Конная группа Аничкова моста (Санкт-Петербург)
Около 1783-85 гг мост перестроен в камне по типовому проекту, в 1841 реконструирован. В 1849-50 гг на устоях моста установлены 4 скульптурные группы П.К. Клодта "Укрощение коня".
Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841г. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу.
Только отлитых им на замену и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.
В 1844г. восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846г. оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851г. мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.
Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941г. году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены копии скульптур, выполненные внуком П.К. Клодта скульптором К.А. Клодтом при участии С.М. Волнухина.
Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют.
Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил своё название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.






























Екатерине II Алексеевне, памятник (Санкт-Петербург)
Медный всадник, памятник
Тысячелетие России, памятник
Фигуры атлантов в портике Нового Эрмитажа (Санкт-Петербург)
Самсон, фонтан Петергофа (Санкт-Петербург)
Фигура атланта Большого Екатерининского дворца (Царское Село)
Русский Сцевола
Башня Главного Адмиралтейства, скульптурная группа (Санкт-Петербург)
Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием, барельеф (Исаакие...
Квадрига Аполлона на здании Александринского театра (Санкт-Петербург)
Ангел на Александровской колонне (Санкт-Петербург)
Арка Главного штаба (Санкт-Петербург)
Девушка с кувшином (Екатерининский парк Царского Села)
Благочестие и Правосудие. Аллегорическая группа на аттике здания Сенат...
Конная группа Аничкова моста (Санкт-Петербург)
Кутузову Михаилу Илларионовичу, памятник (Санкт-Петербург)
Жукову Георгию Константиновичу, памятник (Москва)
Колчаку Александру Васильевичу, памятник (Иркутск)
Пушкину Александру Сергеевичу, памятник (Пушкинская площадь, Москва)
Минину и Пожарскому, памятник (Красная площадь, Москва)
Крылову Ивану Андреевичу, памятник (Летний сад, Санкт-Петербург)
Святославу Игоревичу, памятник (с. Холки Белгородской области)
Суворову Александру Васильевичу, памятник (Санкт-Петербург)
Николаю I Павловичу, памятник (Санкт-Петербург)