Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Леонид Иванович Соломаткин русский художник, оригинальное и неповторимое явление в русской живописи 1860-х–1880-х годов. Выходец из простого народа, он был наделен редким талантом. Своеобразное дарование художника раскрылось в картинах из окружающей его жизни, которую он переживал как драму и комедию одновременно.
Соломаткин родился в 1837 году в городе Суджа Курской губернии. Точных сведений о том, кто были его родители, не имеется, известно лишь, что он был малороссом и происходил из мещанского сословия. Рано осиротев, мальчиком работал подпаском, погонщиком скота, подростком сопровождал с чумаками обозы по малороссийским степям в порты Черного и Азовского морей, три года служил у странствующего торговца, с которым объездил многие города, включая Таганрог, Одессу, Феодосию, а также сельские ярмарки Украины и Новороссийского края.
С юных лет в мальчике пробудилась страсть к искусству. Об этом сам он писал так: «Не знаю, навеяна ли она красотами южной природы, или другой какой причиною, но и в лавке с аршином в руках в Одессе, и на возу чумака, с ящиком разносчика на доках Николаева я все думал или о красивых местностях, или передо мною рисовались сцены народной жизни моей родины».
По совету художника Меликова, служившего в Морском училище в Николаеве, Соломаткин отправился в Москву и поступил в 1855 году в Московское Училище Живописи и Ваяния, где был определен на бесплатное обучение. Скульптор Н.А. Рамазанов подметил природный талант молодого художника и поддерживал его. Этого все-таки было недостаточно, и Соломаткин работал церковным сторожем и звонарем.
Учился Соломаткин у А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко, но, по его собственному признанию, искусство начал понимать только с тех пор, как увидел работы В.Г. Перова, в те же годы учившегося в Училище. Проходя все ступени обучения, он не раз отмечался среди учеников, «показавших хорошие успехи».
Уже в стенах Училища у Соломаткина возник интерес к бытописательству, которое позднее в его творчестве приобретет своеобразное преломление. Первая из известных его картин. Созданная в 1860 – «Постой войск» (Солдаты, пришедшие на постой в деревню), хотя во многом еще носила ученический характер и ей присуща некоторая условность в трактовке сцены, обнаруживала черты, свойственные творчеству Соломаткина. Правдивость ситуации сочеталась с юмором, в ней много точно подмеченных «говорящих» деталей, позы, жесты, выражения лиц персонажей остро характерны.
В 1860 году Соломаткин покинул Училище, и в 1861 был принят в число вольноприходящих учеников Академии художеств в Петербурге. В 1862 на годичной выставке в Академии художеств экспонировалась его картина «Именины дьячка». Она показывала не только возросшее мастерство художника – умение четко и ясно построить сцену в интерьере, наполнить ее предметами и деталями, умело сгруппировать персонажи, но и наделить картину внутренним содержанием.
Вся сцена, в которой художник изображает детей, пришедших поздравить дьячка с именинами, так же, как и все персонажи и многие предметы обстановки типичны и ярко обрисованы художником. При общем сентиментально-идиллическом тоне картины в ней присутствует оттенок иронии – то, что будет звучать в последующих работах художника и станет одной из особенностей таланта Соломаткина. За эту картину художник был награжден малой серебряной медалью, что было значительным успехом.
В 1864 году Соломаткиным была написана полная юмора и острой наблюдательности картина, сделавшая его имя известным – «Славильщики–городовые», бытующая также под названием «Городовые–христославы», в которой занимательна и общая ситуация, и исключительная выразительность характеров, особенно городовых, пришедших поздравить купца с праздником. Удостоенная Академией художеств большой серебряной медали, она была показана на академической выставке, и с восторгом принята критикой.
Художественный критик В.В. Стасов, отмечая картины других художников, писал: «Еще лучше, еще талантливее <…> «Славильщики в праздник Рождества Христова» <…>. Во всем, в каждой подробности комнатки, в лицах, позах столько комизма, разнообразной правды, что нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный, свежий отпрыск федотовской школы». Имя Федотова, оказавшего большое влияние на жанристов 1860-х годов, вспомнилось Стасову не случайно.
