом свяжет свою жизнь с молодым поколением середины 1880–1890-х годов. Именно в нем живописцы тех лет будут видеть своего единомышленника, находить отклик своим художественным исканиям.
Современники отмечали в искусстве Поленова красоту повседневных и «очищенных от мелочей будней» мотивов родной природы, поэзию старинной дворянской усадьбы, тончайшие движения человеческой души, переданные с тем настроением одновременно и радостного и грустного созерцания мира, которое было присуще художнику, его тонко организованной художнической натуре.
В своем творчестве, в своей судьбе и своем мировоззрении Поленов отразил сложнейшие переломные моменты русского искусства второй половины XIX века, отразил по-своему, своеобразно и ярко, предвосхищая многими чертами своего искусства и своей эстетики новации искусства XX века.
Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.









































Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)