Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Григорий Григорьевич Мясоедов русский художник родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. По отзывам современников он отличался начитанностью, острым языком, оригинально и парадоксально мыслил, часто бывал ироничен и саркастичен, пользовался репутацией «прямого и честного человека».
Мясоедов оставил интересные письма и яркие воспоминания. раскрывающие его деятельную личность и путь в искусстве, а также освещающие важные страницы истории русской художественной культуры 19 столетия. В молодости Мясоедов писал стихи, в зрелом возрасте - маленькие рассказы, которые публиковал в газетах и журналах.
После А.А. Иванова, В.Г. Перова и И.Н. Крамского его называли художником-писателем. Но главным делом своей жизни он считал борьбу за отстаивание идеалов передвижничества.
В 1853 году он поступил в Академию Художеств, порвав отношения с родительским домом. Лишившись материальной помощи отца, начинающий художник жил в острой нужде, перебиваясь случайными заработками. Портрет отца, написанный с натуры в 1857 году студентом Академии Художеств примирил отца с сыном.
В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых в доме помещика». В 1862 году Мясоедов окончил АХ по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию “Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе” и право пенсионерской поездки.
В 1863 году Мясоедов уехал в Италию, посетил Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме занимался в частной Академии, исполнив серию натурных этюдов, в которых с увлечением разрабатывал световые рефлексы («Испанец»). В 1867 году он поселился во Флоренции, познакомился с семьей опального А.И. Герцена, с литературоведом А.Н. Веселовским, там же активно общался с семьей Н.Н. Ге, ставшим его другом на многие годы.
На родине Данте он исполнил картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». Вернувшись в Россию в Москву в 1869, написал картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
В конце 1860-х годов Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. В течение долгого времени именно Мясоедов, будучи властным и энергичным человеком, занимал руководящую роль в ТПХВ. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. Выступая новатором в молодости, в старости он превратился в жесткого консервативного охранителя старых представлений об искусстве, никак не желавшего признать творчество молодых, в частности А.И. Куинжди, И.И. Левитана, М.В. Нестерова и тд.
Обретение самостоятельного подхода к окружающей жизни пореформенной России, нахождение собственной темы заявило о себе в одной из лучших картин Мясоедова - «Земство обедает». Показанная на 2-ой ТПХВ, она принесла успех художнику. В картине отсутствовало прямое противопоставление имущих и неимущих земцев, однако вывод выходил сам собою.
Множество подробностей и «говорящих деталей», которые зритель постепенно открывал в композиции, складывались в серьезную картину, раскрывающую извечную несправедливость существования бедных и богатых. В картине можно считать реализованной главную задачу передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В. Стасовым, а также стремление к остросоциальному и злободневному.
В довольно короткий срок Мясоедовым была написана картина «Чтение положения 19 февраля 1861 года». Спустя некоторое время после создания картины художник в одном из писем пояснил свою задачу: «В «Чтении положения», кроме самого факта, который изображен, я хотел подчеркнуть и то, что долго униженный человек боится слова свобода и дерет в овин, если его услышит, или, вернее, чтобы его услышать, а на людях боязно».
Известно, что Мясоедову позировали сами крестьяне, «натура давалась трудно, - позднее признавался художник, - рабочая пора, никто не идет [позировать]». Он довольно серьезно относился к психологической характеристике своих персонажей и, прежде чем вводить их в картину, подолгу беседовал, интересуясь судьбой каждого. Во время работы над картиной Мясоедов читал историю пугачевского бунта, по-видимому, относясь к своей картине и как к исторической композиции «из недавнего прошлого», ведь со времени отмены крепостного права прошло более 10 лет.
В 1876 Мясоедов переселился на хутор близь Харькова и, по собственному выражению, занялся садоводством и огородничеством. Обычно с этого момента отмечают начало спада в его творчестве. Меняется отношение художника к крестьянской жизни, слабеют критические интонации.
Сочувствие, душевная боль, а подчас и драматизизация деревенской жизни звучат в его произведениях. Более всего, Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции. В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 Мясоедов, работая над историческим полотном «Самосожжигатели», изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе, придав сцене несколько театрализованный характер.
В целом жанровые произведения художника, однотипны по композиции, тяготеют к многолюдности, статичны и лишены какого-либо активного действия. Персонажи группируются в центре картины в замкнутый круг или полукруг и всякий раз выделяются световым потоком. Среди жанровых картин Мясоедова особое место в его творчестве занимает картина «Земство обедает», которая отличается новизной сюжета, лаконичным и смелым композиционным решением, являясь самым удачным произведением в творчестве художника и одним из показательных произведений бытового жанра в истории русского искусства второй половины Х1Х века.
В 1880-е годы параллельно с картинами бытового жанра Мясоедов работал над пейзажами. Он исполнил картину «Дорога во ржи», построенную на принципах тональной живописи и имевшую некоторые переклички с картиной Шишкина «Рожь». Это – среднерусский пейзаж с удаляющейся по меже одинокой фигурой странника, который предшествовал большому жанрово-пейзажному программному произведению «Косцы». В 1880-е пейзажи Мясоедова пользовались признанием публики. Он избирал простые обыденные мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины. Симптоматично высказывание взыскательного П.М. Третьякова: «В пейзажах Мясоедова есть много интересного…».
В конце 1880-х Мясоедов поселился на Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом, в живописном предместье Павленки, где проводил летние месяцы. А осенью и зимой выезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы», пейзажная по существу, в которую включен жанровый мотив с возом сена. В 1890-1900 в его произведениях появились влияния салонной живописи, зазвучали сентиментально-слащавые интонации. («Пушкин и его друзья слушают Мицкевича в салоне Волконской», 1907)
Нельзя не отметить, что художник также много работал в графической технике, создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве, там же организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, увлекся «вегетарианской ересью». Как и многие передвижники, чей расцвет пришелся на 1870-1880-е годы, Мясоедов в 1890-е пережил кризис, сознавая, что его время безвозвратно ушло. В эту пору Мясоедов более всего работал в пейзаже, находя в нем отдохновение, как впрочем, и в музыке. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
Среди современников Мясоедова выделяла страстная любовь к музыке, которую он пронес через всю жизнь – он умел и любил играть на скрипке, альте, и рояле, иногда пел. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка, Шуман.
В зрелые годы по свидетельству близко знавших его людей именно в музыке «он находил отдых и забвение от своих дум, от наступавшего разлада с жизнью». В середине 1850-х он познакомился с молодым композитором Ц.А. Кюи, (который посвятил начинающему художнику один из своих романсов), с М.А. Балакиревым, с А.Н. Серовым, затем с М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым, со В.В. Стасовым, П.И. Чайковским.
В 1880-е он много общался с В.М. Гаршиным, часто встречался с Л.Н. Толстым, был дружен с В.Г. Чертковым, В.Г. Короленко, частный гость на собраниях Д.И. Менделеева, бывал в доме А.П. Чехова. Его горделивая, умная, живая и энергичная натура запечатлена на портрете И.Е. Репина.
Мясоедов умер в 1911 г. в своем имении Павленки близ Полтавы.


































Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)