От Федотова, через сатирическую журнальную графику 1850-х–1860-х годов и ее яркого представителя П.М. Шмелькова, протягиваются зримые нити к творчеству Соломаткина. Картина «Славильщики–городовые» стала необычайно популярной, художнику неоднократно заказывались ее повторения, и он повторял ее много раз, варьируя как основную сцену, так и ее детали.
Мягкий юмор, присущий ранним произведениям Соломаткина, в середине 1860-х годов уступает место сатирической трактовке в картинах «Губернаторша, входящая в церковь» и «Купец, читающий «Апостола» в церкви», где дается острая характеристика власть имущим. Сцены, подмеченные в жизни, утрируются художником и приобретают характер гротеска, что впоследствии часто будет встречаться в его работах.
Эти картины сближают искусство Соломаткина с произведениями обличительного жанра, яркими представителями которого в 1860-е годы были В.Г. Перов, Н.В. Неврев, И.М. Прянишников. Но критика темных сторон жизни, людских пороков и слабостей не имела в искусстве Соломаткина резкого обличительного характера. Она скрашивалась элементами забавности или беззлобного юмора, и тем самым «обличение» переводилось в план «сожаления», сокрушения о несовершенстве человеческой природы.
В 1866 году Соломаткин подает прошение в Академию художеств о невозможности посещать классы, ссылаясь на необходимость поправить расстроенное здоровье в южных губерниях, и просит удостоить его звания художника «по достоинству». Тогда же «за внимание к хорошим познаниям его в живописи» получил звание художника 3-й степени. Живописное мастерство Соломаткина к этому времени неоспоримо. Мастер композиций, в своих зрелых произведениях 1860-х–середины 1870-х годов он тщательно выписывал и оттачивал детали, для его живописи характерно тонкое лессировочное письмо, незаурядное колористическое дарование, где цвет, освещение несут немалую эмоциональную нагрузку.
Покинув Академию, Соломаткин жил в основном в Петербурге, возможно, бывая на Украине и в провинции. Хотя в 1860-х годах он экспонировал свои картины на выставках Общества поощрения художеств, помогавшего художникам в реализации их произведений, его имя все реже появлялось в печати. К началу 1870-х, не связанный с какими-либо художественными объединениями, он сам вынужден был продавать свои картины, отдавая их за бесценок.
Это состояние художника обнаруживает себя в картинах 1870 года – «Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поет. (Скрипач)», где странно одетый и обутый в лапти человек играет на дудочке и приплясывает перед окнами хорошего городского дома, и однофигурной композиции «Торговка», в которой художник изображает, очевидно, самого себя в образе торгующей на улице женщины.
Дальнейшая его судьба складывалась драматически, он пристрастился к вину, бедствовал, скитался по разным домам. Тем не менее, творчество было для него единственным источником существования. В 1870-е–начале 1880-х годов он пишет множество картин, преимущественно небольшого размера на самые разные темы, зачастую повторяя и варьируя полюбившиеся сюжеты.
Сформировавшись как художник в конце 1850-х – начале 1860-х годов среди жанристов московской школы, он жил в 1870-х годах в искусстве в своем особом мире, вне всяких течений и направлений. В эти годы он перестает работать с натуры. Обладая исключительной зрительной памятью и полагаясь на запас впечатлений разного времени, он сочиняет картины, отличающиеся необыкновенной жизненностью ситуаций и множеством достоверных деталей.
Мир сюжетов и образов картин Соломаткина чрезвычайно разнообразен. В его творчестве можно выделить целый цикл произведений, посвященных бродячим артистам. Это большая и глубоко лирическая тема в его искусстве, в которой воплотились, с одной стороны, наиболее светлые воспоминания его детства и юности, с другой – горькие раздумья о тяжелой судьбе людей творчества, талантов, гибнущих в борьбе за существование.
Одна из первых таких картин – «В погребке», написанная еще в годы обучения художника в Академии художеств, изображает старика, играющего на флейте, и девочку–подростка в нарядном платье, развлекающих в кабачке подгулявшего городового. Тонкая поэтическая душа художника раскрывается в картине «По канату. Канатоходка», метафоричной по внутреннему содержанию и напряженно–трагической по эмоциональному звучанию.
Одна из лучших картин этой темы – «Артисты на привале». В изображении сцены, где в обстановке бездомного ночлега актеры в театральных костюмах вдохновенно репетируют сцену из спектакля, художник с грустью передает всю противоречивость жизни бродячего актера.
Такова же картина «Странствующие музыканты». Бродящие по пыльным дорогам от селения к селению, давая представления перед народом и зарабатывая этим себе на пропитание, они вызывают большую симпатию художника. Их образы – худой человек с тяжелой шарманкой за плечами и обезьянкой, юноша с котомкой, толстяк с тюком кукол и имущества, ведущий на привязи трех собачек, обряженных в платья и капоты, – с множеством подробностей охарактеризованы художником. Вся сцена строится на сочетании грустного и смешного.
Юношеские воспоминания о жизни на Украине, ярмарочные представления и затеи нашли своеобразное воплощение в нескольких ярких и праздничных по цвету работах художника, отличающихся детским радостным взглядом на мир. Бесхитростна и полна забавных подробностей картина «Репетиция в сарае» («Детский праздник»), в которой художник показывает жителей небольшого украинского городка, собравшихся в пристройке дома и с интересом наблюдающих выступления самодеятельных актеров на импровизированной сцене. Таковы же совсем маленькие картинки 1878 года – «Петрушка» и «На ярмарке».
Продолжателем традиций Федотова с его драматическим ощущением мира, полного противоречий, человеческих страстей выступает Соломаткин в таких картинах, как «Невеста», «Свадьба», и в одной из наиболее пронзительных картин «Ряженые», изображающих события из жизни мещанства и чиновничества. Наделенные чертами метафоричности, они приоткрывают внутренний мир художника, воспринимающего жизнь как театр, в которой он видит фальшь, всеобщее лицедейство.
Так радостное событие свадьбы окрашено ощущением какого-то безумия. В картине «Ряженые» хозяева вроде бы благополучного дома, с интересом взирающие на пляски святочных ряженых, оказываются такими же «ряжеными». Характерные для творчества художника черты гротеска, когда в целях наибольшей выразительности искажаются, деформируются чеовеческие лица, фигуры, в этих произведениях проявляются с наибольшей силой. К ним примыкают глубоко ироничные, остро выразительные картины «Открытие памятника Екатерины II» и «Любители изящного».
Работы второй половины 1870-х – начала 1880-х годов заметно теряют то высокое живописное мастерство, которое отличало Соломаткина в прежние годы. Сложные жизненные обстоятельства заставляли его писать картины быстро, без тщательной отделки, порой небрежно.
В его искусстве нарастают черты упрощения, примитива, иногда граничащие с лубком. Мастерски выстраивая композиции своих картин, он в то же время не уделяет должного внимания индивидуальной трактовке персонажей, ограничиваясь условностью в трактовке лиц и жестов.
Но, вынужденный работать в невыносимых для художника условиях, он никогда не терял в своем творчестве остроты мысли, удивительной изобретательности в трактовке различных сюжетов, умения изобразить человеческую фигуру в любом ракурсе, придавая ей необходимую выразительность, чувство цвета.
В конце 1860-х годов в творчестве Соломаткина появляется тема жизни города и городских низов. Уличные сцены нашли свое выражение в таких картинах, как «Угощение сбитнем», «Продавец икон», «Препровождение арестованных». Город с его контрастами в сознании художника, много жившего среди природы и сельских просторов, запечатлевался резкими картинами.
«Маленький» человек, сцены у трактиров, уличные музыканты, бедность, бездомность становятся «героями» его произведений. Тема эта вобрала в себя горестные, безотрадные впечатления жизни самого художника, нередко не имевшего даже ночлега.
Картина «Шарманщики», однофигурные композиции «Бродячий музыкант», «Кобзарь» 1871 года, свидетельствуют о том, что тяжкая жизнь городских бродяг была Соломаткину хорошо знакома. Особенно пронзительна картина «У забора», в которой изображен покрытый рогожей человек, идущий зимой вдоль забора, окружающего городской особняк.
Горькой иронией полны картины, изображающие многочисленные сцены у питейного дома («Утро у трактира», «У питейного заведения. Перепляс», «У деревенского кабака. Ночная сцена»). Кабаки, трактиры и их обитатели – это мир, который оказался Соломаткину слишком хорошо знаком.
Героев его картин, да и судьбу самого Соломаткина часто сравнивают с судьбой героев писателей–разночинцев А.И.Левитова, автора сборника рассказов «Горе сел, дорог и городов», Николая и Глеба Успенских, рассказывающих о мятущихся и страдающих представителях городских бедняков.
Своеобразное преломление в творчестве Соломаткина нашла тема Русско-Турецкой войны. В картине «Чтение военной телеграммы» он изобразил трех плотников, пришедших из деревни на заработки и остановившихся перед вывешенной на стене дома телеграммой о взятии Плевны. Нерадостные размышления художника о судьбе инвалидов этой войны находят свое выражение в картинах этого же времени «За пенсией» и «Инвалиды у столовой».
Не раз художник обращался к деревенской жизни. Им было написано несколько довольно больших картин с изображением деревенских пожаров – сложно композиционно разработанных многофигурных сцен («Пожар ночью в селе», «Пожар в деревне», «Ночной пожар»).
Первая из них была отмечена премией Общества поощрения художников. Мастерски изображая стихию огня, всполохи пламени, эффекты ночного освещения, художник раскрывал тему в разных вариантах, показывая различную реакцию людей на бедствие, где трагическое соседствует с комическим.
В конце жизни больной туберкулезом, оглохший и почти ослепший художник, влачащий жалкое существование написал два варианта деревенских крестных ходов. Последнее известное его произведение – «Крестьянин с сохой», изображающее крестьянина с лошадью, стоящего на краю огромного непаханого поля и испрашивающего у Бога благословения на свой труд.
Соломаткин умер 4 (16 июня) 1883 года в одной из петербургских больниц. Похоронен на Смоленском кладбище.































Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), художница
Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962), художница
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), художник
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Фешин Николай Иванович (1881-1955), художник
Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), художник
Машков Илья Иванович (1881-1944), художник
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943), художник
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), художник
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), художник
Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), художник
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), художник
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник
Сомов Константин Андреевич (1869-1939), художник
Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), художник
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938), художник
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933), художник
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930), художник
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник
Маковский Владимир Егорович (1846-1920), художник
Суриков Василий Иванович (1848-1916), художник
Маковский Константин Егорович (1839-1915), художник
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник
Серов Валентин Александрович (1865-1911), художник
Максимов Василий Максимович (1844-1911), художник
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), художник
Куинджи Архип Иванович (1842-1910), художник
Врубель Михаил Александрович (1856-1910), художник
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Борисов-Мусатов Виктор Эпильдифорович (1870-1905), художник
Неврев Николай Васильевич (1830-1904), художник
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), художник
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902), художник
Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Шишкин Иван Иванович (1832-1898), художник
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897), художник
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник
Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), художник
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Перов Василий Григорьевич (1834-1882), художник
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник
Зарянко Сергей Константинович (1818-1871), художник
Иванов Александр Андреевич (1806-1858), художник
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), художник
Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), художник
Воробьев Максим Никифорович (1787-1855), художник
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), художник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), художник
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), художник
Рокотов Фёдор Степанович (1730-1810), художник
Щедрин Семён Федорович (1745-1804), художник
Аргунов Иван Петрович (1729-1802), художник
Антропов Алексей Петрович (1716-1795), художник
Спас Нерукотворный (1299-1300)
Школы Киева, Москвы и русского Севера в древнерусской иконописи XI-XII...
Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
Псковская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Никола Зарайский, с житием (1299-1300)
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Спас Вседержитель (Около 1299)
Византийская традиция в Новгородской иконописи XI-XIII веков
Спас на престоле, с избранными святыми (1275-1299)
Иконы XI–XII веков
Архангел Михаил (1299-1300)
Богоматерь Максимовская (1299-1300)
Никола Липенский (1294)
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Царские врата (1275-1299)
Богоматерь Толгская (1275-1299)
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (1275-1299)
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Собор Архангелов (1250-1299)
Мученица Ульяна (Около 1250)
Богоматерь Знамение (Около 1250)
Николай Чудотворец (Около 1250)
Спас (Около 1250)
Деисус (Около 1250)
Богоматерь Одигитрия (Около 1250)
Успение (Около 1250)
Спас Нерукотворный (1200-1250)
Богоматерь Белозерская (1200-1233)
Апостолы Петр и Павел (1200-1233)
Богоматерь Умиление Старорусская (1200-1233)